2016-03-19 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Авторы:Роза СУРАНЧИЕВА, Танат ОСМОНКУЛОВ, специалисты Проекта ГГПОМСУ
В 12 муниципалитетах Чуйской области в рамках сотрудничества с Проектом ГГПОМСУ завершился этап планирования совместных действий, результатом которого стали Планы совместных действий (ПСД) по решению выявленных в ходе СИНС приоритетных проблем местного сообщества. Особенность и ценность как самого плана, так и процесса его разработки в том, что он стал инструментом реальной подотчетности органов МСУ перед местным сообществом, а также вовлечения граждан в процесс принятия решений. Цель данного этапа заключалась не только в планировании решения заявленных населением приоритетных проблем, но и в рассмотрении планирования совместных действий местного сообщества и органов МСУ как основы процесса планирования развития местного сообщества. В целом же планирование развития местного сообщества – это более обширный процесс, принимающий на практике самые разные формы – от годового плана приватизации земельных участков до стратегии социально-экономического развития муниципалитета на долгосрочный период.
В целевых муниципалитетах План совместных действий, разработанный на основе результатов СИНС, стал частью Плана социально-экономического развития аймака на текущий год и соответствовал стратегии развития муниципалитета. Также ПСД стал основой для разработки индивидуальных планов специалистов айыл окмоту и других планов по развитию и управлению. Именно этот документ обеспечил учет потребностей местного сообщества при планировании работы органов управления. 12 планов совместных действий стали результатом применения знаний и навыков, получен-
ных в рамках проведенных Проектом обучающих семинаров-тренингов на тему «Планирование совместных действий местного сообщества и органов МСУ по решению вопросов местного значения».Целевая аудитория тренингов включала руководителей органов МСУ, сотрудников АО, депутатов МК, представителей местных сообществ, включая тех, кто вошел в состав инициативных групп. Стоит отметить, что активность участия в тренингах со стороны депутатского корпуса оставляла желать лучшего, что в дальнейшем сказывается на работе местного кенеша в целом и на вовлечении депутатов в работу по внедрению Модели участия граждан в бюджетном процессе на местном уровне.
Диаграмма 1. Состав участников тренингов
На обучение приглашались представители всех сельских органов МСУ Чуйской области. Помимо широко представленного участия 12 муниципалитетов, обучение прошли представители 18 АО Чуйской области. Всего было обучено 234 человека, из них 118 женщин. На тренинге обсуждались вопросы разных видов планирования, планирования социально-экономического развития. В деталях рассматривалась теория и практика разработки Плана совместных действий, а также порядок его общественного обсуждения, принятия и обнародования. Тренинг совмещал в себе теоретические блоки и практические занятия для развития навыков планирования с учетом потребностей местного сообщества. Ввиду того, что на тренингах использовались реальные материалы и документы, в частности, результаты СИНС, то участникам вместе с тренерами приходилось не только выявлять причины приоритетных проблем, но и предвидеть последствия и возможное дальнейшее воздействие на условия жизни в селе, обсуждать все возможные пути реализации. Пришлось рассматривать вопросы взаимодействия органов МСУ с госорганами, общественными организациями, предоставляющими услуги на местах; вопросы финансирования исполняемых органами МСУ делегированных полномочий.Немало споров вызывали предлагаемые пути решения проблем.Многим участникам тренингов было трудно понять цель участия местных жителей в процессе планирования, так как каждый глава АО и депутаты допускали только то, что все проблемы территории они знают, и только в процессе обучения понимали, что участие граждан дает возможность увидеть проблемы глазами жителей, а также возможности решения этих проблем совместно с населением.
По итогам обучения в целевых муниципали-тетах распоряжением глав АО, мэра были созданы рабочие группы (РГ) по разработке ПСД, в состав которых вошли специалисты АО/мэрии, депутаты АК и лидеры инициативных групп. Был составлен график планировочных встреч и заседаний.Необходимо отметить, что члены рабочих групп при подготовке ПСД особое внимание обратили на разработку мероприятий, на процесс, каким образом органы МСУ планируют решать проблему,определяли конкретные цели, ставили задачи, под них разрабатывались практические мероприятия с определением ответственных лиц и соответствующих сроков. Следующим за подготовкой проекта плана шагом было общественное обсуждение проектов планов. Органы МСУ впервые презентовали планы действий перед сообществом, проводя отдельные сходы с жителями. Эти сходы определенно отличались от предыдущей практики, когда планы на бу-
дущее местных властей озвучивались во время отчетов глав айыл окмоту о проделанной работе и им (планам) отводилось небольшое время, в основном это был перечень того, что планируется построить или отремонтировать. Особенностью разработанных ПСД стало то, что местные власти рассказали жителям, что, где, когда и как будет делаться для решения выявленных приоритетных проблем, связанных с условиями жизни в муниципалитете.
Многим участникам тренингов было трудно понять цель участия местных жителей в процессе планирования, так как каждый глава АО и депутаты допускали только то, что все проблемы территории они знают, и только в процессе обучения понимали, что участие граждан дает возможность увидеть проблемы глазами жителей, а также возможности решения этих проблем совместно с населением. По итогам обучения в целевых муниципалитетах распоряжением глав АО, мэра были созданы рабочие группы (РГ) по разработке ПСД, в состав которых вошли специалисты АО/мэрии, депутаты АК и лидеры инициативных групп. Был составлен график планировочных встреч и заседаний.Необходимо отметить, что члены рабочих групп при подготовке ПСД особое внимание обратили на разработку мероприятий, на процесс, каким образом органы МСУ планируют решать проблему,определяли конкретные цели, ставили задачи, под них разрабатывались практические мероприятия с определением ответственных лиц и соответствующих сроков.
Следующим за подготовкой проекта плана шагом было общественное обсуждение проектов планов. Органы МСУ впервые презентовали планы действий перед сообществом, проводя отдельные сходы с жителями. Эти сходы определенно отличались от предыдущей практики, когда планы на будущее местных властей озвучивались во время отчетов глав айыл окмоту о проделанной работе и им (планам) отводилось небольшое время, в основном это был перечень того, что планируется построить или отремонтировать. Особенностью разработанных ПСД стало то, что местные власти рассказали жителям, что, где, когда и как будет делаться для решения выявленных приоритетных проблем, связанных с условиями жизни в муниципалитете.
На практике процесс рассмотрения постоянными комиссиями проекта ПСД начался после передачи главой айыл окмоту пакета документов с сопроводительным письмом, включая протокол схода. В депутатских корпусах разных муниципалитетов процесс рассмотрения и утверждения везде проходил в соответствии с нормами регламента АК, и вместе с тем по-разному. Собраться членам постоянных комиссий было сложно: кто-то из-за своей основной работы не смог прийти, кто-то был занят своим бизнесом, а кто-то просто отвечал: не может, и все. Председатели постоянных комиссий МК озвучили, что в своей деятельности не проводили заседания с подготовкой соответствующих заключений, что затрудняло их работу по рассмотрению проекта ПСД. Организация и подготовка сессий АК, в соответствии с требованиями законодательства, в т.ч. подготовка и проведение информационной кампании по участию местного сообщества, подготовка места проведения, соответствующего участвующим жителям, были новшеством для многих целевых муниципалитетов. В результате сессии АК были проведены организованно, и утверждены ПСД постановлением.
После постановления АК были размещены на информационных досках, а также в районных газетах.Процесс подготовки ПСД показал всем, что есть разное представление по проблемам, которые поднимают жители местного сообщества и органы местной власти. Если для жителя проблемой является непостоянное получение питьевой воды, отсутствие информации о расходах на содержание водопроводных сетей, то айыл окмоту видит проблему в отсутствии финансов на ремонт водопровода,слабой оплате жителями услуг по питьевой воде.Возможно, в этом заключается главная причина слабого планирования или формального отношения к составлению планов развития. В основном в планах развития отражают, что нужно сделать,не задумываясь, как это будет происходить, будет ли получен тот результат, который решит проблему, волнующую жителей. Часто не анализируется, повлияет ли замена водопроводных труб на решение проблемы жителя, который не может получить питьевую воду.
К примеру, во Фрунзенском АА в ПСД вошли мероприятия по возобновлению работы АВП и СООППВ, деятельность которых была приостановлена на сходах жителей ранее. Но на сходе по презентации и обсуждению ПСД представители этих объединений смогли показать реально свою работу перед жителями. В Ак-Башатском АА, чтобы решить проблемы мусора, местная власть запланировала поэтапную деятельность: увеличить инфраструктуру, через закупку спецтехники и мусорных контейнеров, рассчитать эффективные тарифы и создать муниципальное предприятие. В Боролдойском АА планируют решить многие годы нерешаемый вопрос питьевой воды, путем ввода в эксплуатацию скважины, а также установить фильтры на месте подачи питьевой воды, поступающей самотеком. В Буранинском АА озаботились состоянием местных остановок, чтобы население не мокло под дождем или снегом. Согласно законодательству, программы развития должны утверждаться представительным органом, т.е. местным кенешем. Этому была посвящена отдельная сессия на тренинге.
Органами МСУ зачастую не планируются мероприятия, направленные на содействие улучшению управления СООППВ или на проведение мероприятий по улучшению открытости и прозрачности их работы, хотя эти мероприятия могут напрямую повлиять на решение проблемы жителей. Важно также учитывать, когда приоритетные потребности ставятся местными жителями, то именно они в первую очередь должны решаться органами ОМСУ, несмотря на другие текущие обязательства,связанные с управлением муниципальной собственностью, в виде ремонта объектов, предоставлением коммунальных услуг (обеспечение углем, электроэнергией, водой), организацией культурномассовых мероприятий. Решения приоритетных потребностей жителей в первую очередь дают им уверенность, что органы МСУ - это их власть, и для этой власти мнение жителей важно. Если ОМСУ будет это учитывать, то приобретет полную поддержку со стороны местного сообщества.
Мероприятия |
Сроки
и продолжительность
|
Ответственные |
Первое заседание РГ |
В течение трех дней после
создания рабочей группы
|
Глава АО, руководитель
рабочей группы
|
Планировочные встречи по блокам/направлениям (при необходимости проводится 2-3 планировочные встречи по блокам/направлениям)
|
В течение пяти дней после
первого заседания РГ
|
Глава АО, руководитель
РГ, ответственные по
блокам/направлениям
|
Подготовка специалистами ФЭО АО предло-
жений по ресурсному обеспечению из местно-
го бюджета на реализацию ПСД
|
В течение трех дней после
проведения планировочной
встречи
|
Глава АО, заведующий
ФЭО АО
|
Подготовка поставщиками услуг (СООППВ,
АВП и т.д.) предложений по ресурсному обе-
спечению реализации соответствующих раз-
делов ПСД
|
В течение трех дней после
проведения планировочной
встречи
|
Глава АО, поставщики
услуг (АВП, СООППВ,
организации, учрежде-
ния)
|
Второе заседание рабочей группы по обсужде-
нию общего проекта ПСД
|
В течение пяти дней после
завершения последней пла-
нировочной встречи
|
Глава АО, председатель
рабочей группы по ПСД
|