Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Результат 2. Повышен управленческий потенциал МСУ для реагирования на нужды граждан

2015-12-11 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Результат 2. Повышен управленческий потенциал МСУ для реагирования на нужды граждан

Более 700 000 жителей получили пользу от улучшения управленческого потенциала органов МСУ, которые стали подотчетными перед местными сообществами за решение проблем, озвученных в ходе 250 СИНС-сессий. Органы МСУ наладили диалог с обученными представителями местных сообществ, обеспечили местное сообщество возможностью участия в обсуждениях бюджета. За три года в муниципалитетах двух пилотных областей было проведено более 80 общественных бюджетных слушаний, в результате которых по замечаниям и предложениям жителей было внесено 176 изменений в местные бюджеты для решения озвученных гражданами проблем.

Органы МСУ проводили слушания как по проектам бюджетов,так и по их исполнению. Для многих жителей такие мероприятия стали откровением, кто-то уходил озадаченным ограниченностью ресурсов, кто-то – удивленным низким уровнем оплаты труда сотрудников аппарата АО, а кто-то – готовым «разбираться дальше и докопаться до реальных цифр».Другие были готовы вместе с соседями платить больше за вывоз мусора или собираться для ремонта объекта при условии, что за счет местного бюджета будут закуплены материалы. Разные муниципалитеты – разные впечатления, но объединяет их то, что участники слушаний уходили проинформированными, заинтересованными и неравнодушными.
 
2.1. Опыт органов МСУ по вовлечению местных сообществ в бюджетный процесс на местном уровне Органы МСУ обеспечивают доступ к бюджетной информации для общественности и вовлекают местные сообщества в процесс принятия решений на местном уровне. Муниципалитеты в пилотных областях применяют различные инструменты для обеспечения участия сообщества в бюджетном процессе, в том числе через проведение бюджетных слушаний, публикацию бюджетной информации (проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджета, КОБов – краткое описание бюджета – на доступном языке с элементами инфографики). 29 целевых муниципалитетов были оснащены ком пьютерным оборудованием для лучшего функционирования финансовых отделов, специальным оборудованием для лучшего проведения общественных слушаний, сходов, собраний (громкоговорители, оборудование для усиления звука, проведения презентаций и т.д.).
 
В более чем 50 селах муниципалитетов Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей установлено более 60 информационных стендов, где размещена информация о работе ОМСУ, местного кенеша  о планах и отчеты об исполнении, информация о местном бюджете и другие виды информации в соответствии с требованиями Закона «О доступе к информации». Все 29 пилотных муниципалитетов научились и стали выпускать информационные бюллетени, в которых они рассказали о выполнении планов по решению выявленных в ходе СИНС проблем и других вопросах местного значения, об активном участии в местном самоуправлении членов Инициативных групп и групп СМиО.
 
2.2. Повышение уровня знаний среди сотрудников органов МСУ и депутатов местных кенешей В рамках Проекта проводилось много обучающих мероприятий, включая тренинги по правовым основам МСУ, роли и функциям МСУ, управлению муниципальными финансами, участию сообщества в бюджетном процессе, прозрачном управлении общественными ресурсами, общественным бюджетным слушаниям, организации и проведению сходов и других общественных мероприятий, порядку обсуждения и принятия Устава местного сообщества и др. Результаты обязательного тестирования обуча-емых показали, что среди 16 300 представителей ОМСУ, прошедших обучение, уровень знаний стал выше на 33%. Более 30 муниципалитетов применили новые знания и поделились опытом с соседями в рамках внутренних поездок по обмену опытом.
 
Такие учебные поездки внутри страны стали эффективным средством для демонстрации, разъяснений, обмена и развития потенциала. Многие из 900 участников 20 мероприятий по принципу «равный - равному» указывают на их эффективность в качестве вдохновения для принятия новых подходов в собственных муниципалитетах.Опыт применения муниципалитетами знаний, полученных на тренингах и в рамках сотрудничества с Проектом, не раз описывался на страницах журнала «Муниципалитет», который также обеспечил новостями и разъяснениями о соответствующих национальных реформах местного самоуправления. Более 24000 экземпляров 25 выпусков журнала «Муниципалитет» были опубликованы и распространены среди всех муниципалитетов, Правительства и других партнеров на национальном уровне.
 
2.3. Улучшились навыки управления инвестиционными проектами(программа малых грантов) Органы МСУ улучшили свои навыки управления инвестиционными проектами. 53 органа МСУ двух пилотных областей отразили в ПСД выявленные в ходе СИНС-мероприятий проблемы, совместно с лидерами ИГ разработали проекты и получили в результате справедливой победы в конкурсе гранты.Так, 113 проектов было реализовано в 53 муниципалитетах Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей на средства программы малых грантов Проекта. Важно отметить, что, помимо финансирования проектов за счет Проекта, ряду муниципалитетов удалось получить финансирование своих проектных идей из других источников, используя материалы,разработанные при поддержке Проекта ГГПОМСУ.
 
Местное сообщество, местные спонсоры (бизнес и т.п.), GIZ и Министерство финансов КР через систему стимулирующих грантов стали источниками финансирования для решения выявленных в ходе СИНС проблем. Непилотные муниципалитеты приняли методологию, прежде всего, из-за перспективы грантового финансирования. Большинство проектов представляют решения давних проблем в предоставлении услуг на местном уровне, и многие из них имеют непосредственное воздействие на жизнь граждан. Грантовая программа Проекта ГГПОМСУ имеет важное отличие от большинства других донорских программ, ориентированных на местные потребности. Основное отличие заключается в том, что гранты Проекта ГГПОМСУ поступают в местные бюджеты, при этом они служат своеобразным «тренажером» для органов МСУ, помогая им улучшать навыки управления любыми инвестициями.
 
Именно эта специфика грантовой программы так-же повлекла за собой необходимость в повышении потенциала органов МСУ в проведении государственных закупок. Для этого Проект организовал обучение в Учебном центре Минфина КР для всех получателей грантов. Эксперты Проекта проводили экспертизу подготовки и проведения тендеров органами МСУ, где теперь есть свои сертифицированные специалисты.Проект также оказал помощь в проведении важной технической экспертизы проектов, подлежащих финансированию за счет грантов, что становится все более актуальным для обеспечения эффективного инвестирования и достижения долгосрочных результатов.Кроме того, гранты оказались отличным стимулом для мобилизации непилотных муниципалитетов в принятии процесса участия сообщества. Большинство грантов используются для софинансирования проектов, которые в большей степени финансируются из других источников, в том числе из местных бюджетов.
 
Учитывая их небольшой размер, гранты в размере одного миллиона сомов могут рассматриваться в качестве стимула для дальнейших, более значительных, инвестиций в предоставление местных услуг, создания или значительного улучшения инфраструктуры.Главное, что программа малых грантов в действительности стала тренажером для органов МСУ.В целом более 700 000 жителей получили пользу от реализованных инвестиционных проектов. Каждый реализованный проект важен для каждого отдельно взятого сообщества, так как помог решить актуальную проблему. Помимо прямого воздействия, реализованные проекты имеют положительное воздействие на такие сферы, как обеспечение гендерного равенства, содействие развитию рынка труда.
 
Например, в Кум-Бельском муниципалитете 25 женщин вернулись к работе, с повышенным участием мужчин в уходе за детьми, как следствие инвестирования грантового проекта по ремонту одного из детских садов муниципалитета.Грантовая программа Проекта также помогла оценить работу проекта по повышению уровня активности граждан. Все проекты находились под постоянным мониторингом групп СМиО, которые помогали органам МСУ контролировать ход реализации проектов, предотвращать поставку некачественных товаров и оборудования, обеспечивать своевременное проведение работ поставщиками, что явилось подтверждением успеха внедрения Модели и достижения устойчивости.

 

Похожие материалы: