2014-12-22 / Новости Законодательства
12 декабря 2014 года Комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – Комитет) совместно с Проектом ГГПОМСУ провел «круглый стол» на тему: «Реализация норм законодательства Кыргызской Республики о делегировании органам местного
самоуправления отдельных государственных полномочий».
Цель мероприятия - реализация норм Конституции и законодательства КР о делегировании органам МСУ отдельных государственных полномочий с передачей материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их осуществления, и качественного предоставления
государственных услуг местному населению с эффективным расходованием бюджетных средств.
Предыстория
Ранее Комитет с участием Проекта ГГПОМСУ,руководствуясь частью 2 статьи 76 Конституции Кыргызской Республики, в целях реализации контрольных функций по проведению в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, 25 и 28 ноября 2014 года в городах Бишкек и Ош провел расширенные заседания Комитета на тему: «Проблема законодательства в сфере местного самоуправления». Указанные мероприятия были проведены с участием полномочных представителей правительства в областях, глав государственных администраций – акимов районов, представителей органов местного самоуправления и неправительственных организаций. Участники обсуждения сформулировали актуальные проблемы законодательства следующим образом:
-
недостаточная реализация конституционных норм о разграничении функций и полномочий государственных органов и органов МСУ;
-
необходимость совершенствования порядка наложения административных взысканий административной комиссией органов МСУ на лиц, совершивших административные правонарушения в сфере МСУ;
-
необходимость совершенствования порядка обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами МСУ;
-
необходимость усиления роли Союза МСУ и муниципальных ассоциаций в части предварительного обсуждения и согласования с ними проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов местного самоуправления;
-
отсутствие порядка предоставления отчета глав исполнительных органов МСУ перед местным сообществом;отсутствие штатной единицы ответственного секретаря для айылных кенешей в целях самостоятельной организации деятельности айылного кенеша и его органов;
-
необходимость усовершенствования порядка работы совместного заседания местных кенешей и др.
В связи с чем, в целях комплексного решения вышеназванных проблем в деятельности органов МСУ, Комитетом была образована рабочая группа по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере МСУ.
Делегирование – ключевой вопрос
По итогам выездных заседаний Комитета возникла необходимость разъяснения некоторым государственным органам исполнительной власти вопросов делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.Участники обсуждения в рамках «круглого стола» отметили, что необходимо передать ряд отдельных государственных полномочий с учетом качественного предоставления услуг населению. В частности, необходимо четко определить перечень делегированных государственных полномочий, на основании этого обеспечить финансирование органов МСУ за счет республиканского бюджета.
С приветственным словом к участникам «круглого стола» выступили председатель Комитета по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству Наталья НИКИТЕНКО, представители аппарата Правительства Кыргызской Республики, аппарата Президента Кыргызской Республики, Института политики развития. Так, Н. НИКИТЕНКО отметила,что сегодня государственные органы, например,любое министерство осуществляет четко установленную отраслевым законодательством деятельность, которая касается исключительно его отрасли, а органы МСУ, соприкасаясь с деятельностью каждого министерства, государственного агентства и служб, осуществляют и собственные функции и полномочия государственных органов,установленные в отраслевом законодательстве. «К сожалению, законодательство необоснованно расширило круг функций и полномочий органов МСУ без их соответствующего финансового подкрепления, а также без соответствующего дополнения в штатных единицах исполнителей. Со стороны государственных органов не проводится соответствующий анализ при возложении на органы МСУ исполнения отдельных государственных полномочий и поручений.
Государственные функции и полномочия должны передаваться органам МСУ с целью их эффективного осуществления и качественного предоставления услуг местному сообществу с учетом возможностей и реальности их осуществления органами МСУ, поскольку все это отражается на результатах выполняемых органами МСУ собственных функций и качестве предоставления муниципальных услуг населению. Поэтому делегируемые государственные полномочия не должны создавать препятствия для решения органами МСУ вопросов местного значения.
Делегируемые государственные полномочия,которые фактически исполняются органами МСУ,должны быть оформлены в соответствии с Конституцией, законами КР «О местном самоуправлении» и «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий» и должны предусматривать четкий механизм делегирования с грамотно поставленной методикой финансирования для их реального исполнения органами МСУ», – заключила глава Комитета.
