2015-12-16 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Проект ГГПОМСУ постоянно работал и продолжает работать над совершенствованием законодательства в сфере местного самоуправления и децентрализации. Проект считает важным поддерживать политическую приверженность государственной политики принципам децентрализации,заложенным в Конституции КР, учитывая, что централизация управления может изменить приоритеты органов МСУ от подотчетности местным сообществам в пользу подотчетности государственным органам и, таким образом, может стать препятствием вовлечению сообщества в бюджетный процесс на уровне местного самоуправления. Кроме того,многогранность местного самоуправления требует улучшения большого количества нормативных правовых актов, связанных с МСУ, деятельностью общественных институтов, оказания услуг на местном уровне. Все это требует от проекта больших усилий по работе на национальном уровне.
3.1. Разработка и продвижение национальной политики в сфере децентрализации МСУ (политической, административной и финансовой) В 2013 году система местного самоуправления в Кыргызстане оказалась под серьезной угрозой из-за попыток Правительства КР повторно внедрить трехуровневую бюджетную систему. Проект ГГПОМСУ сыграл значительную роль в противодействии инициативе по централизации системы государственного управления в Кыргызстане,представляя широкую экспертизу Жогорку Кенешу КР и Правительству КР. В целом, за четыре года эксперты проекта разработали и представили более семидесяти различных правовых рекомендаций, предложений и проектов законов, включая из менения к Закону КР «О местном самоуправлении» (относительно списка вопросов местного значения);
комментарии и предложения к проекту Стратегии устойчивого развития на 2013-2017 гг.; предложения к Программе развития МСУ в КР на 2013-2017 гг.; поправки к Налоговому кодексу КР (передача администрирования налогов органам МСУ); предложения к проекту Бюджетного кодекса КР; изменения в Закон КР «Об электроэнергетике»; проект Закона КР «О порядке проведения проверок деятельности органов МСУ» и т.д. Проект ГГПОМСУ использовал активную информационную стратегию для продвижения улучшений в сфере местного самоуправления и для продвижения модели участия сообщества в МСУ. Международная экспертиза, международные и донорские организации, ОГО, местные экспертные сообщества, а также средства массовой информации, были и остаются важной целевой аудиторией информационной стратегии проекта.
3.2. Определение делегированных государственных полномочий Широко известно, что органы МСУ в Кыргызстане «перегружены» функциями. Многие функции, выполняемые органами МСУ, являются государственными. Органы МСУ не имеют конкретно выделенных средств для исполнения этих функций, специально обученного персонала, соответствующих инструкций для качественного выполнения.Все это приводит к низкому качеству исполнения функций и предоставления услуг и, следовательно, влияет на общий уровень удовлетворенности властью со стороны граждан. В связи с этим Проект ГГПОМСУ оказал помощь в разработке Закона КР «О порядке делегирования отдельных государственных полномочий органам МСУ», а также Типового договора о делегировании органам МСУ отдельных государственных полномочий.
Оба документа были приняты в 2013 году. В конце 2014 года Правительство КР приняло Постановление во исполнение Закона КР «О порядке делегирования отдельных государственных полномочий органам МСУ» и определило четыре государственных ведомства, которые первыми должны были приступить к делегированию. Постановление также содержало поручение Министерству финансов КР выделить средства органам МСУ для исполнения функций по проведению делегирования четырьмя ведомствам. Для реализации данного Постановления Проект ГГПОМСУ активно вел диалог с органами государственного управления на национальном уровне и передавал озабоченность органов МСУ в пилотных областях на национальный уровень.
3.3. Разработка и апробация системы повышения квалификации муниципальных служащих Проект ГГПОМСУ предложил новую модель системы повышения квалификации муниципальных служащих, которая была принята Государственной кадровой службой КР. Особенности модели заключаются в формировании программ обучения на базе потребностей муниципальных служащих, конкурсном процессе отбора обучающих организаций, оценке результатов обучения и других элементов современного подхода к повышению квалификации. Модель была протестирована с участием 82 муниципальных служащих по девяти темам учебных программ, определенных на базе потребностей самих муниципальных служащих.
Новая модель была учтена в новой государственной программе подготовки государственных и муниципальных служащих. В июле 2013 года Президент подписал Указ, которым утвердил Программу развития системы обучения государственных и муниципальных служащих КР на 2013-2017 годы и план мероприятий по ее реализации. Государственная кадровая служба КР реализует предложенную Проектом ГГПОМСУ модель, в том числе в части конкурентного выбора поставщиков образовательных услуг.
Проект ГГПОМСУ предоставлял экспертизу ГКС КР в разработке Временного положения о государственном заказе на обучение государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики, самих государственных заказов на обучение государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики на 2014 и 2015 годы, а также временного Положения о порядке обучения государственных и муниципальных служащих. Кроме того, Проект ГГПОМСУ принял активное участие в разработке и обсуждении проекта Закона КР «О государственной гражданской и муниципальной службе», который прошел первое чтение в Жогорку Кенеше КР.
* * *
С апреля 2015 года Проект ГГПОМСУ перешел во вторую фазу, в рамках которой продолжит работу в Чуйской, Нарынской и Ошской областях.