Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

НОВОСТИ ПРОЕКТА "Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс"

2016-01-13 / Новости Проекта ГГПОМСУ
НОВОСТИ ПРОЕКТА

С июня 2015 года Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее – Проект ГГПОМСУ), выполняемый Институтом политики развития и финансируемый Правительством Швейцарии, работает на территории Чуйской области с 12 целевыми муниципалитетами, отобранными на основе конкурса. В рамках работы Проекта чуйские муниципалитеты получат техническую, образовательную и грантовую поддержку. Сотрудничество Проекта с отобранными целевыми муниципалитетами осуществляется в рамках Меморандума, подписанного в двустороннем порядке. В течение 2012-2015 годов Проект ГГПОМСУ работал с целевыми муниципалитетами Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. Подробности о проекте доступны на сайте: www.vap.kg Руководитель проекта – Бекболот БЕКИЕВ, office@dpi.kg

Сходы в местных сообществах: теория и практика Чему учат на тренингах и что из выученного применяют в своей работе представители местного самоуправления? Правовые основы проведения сходов и собраний граждан Законодательство весьма расплывчато говорит о таком важнейшем инструменте гражданского участия в местном самоуправлении, как собрания и сходы граждан. Статья 7 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» гласит, что непосредственное участие местного сообщества в реализации местного самоуправления осуществляется в форме обсуждения всех важных вопросов общественной и государственной жизни и вопросов местного значения на собраниях (сходах) членов местного сообщества. Согласно статье 58, для принятия решений по важнейшим вопросам местного значения, требующим обсуждения с членами сообщества, местные сообщества могут проводить курултаи, сходы и другие формы прямого волеизъявления.
 
В Статье 60 и Типовом уставе местного сообщества, который был принят ГАМСУМО 4 марта 2014 года, даются следующие пояснения относительно собраний и сходов членов местного сообщества. С целью учета мнений членов местного сообщества по вопросам, имеющим важное значение, заслушивания и обсуждения информации депутатов местного кенеша и его исполнительных органов, проводятся сходы, общественные слушания с участием членов местного сообщества, проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций. Рекомендации собраний (сходов) рассматриваются с участием представителей (делегатов) от соответствующих собраний (сходов).Итак, Закон о МСУ признает право граждан участвовать в решении вопросов местного значения через сходы граждан, но очень мало говорит о том, как это право может быть реализовано, каковы правила и процедуры проведения собраний (сходов).
 
К сожалению, расплывчатые положения закона позволяют проводить собрания и сходы в самом разном формате, и даже злоупотреблять этим механизмом, выдавая формальное мероприятие за истинное гражданское участие. В том, например, случае, когда органы местного самоуправления собирают так называемый актив, часто состоящий из муниципальных служащих, проводя обсуждение «для галочки», а результаты представляя в качестве общего мнения всего сообщества. И с формальной точки зрения придраться к такому результату трудно, так как конкретные рамки и требования к проведению такого рода мероприятий в законе не установлены. Например, закон гласит, что сходы проводятся на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций, но не конкретизируется, в каких случаях и по каким вопросам должны проводиться сходы. Также законодательство не обязывает органы МСУ планировать проведение собраний (сходов) с учетом интересов населения, проживающего на территории муниципалитета.
 
Означает ли это, что рамок и процедур не существует в природе? Нет. Есть здравый смысл и подзаконные нормативные правовые акты, которые позволяют внимательнее отнестись к собраниям и сходам, чтобы выработать модель, применение которой позволит использовать механизм собраний и сходов максимально эффективно.Чтобы сходы не проводились «для галочки», чтобы органы местной власти вспомнили все имеющиеся требования действующего законодательства КР в отношении организации и проведения сходов, посмотрели на успешный опыт коллег из других органов МСУ,Проектом был разработан учебный курс и проведена серия тренингов для органов МСУ Чуйской области на
тему «Публичные мероприятия как формы участия граждан в местном самоуправлении». Тренинги были организованы с целью улучшения навыков проведения общественных мероприятий у специалистов айыл окмоту, мэрии и депутатов местного кенеша. Кроме того, была еще одна задача – привлечь и местное сообщество к активному участию в общественных мероприятиях, в частности, научить представителей создаваемых инициативных групп (ИГ), активистов участвовать в подготовке и проведении собраний, сходов, участвовать в принятии решений.
 
В рамках тренинга участникам были представлены материалы о нормативной базе по участию граждан в МСУ, сходах и вопросах, рассматриваемых на сельских сходах, периодичность и инициатива проведения сельских сходов, их правилах и процедурах проведения. Для закрепления материала участникам было предложено поработать в группах, где участники смогли подготовить свои первые презентации для рассказа о проведенной работе по выявлению приоритетов и планированию их решения на своих сходах, закрепив тем самым еще одну тему тренинга по эффективной презентации. В тренингах участвовали 947 человек, включая 530 (56 процентов) женщин. 55 процентов были представителями исполнительных органов МСУ – айыл окмоту и мэрий, почти 16 процентов – депутатами местных кенешей и около 8 процентов – представителями местного сообщества и организации гражданского общества. По результатам тестов, заполненных до и после тренинга, рост знаний участников составил в среднем 30,9 процентов. Самый высокий уровень роста (40,8%) был показан участниками тренинга в Таш-Мойнокском АА. Помимо повышения уровня знаний, сотрудники органов МСУ развили навыки по подготовке презентаций и их представлению населению; у органов МСУ повысилась степень готовности привлекать местное сообщество в решение вопросов местного значения через участие граждан в обсуждении вопросов на сходах. Все участники ушли с тренингов не только с учебными материалами, но и с пакетом практических рабочих заготовок, что помогло в следующие рабочие будни сэкономить драгоценное рабочее время на подготовку сходов. 
 
Как полученные знания и навыки были применены на практике? В период с 9 по 24 декабря 2015 года в 11 сельских муниципалитетах и в городе Кемине Чуйской области прошли сходы жителей. Сходы были организованы с целью обсуждения проектов Планов совместных действий, разработанных для решения вопросов местного значения, выявленных ранее в результате проведения СИНСов. Участниками сходов в 12 муниципалитетах стали 1060 человек, включая 413 женщин. При подготовке и проведении сходов обученные сотрудники органов МСУ и местные лидеры использовали полученные на тренингах знания. О том, как и какие из представленных в теории на тренингах методов, механизмов и инструментов были применены органами МСУ, информация представлена далее.
 
ТЕОРИЯ: Формирование рабочих групп с участием представителей местных сообществ. ПРАКТИКА: Для организации и проведения сходов в каждом муниципалитете были организованы рабочие группы, куда вошли специалисты аппарата айыл окмоту (АО) и мэрий, депутаты местных кенешей и члены инициативных групп. В процентном соотношении, например, в Кызыл-Тууском АО, специалисты АО и старосты составили 67%, депутаты АК – 8% и лидеры местного сообщества – 25 %.
 
ТЕОРИЯ: Разработка проверочных листов и программы сходов с участием рабочей группы. ПРАКТИКА: Все 12 муниципалитетов ответственно подошли к планированию мероприятия, были подготовлены проверочные листы с перечнем необходимых действий для проведения схода, указанием ответственных лиц за каждое действие, включая подготовку информации по вопросам, которые будут рассматриваться на сходе. При подготовке программы сходов члены рабочей группы тщательно продумывали содержание мероприятия. В ходе обсуждения были определены выступающие, оговорены планы по оформлению зала (плакаты, лозунги, фотовыставка, правила поведения и соответствующая аппаратура). Внимание уделялось каждой минуте, учитывались все местные особенности, включая то, что многие жители заняты и порой опаздывают на мероприятия. Чтобы эффективным было время всех участников сходов даже в момент ожидания предпринимались определенные усилия.
 
Так, в Кызыл-Тууском АА была подготовлена концертная программа, фотослайды о проделанной работе, информационные стенды в зале проведения мероприятия. Также внимание уделялось к закрытию мероприятия, где были даны предложения относительно мотивации активных жителей. Такой пункт программы тоже увеличивал шанс участия большего количества населения на сходе.Что было упущено из внимания некоторых руководителей органов МСУ? Проверочные листы – это не только инструмент планирования мероприятия, но и то, что дает возможность руководителю отслеживать ход подготовки и проведения схода. От этого зависит качество самого мероприятия. Но, к сожалению, не все руководители отслеживали подготовку по проверочным листам, ссылаясь на самосознание и ответственное отношение специалистов АО или мэрии. В результате в ряде муниципалитетов были определенные упущения, включая подготовку раздаточных материалов. Участники одного схода в подавляющем большинстве подтвердили свой интерес к раздаточным материалам, т.е. 76,4% участников сказали, что сходы будут более эффективными, если участникам будут предоставляться копии кратких отчетов, планов и т.п., т.е. материалов по теме сходов.
 
ТЕОРИЯ: Информационная кампания до схода:приглашения, объявления, разные методы оповещения; подготовка материалов, подготовка и оформление помещения.ПРАКТИКА: Во время подготовительных работ по проведению сходов в 12 муниципалитетах повсеместно были проведены информационные кампании с целью доведения информации о предстоящих сходах до максимального числа жителей. Это было сделано также, чтобы повысить имидж органов МСУ перед населением и информировать местное сообщество, как решаются их запросы. Со стороны органов местного самоуправления была проведена большая работа при поддержке Проекта: напечатаны и розданы пригласительные, размещены баннеры и афиши в общественных местах с призывом принять активное участие в предстоящих мероприятиях, обсудить план, задать свои вопросы и внести предложения. На приглашениях были указаны перечень вопросов, которые будут рассматриваться, правила поведения на сходе.
 
Большинство муниципалитетов смогли достичь эффективности работы членов рабочей группы, аппарата АО или мэрии, лидеров местного сообщества и членов инициативных групп. Например, члены инициативных групп в Буранинском АА оказали помощь в распространении приглашений на сход через школьников. В городе Кемине лидеры местного сообщества, в лице квартальных, развешивали афиши и раздавали пригласительные жителям города. В целом приглашения были отправлены лидерам местного сообщества, депутатам местного кенеша. А в Боролдойском айылном аймаке было принято решение, что приглашения будут отправлены каждому домохозяйству. Новым методом стало приглашение населения с помощью рупора, другими словами, за день до мероприятия старосты обходили улицы сел и громко приглашали людей на сход. Для оформления зала были подготовлены информационные стенды по результатам мероприятий по изучению нужд сообщества по итогам девяти месяцев работы аппарата АО и мэрии, и самое главное, появились лозунги, призывающие к участию в жизни сообщества, объясняющие правила поведения на сходе.
 
Что было упущено из внимания некоторых руководителей органов МСУ? В некоторых муниципалитетах не был проведен мониторинг состояния вывешенных афиш, объявлений до проведения схода. Органам МСУ необходимо научиться анализировать все ресурсы, включая человеческие, для организации и проведения публичных мероприятий.ТЕОРИЯ: Подготовка выступлений: подготовка материалов, презентаций, репетиции.
 
ПРАКТИКА: Выступающими были подготовлены заранее презентации, при этом была выстроена логическая структура выступления. Были использованы фото, тезисы, статистические данные. В большинстве муниципалитетов с презентацией выступали главы или мэр и аппарат АО. Только в Буранинском АО также были привлечены активные лидеры местного сообщества. За день до проведения мероприятия проводили репетиции презентаций.Презентации строились по принципу: четко, ясно, по форме; по содержанию – ответы и предложения по решению проблем на выявленные ранее проблемы, поставленные вопросы. Что было упущено из внимания? Сход – серьёзный экзамен для руководителей органов МСУ и выступающих. Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение в процессе ее произнесения. Некоторые выступающие не смогли побороть свое волнение перед участниками схода. Нужна практика, необходимо проводить больше репетиций перед выступлением.
 
ТЕОРИЯ: Порядок проведения схода: оформление зала, наличие и обнародование регламента, соблюдение регламента. ПРАКТИКА: Члены рабочей группы в 12 муниципалитетах за час до схода проверяли готовность зала. На видных местах зала были вывешены правила поведения, повестка дня схода. Заранее подготовлен стол для регистрации, расположены материалы для распространения и список для регистрации. Каждого участника специалисты приветствовали и просили зарегистрироваться. После регистрации у участников была возможность ознакомиться с информационным и фотостендом о проделанной работе по совместному изучению нужд сообщества. Кроме этого, в Кызыл-Тууском АА, к примеру, в виде презентации была подготовлена подборка фотографий о достижениях АО за 9 месяцев. Каждому участнику был вручен проект плана совместных действий – план по решению самых приоритетных проблем местного сообщества. Участники смогли заранее ознакомиться с программой, правилами поведения и проектом Плана совместных действий. Организаторы учли время, когда жители будут собираться, и дали время для концертной программы.
 
Например в Кызыл-Тууском АА концерт начался с выступления школьников. Тема концерта была выбрана «Кызыл-Туу – асыл турагым», что в переводе означает «Кызыл-Туу – дорогое мне место для жизни». Выступление проходило на фоне лозунга «Будущее села – в наших руках». Такая тематика была выбрана не зря, так как на сходе планировалось обсуждение проекта плана совместных действий, направленного на решение вопросов местного значения и обеспечение участия каждого члена сообщества в этом. Концертная программа в большинстве муниципалитетов была подготовлена учителями средних школ с участием детей.Это позволило увеличить количество населения на сходе, были родители детей. С другой стороны, это привлечение подрастающего поколения к участию в местном самоуправлении. Сход начинался с утверждения регламента и правил поведения. Затем были представлены слова докладчикам. Выявленные и озвученные проблемы породили горячее обсуждение среди участников, которые также не забывали и о поисках путей решения приоритетных проблем и источников финансирования, переформулированные позже в предложения.
 
Со стороны участников поступали вопросы, на которые тут же были получены ответы от главы АО или мэра, председателя местного кенеша и других ответственных сотрудников айыл окмоту или мэрии. Также были названы имена и фамилии членов инициативных групп и группы совместного мониторинга и оценки, отобранные с целью решения этих самых приоритетных проблем. В процессе некоторые граждане также выразили свое желание присоединиться к той или иной группе в соответствии с их родом занятий и возможностями. По завершении процесса все списки членов группы были поставлены на голосование и утверждены большинством голосов присутствующих.
 
ТЕОРИЯ: Мотивация сообщества: вовлечение, нематериальное поощрение. ПРАКТИКА: Для повышения уровня активности населения в местном самоуправлении органы МСУ использовали ряд инструментов во время сходов, начиная с вовлечения активистов в организацию и проведение всего схода, проведение информационной кампании, оформление залов и т.п..  Органы МСУ также использовали инструмент мотивации. Для поощрения особо отличившихся активистов и лидеров местного сообщества, а также сотрудников АО и депутатов айылного кенеша, проявивших активность и инициативность во время проведения СИНС-мероприятий, были вручены почетные грамоты. Также во многих муниципалитетах были подведены итоги конкурса рисунков и плакатов на тему “Аймак, в котором я живу”, объявленного среди учащихся средних школ муниципалитета. Задачи конкурса:
 
  • освещение идей патриотизма и любви к родным местам;
  • повышение знаний о местном самоуправлении;
  • активизация участия детей и юношества в делах местного значения;
  • поощрение талантливых детей и подростков к творчеству;
  • привлечение внимания молодого поколения к становлению гражданского общества.
Победителям были вручены грамоты и памятные призы. Лучшие работы были выставлены во время схода.

Похожие материалы: