Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Управление земельными ресурсами: прогресс, проблемы и перспективы

2015-06-17 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Управление земельными ресурсами: прогресс, проблемы и перспективы

Весной 2015 года в Бишкеке были рассмотрены актуальные вопросы управления земельными ресурсами и муниципальной собственностью. Обсуждение было инициировано Институтом политики развития в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (ГГПОМСУ) при участии Болота АСАНАКУНОВА, эксперта по управлению муниципальной собственностью, и Венеры БОЛТОБАЕВОЙ, эксперта LBD – consulting.Вопросы и задачи, поставленные организаторами «круглого стола», были рассмотрены при активном участии депутатов Жогорку Кенеша КР, руководителей органов МСУ и депутатов айылных кенешей некоторых муниципалитетов, представителей государственных органов и ГАМСУМО, СМИ и организаций гражданского общества.

В ходе «круглого стола» Венера БОЛТОБАЕВА представила участникам обзор проблем в управлении землями ГФСУ, в области управления землями населенных пунктов, проблем в области трансформации земель и освоения малопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Эксперт в сфере муниципального управления Болот АСАНАКУНОВ представил тему «Управление муниципальной собственностью». Выступление было посвящено конкретным результатам исследования коучинга в пилотных муниципалитетах Проекта ГГПОМСУ. В частности, обзору законодательства, регламентирующего процессы управления муниципальной собственностью; проблемам и инструментам решения проблем, связанных с эффективным и прозрачным управлением муниципальной собственностью в муниципалитетах.
 
Глава айыл окмоту Кол-Торского муниципалитета Кубанычбек АЗИЗОВ рассказал о недоимках по сбору земельного налога с невостребованных земель, которые накапливаются много лет: «На невостребованные земли устанавливается план сбора по земельному налогу, который не выполняется. В свое время была проведена земельная реформа, в процессе которой земли были распределены на земельные доли. Но многие из них до сегодняшнего дня не обрабатываются. Не могу обойти вниманием и проблему трансформации земель. С нашей стороны – со стороны муниципалитетов – готовятся пакеты документов по переводу земельных участков из одной категории в другую, зачастую в категорию земель под ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Пакеты документов отправляются в Республиканскую комиссию, а обратной связи нет, вопросы годами остаются нерешенными».
 
Представитель Проекта «Агрогоризонт» Тамчыбек ТУЛЕЕВ отметил, что на сегодняшний день нет единого государственного органа, управляющего зе-мельными ресурсами. Единый орган должен в себе совмещать все функции по контролю за эффективным использованием земельных ресурсов, а также государственной регистрацией прав. По его словам, есть норма, которая гласит, что 10% поступлений от арендной платы должны поступать на мелиоративное улучшение данных земель, но эта норма на сегодняшний день не исполняется. Глава Юрьевского АО Бек ДЖЕКШЕНБАЕВ привел пример, связанный с оформлением бесхозных земель: «В нашем АО есть около сотни земельных участков, которые на сегодняшний день являются бесхозными. Мы неоднократно обращались в органы Госрегистра с просьбой признать эти земли бесхозными, но там просят справки о местонахождении и смерти собственников данных участков, которые мы не можем предоставить, так как эти земли были выданы еще в начале 2000-х годов.
 
Данные земли мы передаем в краткосрочную аренду до востребования, сроком на 1 год, но когда поступления от аренды повышаются, органы Счетной палаты и прокуратуры спрашивают, почему мы не оформляем данные земли как бесхозные».Директор Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество ГРС Нарынбек ИСАБЕКОВ отметил, что Земельный кодекс был принят до внедрения института частной собственности. Поэтому изменения в Земельный кодекс вносятся реактивным способом, в результате чего возникает немало проблем. «Мы готовим предложение об отмене Государственных актов, «красных» и «синих» книжек, чтобы человек мог просто распечатать документы из компьютера, а не тратить время на очереди, на оформление.По результатам «круглого стола» участники приняли Резолюцию, которая рекомендует Правительству Кыргызской Республики в кратчайшие сроки:
 
  • провести анализ действующего законодательства Кыргызской Республики, регулирующего вопросы управления органами местного са моуправления, земельными ресурсами и муниципальной собственностью, подготовить и внести в установленном порядке в Жогорку Кенеш проекты законов, направленных на устранение противоречий и пробелов в действующем законодательстве в области управления земельными ресурсами, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
  • разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша КР проект Закона КР о внесении изменений и дополнений в Типовое положение об условиях и порядке предоставления земель ГФСУ в аренду, утвержденное постановлением Жогорку Кенеша КР 29 июня 2007 года, № 1997–III, предусматривающее:
  • методику определения лотов и стартовой арендной платы при предоставлении земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;
  • порядок предоставления деградированных земельных участков Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;
  • порядок предоставления земельных участков Государственного фонда сельскохозяйственных угодий семеноводческим, племенным, экспериментальным и др. хозяйствам;
  • разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша КР проект Закона КР о внесении изменений и дополнений в Закон КР «О трансформации» и Временное положение о порядке перевода (трансформации) земельных участков, регулирующих порядок рассмотрения республиканской комиссией заявлений о переводе земельных участков.

 

Похожие материалы: