Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

СИНС – как это было? Александровский АА Московского района Чуйской области

2015-11-07 / Новости Проекта ГГПОМСУ
СИНС – как это было? Александровский АА Московского района Чуйской области

СПРАВКА Александровский АА расположен на расстоянии 12 км от районного центра с. Беловодское и на расстоянии 33 км от Бишкека. В аймак входят три села – Крупское, Беш-Көрүк и Александровка. Площадь АА – 120 га, аппарат АО – 19 человек, местный кенеш – 21 депутат, население – 16 326 человек (женщин – 51%), количество домохозяйств – 3476. Этнический состав: кыргызы, дунгане, русские, белорусы, азербайджанцы, немцы, уйгуры, татары, узбеки и др.

Совместное изучение нужд сообщества Практическое внедрение Модели участия граждан в МСУ началось в муниципалитете в августе 2015 года проведением комплекса СИНС-мероприятий (совместное изучение нужд сообщества), в которых приняли участие 348 человек всех возрастных групп, включая 189 женщин. Для этого из числа лидеров местного сообщества, депутатов АК и сотрудников АО была создана рабочая группа, численностью 13 человек. План деятельности и график работы рабочей группы утвержден распоряжением главы № 133 от 28.07.2015 года.В трех селах с каждой из возрастных групп проведена работа по выявлению приоритетных проблем аймака, всего состоялось 13 СИНС-сессий, включая одну специальную сессию с женщинами в с. им. Крупской. Активные участники СИНС-сессий затем были приглашены на три СИНС-фокусгруппы для совместного анализа выявленных на сессиях приоритетных проблем.

В процессе СИНС-сессий были применены следующие методы: «Картирование» (метод служит средством изучения местного сообщества и его ресурсной базы; основная задача составления карт заключается не в картографической точности, а в сборе необходимой информации о местном восприятии ресурсов); «Диаграмма Венна» (метод применяется для выявления организаций и учреждений, оказывающих услуги местному населению, изучения значимости организаций и учреждений, изучения взаимосвязей между гражданами, организациями и учреждениями, изучения мнения о роли органов МСУ в жизни граждан и работе организаций и учреждений); «Пирог» (метод применяется для изучения информированности населения о структуре расходов и доходов местного бюджета, а также для выявления тем и проблем, по которым органу МСУ стоит организовать общественные слушания, участники распределяют расходы местного бюджета по долям от общего объема местного бюджета путем разделения «пирога»); «Галерея проблем» (метод позволяет ранжировать выявленные проблемы) (см. Табл. 1).

Опыт применения метода «Пирог» во многих муниципалитетах практически всегда показывает один и тот же результат – большинство участников ничего не знают о местном бюджете и задаются вопросами, как они могут разделить местный бюджет по проблемам, не зная, сколько и куда тратятся деньги. Однако интерес к распределению бюджета традиционно большой. Фасилитатор данной сессии в лице бухгалтера АВП Марем ЯНДАУРОВОЙ разъяснила участникам, что одна из задач проведения комплекса СИНС-мероприятий как раз заключается в том, чтобы помочь участникам понять,что собой представляет местный бюджет, какие могут быть расходы. Данное упражнение подталкивает граждан начать разбираться в бюджете,пусть не в деталях, но хотя бы в общей структуре.Одна из участниц выразила свое мнение о данном упражнении следующим образом: «Я получила общее представление о том, из чего состоит местный бюджет и куда уходят деньги. Теперь я со знанием дела буду спрашивать у айыл окмоту о том, как они поделили «пирог».
 
Активно участвуя в СИНС-сессиях, жители муниципалитета задались вопросом, как их мнение будет учитываться при принятии решений по выявленным проблемам. Также они выразили заинтересованность в проведении общественных слушаний по бюджету, рекомендовали друг другу активно принимать участие в работе АО и в жизни села,стать более информированными по всем вопросам местного самоуправления. Специалист по инвестициям айыл окмоту Будеза ЯГУЗОВА подвела итоги,высказав мнение о том, что процесс СИНС-сессий позволяет работать со всеми возрастными группам, это делает орган МСУ более информированным и подотчетным местному сообществу. Население, в свою очередь, начинает больше доверять местному самоуправлению, активнее участвует в решении проблем. Чувствуется, что граждане стали ближе к местному самоуправлению, а ведь буквально недавно многие открещивались от общих проблем, говоря «моя хата с краю».
 
Также Будеза ЯГУЗОВА сформулировала задачи для айыл окмоту: «Не все еще в аймаке «проснулись», теперь наша задача больше и шире информировать население, активно использовать информационные стенды и выпускать информационный бюллетень, чаще проводить общественные собрания, сходы, слушания».Результат – ранжированный список приоритетных проблем сообщества Применение этих методов позволило сообществу Александровского АА проявить активность,свободу выражения идей и мыслей, «вытащить» на свет максимум информации о проблемных зонах айылного аймака. Комплекс СИНС-мероприятий позволил органам МСУ убедиться, что граждане хорошо понимают проблемы села и четко распределяют приоритеты. Кроме того, комплекс СИНС-мероприятий позволил убедиться, что учтены потребности различных групп населения: в трех селах аймака в СИНС участвовали мужчины и женщины, пожилые и молодые, здоровые и люди с ОВЗ . При этом потребности и приоритеты различных групп могут отличаться и отличаться существенно.
 
Например, взрослые от 36 до 55 лет уже вырастили своих детей, поэтому их не беспокоит состояние школ, но волнуют дороги, мосты, развитие спорта и досуг подросшей молодежи. Также многих представителей этой возрастной группы волнует отсутствие условий для дошкольного образования, видимо потому, что у них уже появились внуки. А вот группу старших, в возрасте старше 56 лет, совсем не беспокоит развитие спорта и досуг молодежи, хотя очень волнует недостаток мест в детских садах.Итак, Александровский АА выявил ряд ранжированных по степени приоритетности проблем, теперь, с целью выстраивания одного списка по селу, рабочая группа объединила приоритетные проблемы трех групп по схожести и количеству голосов. В результате пять проблем набрали наибольшее количество голосов и стали приоритетными для местного сообщества, а первыми в списке оказались питьевая вода и дошкольное образование.Что делать с ранжированным списком проблем дальше Планировать их решение общими усилиями!
 
Планировочная сессия В планировочной сессии приняли участие 58 самых активных участников совместного изучения нужд сообщества, а также депутаты местного кенеша, специалисты айыл окмоту, эксперты, лидеры местного сообщества и сотрудники бюджетных организаций Александровского АА. На этом этапе важно было обсудить выявленные проблемы в более расширенном и детальном формате, для чего по каждому блоку проблем были подготовлены специальные доклады-презентации. Член рабочей группы, заместитель главы айыл окмоту Д. КАЙНАЗАРОВ презентовал доклад «Техническая инфраструктура: дороги, освещение, мусор». Тема была раскрыта широко, участники задавали вопросы и вносили предложения. Например, относительно дорог: перед тем, как прокладывать новый слой асфальта, необходимо убрать старый; не ждать спонсоров, а своими силами разровнять грейдером плохие дороги в селе им. Крупской; в первую очередь решать проблему тротуаров и освещения; установить на дорогах пешеходные переходы и светофоры; привести в порядок подземные переходы.
 
Перспективной с точки зрения разработки целой концепции по решению одной из приоритетных проблем аймака стала тема питьевой воды, представленная членом рабочей группы, председателем СООППВ Ш. ЛЕБУЗОВЫМ, – «Проблемы, связанные с доступом к питьевой воде». Прозвучали предложения: обеспечить своевременную оплату за подачу воды; привлечь инвестиции для ремонта и строительства очистных сооружений; ввести штрафные санкции; проводить обучение культуре пользования водой в семье, школе, общественных местах и т.д. Также участники поддержали предложение поднять тариф за питьевую воду на 5 сомов, так как выросли тарифы на электричество. Однако прежде решено было сделать опрос граждан о том, согласны ли они с повышением тарифа. Также со стороны участников поступило предложение о необходимости проведения сходов по данному вопросу. На что презентатор ответил тем, что опрос позволит учесть мнение каждого жителя, а сходы собирают малое количество людей, но сходы можно провести по результатам опроса.
 
Две актуальные темы были объединены в одну презентацию «Качественное дошкольное и школьное образование», представленную членом рабочей группы, школьным учителем М. ЛЕБУЗОВЫМ. Тема вызвала бурную дискуссию, т.к. нехватка мест в детских садах стала острой проблемой для всех жителей муниципалитета. Участниками были озвучены следующие предложения: подключить родителей детей дошкольного возраста, которые всегда помогут; нет необходимости строить новый детский сад, когда есть готовое недостроенное здание, оно разрушается с каждым годом, и нужно просто капитально его отремонтировать; необходимо активно осуществлять поиск инвестиций посредством привлечения спонсоров и стимулирующего гранта из республиканского бюджета. Презентацию «Нет условий для развития культуры» представила член рабочей группы, сотрудник АО М. МАМЕТОВА. В одном селе Дом культуры находится в аварийном состоянии, из-за протечки воды происходит разрушение стен и оборудования, а в двух других селах вообще отсутствуют здания клубов, и требуется строительство новых.
 