Председатель правления ИПР Надежда ДОБРЕЦОВА в своем приветственном слове отметила, что за 20 лет работы местного самоуправления в Кыргызской Республике никто так и не смог навести порядок в сфере разграничения ответственности между уровнями управления. Однако нельзя не отметить, что к концу 2014 года наметился определенный прогресс: «Если раньше все функции и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления были «свалены» в общую кучу, и гражданин не мог разобраться, кто за что отвечает, то сегодня мы имеем по крайне мере четыре списка – собственные функции местного самоуправления, делегированные государственные полномочия, муниципальные услуги и так называемые смешанные функции. По мере сил правительство и местное самоуправление начали разбираться с этими списками, однако сделать предстоит еще очень многое. Сегодня мы обсуждаем второй список, он довольно понятен,но на первый план выходит необходимость наведения порядка в финансовых отношениях между государством и местным самоуправлением. Политическая воля правительства есть, однако заметно сопротивление линейных министерств, которые боятся, что делегирование будет означать для них отъем денег и власти. Поверьте, никто ни у кого ничего не отнимает. Вопрос в том, чтобы правильно распределить нагрузку, а финансы лишь следуют за функциями. Поэтому мы очень надеемся, что в министерствах придут к понимаю необходимости внедрения настоящего, подкрепленного финансами, делегирования».
В ходе обсуждения участники мероприятия отметили, что необходимо передать ряд отдельных государственных полномочий с учетом качественного предоставления услуг населению. В частности, необходимо четко определить перечень делегированных государственных полномочий,на основании этого обеспечить финансирование органов МСУ за счет республиканского бюджета.
Одним из основных докладчиков круглого стола по данной теме, был, депутат Жогорку Кенеша Кенжебек БОКОЕВ, который одновременно является и инициатором законопроектов, направленных на приведение в соответствие двух кодексов и двенадцати отраслевых законов с требованиями Конституции и законодательства страны о делегировании государственных полномочий органам МСУ.
Далее, выступил с информацией заместитель директора ГАМСУМО Михаил ХАЛИТОВ, в лице представителя уполномоченного государственного органа по данному вопросу, который в рамках реализации постановления Правительства КР «О делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий» от 17 марта 2014 года за № 145, подробно проинформировал о возникших проблемах в процессе реализации требований законодательства о делегировании государственных полномочий органам МСУ.
В части обеспечения финансовыми средствами органов МСУ,необходимых для выполнения делегированных государственных полномочий, начальник управления по планированию и мониторинга местных бюджетов Министерства финансов Зоотбек КЫДЫРАЛИЕВ коротко рассказал об объеме дополнительного финансирования органов МСУ из средств республиканского бюджета, а также о государственных органах, изъявивших желание делегировать свои полномочия органам МСУ.
Депутат Жогорку Кенеша Абдыманап КУТУШЕВ внес предложение о совместном взаимодействии органов МСУ и соответствующих министерств и ведомств на основании договора о делегировании отдельных государственных полномочий.«Это позволит четко регулировать вопросы делегирования полномочий, а также будет способствовать сокращению дублированных функций МСУ и соответствующих ведомств», - отметил А.КУТУШЕВ. Парламентарий считает, что необходимо также основную часть налоговых поступлений оставлять органам МСУ, данный механизм позволить им самостоятельно решать ряд проблем местного значения.Депутат Жогорку Кенеша Абдимуталип КОЧКОРБАЕВ отметил, что вопрос финансирования МСУ поднимался давно, но всегда оставался на стадии обсуждения.«Сегодня мы понимаем, что роль МСУ в жизнедеятельности государства важна, именно поэтому необходимо обеспечить им финансовую независимость», - отметил А. КОЧКОРБАЕВ.
Кроме этого, участники предложили предоставить органам МСУ право инициировать нормативно-правовые акты,поскольку это будет способствовать эффективному решению социальных вопросов на местах. Председатель Комитета Наталья НИКИТЕНКО отметила, что все озвученные предложения и замечания будут учтены рабочей группой по разработке нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере МСУ.По итогам обсуждения участники «круглого стола» приняли соответствующую Резолюцию.На основании данной Резолюции Правительству Кыргызской Республики рекомендовано провести анализ действующего законодательства и привести ряд законов в соответствие с законом о порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также определить методику расчета объема трансфертов (субвенций), предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для реализации делегированных государственных полномочий.М