Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Отзыв политическими партиями депутатов городских кенешей признан неконституционным, но желание партий самим решать судьбу депутатов остается

2015-03-16 / Новости Законодательства
Отзыв политическими партиями депутатов городских кенешей признан неконституционным, но желание партий самим решать судьбу депутатов остается

17 февраля 2015 года Президентом КР подписан Закон КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР», который предусматривает поправки в законы КР «О выборах депутатов местных кенешей», «О статусе депутатов местных кенешей», «О местном самоуправлении», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР». Поправки внесены для исключения отдельных норм названных законов, которые признаны Конституционной палатой неконституционными. Это нормы о досрочном прекращении полномочий депутатов городских кенешей по отзыву руководящего органа политической партии на осно- вании предложения депутатской фракции.

Впредь политические партии не могут отзывать депутатов городских кенешей на основании предложения депутатских фракций
 
Конституционная палата Верховного суда КР признала неконституционными абзац восьмой части 5 статьи 1, части 2статьи 2, части 1 статьи 3 Закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 16 октября 2013 года за № 192. Именно этим законом руководящие органы политических партий были уполномочены отзывать депутатов городских кенешей на основании предложения депутатских фракций.Следует отметить, что данная норма не распространялась на депутатов айылных кенешей ввиду того, что там не образуются депутатские фракции по партийной принадлежности. Основанием для рассмотрения данного вопроса в Конституционной палате явились заявления гражданки А. Ш. ОСМОНОВОЙ и гражданина А. А. ТАГАЕВА, которые 25 ноября 2012 года по результатам выборов в местные кенеши были избраны депутатами Джалал-Абадского городского кенеша из единого списка политической партии «Онугуу». Но вскоре после вступления в силу Закона от 16 октября 2013 года за № 192 их полномочия были досрочно прекращены на основании отзыва руководящего органа политической партии «Онугуу», из-за выхода депутатов городского кенеша из состава фракции «Онугуу».
 
Свое решение Конституционная палата Верховного суда КР обосновывает следующим образом: «В соответствии с нормами Конституции, депутаты местных кенешей избираются гражданами,проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с соблюдением равных возможностей в порядке, установленном Законом (часть 1 статьи 112). Избрание кандидата в депутаты местных кенешей является прямым действием волеизъявления граждан. Единственным субъектом, способным избирать своих представителей, является исключительно соответствующее местное сообщество. На основании выборов и итогов выборов кандидат занимает должность депутата местного кенеша. В этой связи депутаты через представительные органы, в соответствии с принципом народного суверенитета, считаются носителями власти местного сообщества.
 
В сфере конституционного права отзыв депутата – это отзыв его мандата раньше назначенного срока лицом, уполномоченным предоставлять депутатский мандат. Отзыв депутата тесно связан с выражением воли избирателей и считается прямой формой демократии, основы отзыва, процедуры его реализации утверждаются законами.От взаимоотношений между институтом отзыва и депутатским мандатом складывается императивный или свободный характер мандата.Свободный депутатский мандат – это характер мандата, который дает возможность действовать депутату на основе своих убеждений ради интересов народа, и поскольку он не связан с запросами избирателей, его отзыв не допускается.
 
Императивный мандат – это депутатский мандат, определяющий ответственность депутата перед избирателями и допускающий его отзыв до истечения его срока полномочий.В части 3 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей» депутаты местного кенеша большинством голосов от их общего числа вправе возбудить вопрос об отзыве депутата соответствующего кенеша, в случае систематического отсутствия без уважительных причин на сессиях местного кенеша более четырех раз подряд, а также за неисполнение решений и поручений местного кенеша. Порядок отзыва депутата регулируется нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Следовательно, мандат депутата местного кенеша является императивным мандатом».
 
Как бы то ни было, отзыв депутата,определяясь волей избирателей,должен осуществляться способами,приближенными к выборам
 
При этом, рассматривая отзыв депутата руководящим органом политической партии вместе с досрочным прекращением полномочий депутата,где одним из оснований предусматривается отзыв депутата избирателями, следует, что такое положение приводит к возникновению партийного императивного мандата.Досрочный отзыв депутата приводит к тому, что судьба мандата решается руководящим органом партии. Такое явление допускает возможность политическим партиям распоряжаться мандатом по своему усмотрению и при отзыве мандата принимать субъективные решения. Вместе с тем создаются предпосылки установить неограниченный партийный и фракционный контроль над депутатом.
 