По словам презентатора, это критически важный вопрос, и пока само население не заинтересуется и вместе с органом МСУ не возьмется серьезно за решение данной проблемы, то говорить о культуре вообще не имеет смысла. В этой же презентации была раскрыта тема «Доступ к медицинским услугам», где показано наличие достаточно серьезных проблем в этой сфере, а именно: нет родильного отделения, нет помещения для скорой медицинской помощи, помещений для оказания всех медицинских услуг населению (УЗИ, спец. лаборатории для анализа и мн. др.). Участники высказали свои предложения: есть добротные помещения, здания, которые пустуют, их можно использовать, старое здание нужно отремонтировать под лабораторию; прозвучали такие заверения с их стороны: «Мы найдем все необходимое оборудование и найдем спонсоров для решения данной проблемы».Приоритетную проблему по теме «Нет доступа информации по местному бюджету» представил Керим ШЫСЫР, член рабочей группы, депутат местного кенеша. По его словам, в этой сфере в АА работа практически не велась: не хватает информационных стендов и, соответственно, информация о местном бюджете отсутствует в местах массового скопления людей, нет информации о планируемых сессиях местного кенеша, жители пассивно принимают участие в сходах и бюджетных слушаниях.
 
Со стороны участников прозвучали такие предложения: в первую очередь депутаты АК должны информировать население о местном бюджете – как он исполняется, куда тратятся наши деньги; за несколько дней вперед нужно развесить и раздать краткую информацию для ознакомления, а не ставить перед фактом в день мероприятия. Многие рациональные предложения и острые вопросы озвучила Радия ЛИВАЗА, председатель ОО «Щинщу»: «У нас 21 депутат в местном кенеше, но собрать их на сессию трудно, поэтому и не получается оперативно решать проблемы села. А вот когда нужно снимать с должности главу АО, все без исключения быстро собираются. Прежде всего, депутаты должны быть ответственными перед избирателями, выполнять возложенные на них обязательства, им поверило население, отдав свои голоса на выборах,надеясь что они будут защищать их интересы».В заключение один из участников добавил: «Мы при СИНС-сессиях упустили очень важную проблему – это пункты забоя скота. Сейчас требуется экспертиза качества мяса, анализы, нам нужно срочно построить современную станцию по убою скота».Участники согласились с этим мнением и предложили включить проблему в один из разделов при разработке плана совместных действий (ПСД).
 
Создание инициативных групп (ИГ) и группы совместного мониторинга и оценки (СМиО) Когда приоритетные проблемы выявлены и ранжированы, примерные направления работы определены, важно детально проработать план совместных действий, а затем проводить мониторинг его реализации. Для этого сообщество формирует инициативные группы (ИГ), а органы МСУ совместно с сообществом – группу совместного мониторинга и оценки (ГСМиО). В Александровском АА к выбору членов групп отнеслись очень тщательно, кандидатов подбирали с учетом специфики деятельности и активной общественной позиции. Были и те, которые проявили собственную инициативу участвовать в ИГ, что говорит о готовности людей активно проявить свою гражданскую позицию и внести свой вклад в развитие аймака. Общее количество ИГ соответствовало количеству отобранных приоритетных проблем, число членов составляло 7 или 9 человек:
 
  • техническая инфраструктура: дороги, освещение, мусор – 7 человек;
  • питьевая вода – 7 человек;
  • качественное дошкольное и школьное образование – 9 человек;
  • культура и здравоохранение – 9 человек;
  • доступ к информации о бюджете – 7 человек.
Оперативно и четко были отобраны кандидатуры в группу совместного мониторинга и оценки (группа СМиО) в количестве пяти человек, положительным фактом стало то, что все без исключения выбрали в качестве председателя группы СМиО самого объективного и справедливого, по мнению участников мероприятия, представителя сообщества –Радию Маликовну ЛИВАЗУ, председателя ОО «Щинщу». Остальные члены группы СМиО также единогласно были поддержаны всеми участниками мероприятия: Паншер ЛУГМА (инспектор ВУС), Елена БАГИЕВА (завуч школы), Асия СВАРОВА (учитель), Мухамед ДЖЕДЖЕЗА (депутат АК), Улан УМЕТОВ (директор школы), Галина ВОДОВСКАЯ (директор школы).М
Гуляим ШАМШИДИНОВА, Медет СУЛТАМБАЕВ,
специалисты Проекта ГГПОМСУ

 

Похожие материалы: