2015-12-09 / Новости Проекта ГГПОМСУ
В 2011-2012 годах Кыргызстан столкнулся с исчезающим после 2010 года вектором децентрализации в системе управления и уходом доноров из темы местного самоуправления. Более того, в 2013 Кыргызстан столкнулся с угрозой обратного политического процесса – централизации и усиления вертикали исполнительной государственной власти в ущерб интересам местного самоуправления и местных сообществ. Вернуть внимание лиц, принимающих политические решения, к вопросам развития местного самоуправления через продолжение уже положительно зарекомендовавшей себя децентрализации было крайне важно для страны.
(Диаграмма . Мнение граждан о воздействии Проекта ГГПОМСУ на условия жизни в пилотных областях)
Именно в таких условиях начинал работать Проект, от которого требовалось много усилий и активной работы не только на местном, но и на национальном уровне. Эффективное местное самоуправление при децентрализованной системе, как правило, характеризуется реальной возможностью граждан участвовать в принятии решений на местном уровне,в бюджетном процессе, реальной подотчетностью органов власти местному сообществу. Такая подотчетность гарантирует предоставление услуг органами местного самоуправления в максимальном приближении к потребностям местного сообщества при прозрачном и целевом использовании средств местного бюджета. И именно в достижении усиления участия граждан в формировании местных бюджетов с одной стороны, и в повышении качества предоставления услуг органами МСУ при использовании местных финансов должным образом, с другой стороны, заключается общая цель Проекта.
Первые три года Проект работал с 29 пилотными и около 100 партнерскими муниципалитетами на территории Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей, где были достигнуты успехи, подтверждающие вышеуказанные характеристики децентрализованной системы управления. Для достижения цели Проект проводил комплекс мероприятий на разных уровнях, включая работу по повышению потенциала органов МСУ и местного сообщества, по применению на практике органами МСУ и активными гражданами полученные новые знания.Также проводилась активная работа с государственными органами для поддержки их усилий в реформах, направленных на развитие МСУ, на децентрализацию с акцентом на реформы межбюджетной финансовой системы, достижение ясности в разграничении и финансировании делегированных полномочий;для создания системы повышения квалификации муниципальных служащих.Реальная подотчетность перед местным сообществом всегда положительно сказывается на взаимоотношениях, на уровне доверия сторон друг к другу.
В рамках данного Проекта мы видим подтверждение тому, что повышение потенциала и усиление подотчетности органов МСУ местным сообществам способствует росту доверия к системе местного самоуправления. Данные Национального статистического комитета КР подтверждают рост доверия к МСУ в целом, а в областях, где Проект работал в первой фазе, уровень доверия оказался даже выше, чем средний по стране. Согласно результатам опросов, проведенных в сельских и некоторых городских муниципалитетах КР, в рамках проекта в конце 2012 и 2014 годов (2200 респондентов), 41% респондентов в Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областях считают, что условия жизни в муниципалитетах стали лучше.Эти достижения стали возможными благодаря внедрению разработанной Проектом ГГПОМСУ Модели участия граждан в местном самоуправлении Кыргызской Республики. Модель доказала свою жизнеспособность и практическую пользу в пилотных областях и продолжается внедряться. Модель, ее механизмы и инструменты детально описаны в Комплексе учебных материалов «Участие граждан в местном самоуправлении Кыргызской Республики», состоящем из пяти частей и продолжающемся.
Модель включает принципы изучения нужд сообщества, планирования развития территории и деятельности органов МСУ на основе нужд сообщества, местных приоритетов; общественный мониторинг работы органов МСУ в отношении вопросов местного значения; а также отчетность органов местного самоуправления перед местным сообществом, полную прозрачность и подотчетность в вопросах формирования и исполнения местных бюджетов. Работа Проекта на национальном уровне была сосредоточена на сотрудничестве с Жогорку Кенешем, аппаратом премьер-министра, Министерством финансов, Государственным агентством по МСУ и межэтническим отношениям и другими государственными органами. Сотрудничество заключалось преимущественно в предоставлении юридической, экспертной и технической экспертизы. Совместно с партнерами Проект ГГПОМСУ регулярно проводил общественные обсуждения предлагаемых реформ.
Проект также использовал другие инструменты продвижения вопросов децентрализации и поддержки положительного имиджа МСУ среди широкой общественности. Последнее было достигнуто с помощью различных каналов, включая средства массовой информации, представители которых прошли обучение, участвовали в общественных дискуссиях, в специально организованных пресс-сессиях и турах в пилотных муниципалитетах. Деятельность проекта в первой фазе подтвердила, что прозрачность бюджета и подотчетность органов МСУ местным сообществам должны привести к улучшению местных услуг, так как знающие свои права, права и обязанности органов МСУ жители озвучивают свои потребности, требуют информацию, вносят конструктивные предложения и в целом более активно участвуют в местном самоуправлении.
Во время реализации 1-й фазы Проекта Правительством Кыргызской Республики была проделана большая работа по совершенствованию государственных и муниципальных услуг, однако улучшения муниципальных услуг пока ограничивались нормативной базой. Таким образом, возникла большая потребность в поддержке Кыргызстана в отношении улучшения услуг, предоставляемых на местном уровне. И Правительство Швейцарии, изучив результаты работы Проекта ГГПОМСУ и оценив эту потребность, приняло решение о продолжении и развитии сферы оказания поддержки Кыргызстану, открыв новый Проект по улучшению услуг на местном уровне.