Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2015-01-19 / Новости Законодательства
НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Базовый реестр муниципальных услуг,предоставляемых органами местного самоуправления Кыргызской Республики,утвержден Постановлением Правительства КР за N 6 от 14 января 2015 года

Правительством КР утвержден «Базовый реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Кыргызской Республики», который направлен на улучшение системы предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, а также для повышения качества предоставляемых муниципальных услуг и их доступности.

Принятым постановлением Государственному агентству по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Правительство КР:
 
  • проекты стандартов муниципальных услуг,включенных в Базовый реестр муниципальных услуг;
  • проект Типового административного регламента предоставления муниципальных услуг.
Кроме этого, Государственному агентству антимонопольного регулирования при Правительстве КР поручено: до утверждения дополнительных перечней муниципальных услуг согласовывать тарифы на платные услуги, оказываемые в настоящее время органами местного самоуправления.Вместе с этим в постановлении Правительства органам МСУ рекомендовано руководствоваться Базовым реестром муниципальных услуг с 1 июля 2015 года.
 
Комментарии ИПР к Базовому реестру муниципальных услуг
 
Тот факт, что Правительство КР утвердило долгожданный Базовый реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами МСУ КР, одновременно породил как позитивный отклик, так и недоумение. Данный реестр стал первым основным перечнем услуг, которые будут в ближайшие два месяца стандартизированы и регламентированы. Однако при ближайшем рассмотрении п. перечня услуг по предоставлению прав на объекты муниципальной собственности возникают определенные вопросы о том, насколько отношения,связанные с предоставлением прав и/или временного пользования физическим и юридическим лицам на объекты муниципальной собственности,являются услугами, носят ли они административно-правовой характер или гражданско-правовой.
 
Необходимо отметить, что отношения, связанные с предоставлением муниципальных услуг, носят административно правовой характер,поскольку они возникают между гражданином/юридическим лицом и органами местного самоуправления по поводу обращения гражданина или юридического лица с запросом, и обязанность органов местного самоуправления оказать соответствующую муниципальную услугу.В то же время отношения, связанные с предоставлением прав и/или временного пользования физическим и юридическим лицам на объекты муниципальной собственности (земельные участки, жилые и нежилые помещения), носят гражданско-правовой характер и зависят всецело от волеизъявления правообладателя (муниципального собственника), связанного с управлением и распоряжением своей собственностью.
 
Так, согласно статье 12 Конституции Кыргызской Республики, в нашей стране признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества.Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда. Пределы и порядок осуществления собственниками своих прав и гарантии их защиты определяются законом.
 
Согласно статье 222 Гражданского кодекса КР и части 2 статьи 2 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество», органы МСУ вправе по своему усмотрению приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, необходимой для решения вопросов местного значения.Таким образом, органы МСУ, как и другие собственники (граждане, юридические лица и государство) по отношению к своей собственности, имеют полное право на управление и распоряжение муниципальной собственностью по своему усмотрению. Запросы физических и юридических лиц по предоставлению права собственности и/или временное пользование на объекты муниципальной собственности являются для них не обязательными.
 
Полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью ими реализуются в рамках своего права собственности на объекты муниципальной собственности и должны быть направлены на эффективное управление муниципальной собственностью с целью увеличения активов и иных экономических и финансовых возможностей муниципалитета решать вопросы местного значения. Исходя из этого, органы МСУ, как и любой другой собственник имущества, самостоятельно решают, какое муниципальное имущество продавать/предоставлять, а какое имущество оставить в муниципальной собственности. Никто не вправе вмешиваться в эти вопросы органов МСУ и требовать от них обязательного предоставления прав на объекты муниципальной собственности. Предоставление физическим и юридическим лицам права собственности и/или права временного пользования муниципальным имуществом является исключительным ПРАВОМ органов МСУ, а не обязанностью, за исключением отдельных случаев, установленных жилищным законодательством.
 
Здесь нужно четко обозначить, что ПП КР под «услугой по предоставлению чего-либо» понимает только услугу по рассмотрению указанных заявлений и оформлений документации, но никак не предоставление прав на объекты муниципальной собственности.Кроме того, ГАМСУМО при разработке стандартов услуг по предоставлению прав на объекты муниципальной собственности, перечисленных в п. 2 реестра, необходимо четко расписать, что именно оформление документации по предоставлению прав на объекты муниципальной собственности будет происходить на бесплатной основе, но не переход самих объектов недвижимости. В противном случае данная редакция позволяет трактовать таким образом, что, согласно пп. 2.3, 2.4, 2.7, 2.8, муниципальные земли и помещения будут предоставляться бесплатно, что не соответствует законам, регулирующим порядок и условия предоставления прав на объекты, находящиеся в муниципальной собственности.
 
Такими нормативными правовыми актами являются Земельный кодекс КР и Закон КР «О муниципальной собственности на имущество». Так статья 11 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество» предусматривает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть отчуждено путем купли-продажи,приватизации или мены. Приватизация муниципального имущества осуществляется следующими методами: продажа на аукционе; продажа на конкурсе; передача в управление с последующим выкупом; передача в аренду с последующим выкупом; внесение в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ.
 
Что касается передачи ограниченных прав на имущество, то, согласно ст. 15, предоставление объектов муниципальной собственности в пользование и аренду производится путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона, законодательством КР, решениями местных кенешей. Кроме того, ст. 25 Земельного кодекса КР регулирует предоставление земельного участка в собственность или в пользование, а ст. 29 - предоставление земельного участка в собственность или в пользование на торгах.