Отзыв депутата городского кенеша на основании предложения соответствующей депутатской фракции руководящим органом политической партии при решении вопросов местного значения может привести не к управлению вопросами местного самоуправления, а к партийному управлению. Также это положение создает условия политическим партиям вмешиваться в действия органов местного самоуправления. Тогда как, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Конституции, в Кыргызской Республике запрещается слияние государственных, муниципальных и партийных институтов.
 
Следовательно, рассматриваемая норма Закона об отзыве депутата руководящим органом политической партии на основании предложения соответствующей депутатской фракции приводит к нарушению закрепленных в Конституции демократических принципов народного суверенитета и принципа независимости органов местного самоуправления (1, 2 части статьи 2, часть 1 статьи 110).
 
Следует отметить, что закон, подписанный Президентом, исключающий отзыв депутата городского кенеша руководящим органом политической партии, одновременно дополняет перечень случаев досрочного прекращения мандата депутата новым положением – возможностью досрочного прекращения полномочий депутата городского кенеша в случае его выхода из фракции.
 
Данное дополнение внесено, видимо, для полной реализации требований части 5 статьи 21 Закона КР «О местном самоуправлении», где установлено, что избранные депутаты городских кенешей, в соответствии с партийной принадлежностью, объединяются в депутатские фракции. Но как показывает жизнь, отдельные депутаты городских кенешей стали практиковать случаи выхода из состава фракции по разным причинам и начали осуществлять депутатские полномочия в местном кенеше, оставаясь свободными депутатами.
 
Например, основанием отзыва депутатов Джалал-Абадского городского кенеша А. Ш. ОСМОНОВОЙ и А. А. ТАГАЕВА, избранных по единому списку политической партии «Онугуу», также были их заявления о выходе из состава фракции и нахождение их в городском кенеше в качестве свободных депутатов.Наверное поэтому законодатели в рамках исключения такого рода нарушений закона предложили дополнительный случай досрочного прекращения мандата депутата – выход из фракции.Однако эксперты делают вывод, что в дополнительной норме законодателями не четко установлены «правила игры», не конкретизированы случаи досрочного прекращения полномочий депутата при выходе из фракции. На практике при применении данной нормы могут возникнуть спорные ситуации.
 
Необходимо уточнить, в каком случае выход депутата из фракции считается законным: если депутат пишет заявление о выходе из фракции по собственному желанию, которое равно заявлению депутата о сложении депутатских полномочий по собственному желанию, или если фракция по своему усмотрению большинством голосов принудительно исключает депутата из состава фракции.Или новое положение включает обе ситуации?В случае, если депутатская фракция большинством голосов принудительно исключает депутата из фракции, то процесс, признанный неконституционным, может явно повториться.
 
Если депутат по собственному желанию хочет выйти из фракции, зная о последствиях досрочного прекращения его мандата, тогда есть ли смысл депутату выходить из фракции, когда он может в таком случае написать заявление о сложении своих полномочий по собственному желанию? Поэтому вышеуказанная норма явно требует точной формулировки, конкретизации, ибо спорные ситуации на практике неизбежны.
 
Местным кенешам предоставлено право увеличивать базовые ставки земельного налога
 
Законом КР «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс КР» от 31 декабря 2014 года № 182 всем местным кенешам предоставлено право увеличивать базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом балла бонитета почв, а также за неиспользование сельскохозяйственных угодий, за исключением случаев непреодолимой силы, не чаще одного раза в течение календарного года и не более чем в три раза (п. 6 ст. 337). Ранее это право принадлежало районным кенешам. Кроме того, значения зонального коэффициента Кз при расчете базовой ставки налога теперь устанавливаются местными кенешами один раз в 3 года (ранее было не чаще, чем один раз в год). Поменялись и пределы значений зонального коэффициента Кз.
 
Ранее они были общими для всех населенных пунктов и составляли значения от 0,3 до 1,2, а теперь это зависит от расположения: 1) в городе Бишкеке – от 0,6 до 3; 2) в городе Оше – от 0,3 до 3; 3) в других населенных пунктах – от 0,3 до 1,2. С одной стороны, это новые возможности для пополнения местного бюджета, с другой – это потребует от депутатов местных кенешей более вдумчивой работы по управлению землями, а также наличия специальных знаний по данному вопросу.М