• определить орган управления, в чьи правомочия будет входить передача переведенных присельных пастбищных участков в частную собственность;
• расширить понятие «малопродуктивные земельные угодья», предусмотренное статьей 1 Земельного кодекса Кыргызской Республики, включив сюда пастбища.
Действующие нормы, расписывающие процедуры приобретения малопродуктивных земельных наделов, очень сложны и затратны. Налицо острая необходимость увеличения доли качественных сельскохозяйственных земель через преимущественное освоение населением малопригодных земель. Эффективность управления малопродуктивными земельными участками и наличие действенных механизмов доступности их для граждан – одно из необходимых направлений, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. При этом ответственность за доведение земель до обрабатываемого состояния или восстановление качества земли лежит на плечах того лица, которое получает эту землю в собственность.
• упростить процедуру предоставления малопродуктивных земельных участков в частную собственность;
• изучить необходимость тотального участия в этом процессе «Киргизгипрозема» (данная организация участвует как при подготовке проектно-сметной документации, так и при экспертизе и даже при приемке, что увеличивает стоимость получения разрешения на освоении малопродуктивных участков).
Стимулы к участию в инвестиционных конкурсах на земли ГФСУ
Экономически непривлекательные земли ГФСУ находятся на грани абсолютной деградации, что ложится тяжелым экономическим (земельный налог) и экологическим (природные катаклизмы) бременем на местное сообщество и органы МСУ.
Устойчивой тенденцией становится то, что экономически непривлекательные и требующие инвестиций земли ГФСУ остаются неиспользуемыми из-за заболачивания почв, неисправности оросительных сетей, нехватки поливной воды, отдаленности, каменистости, жесткой богары, высокогорья. Все это усугубляется необеспеченностью качественными семенами, доступными ГСМ и техникой. Кроме того, отсутствуют стимулирующие факторы в виде твердых гарантий долгосрочной аренды) для потенциальных инвесторов. Нет разработанных инвестиционных проектных рекомендаций для заинтересованных землепользователей.
Земельные участки орошаемой пашни ГФСУ предоставляются только в краткосрочную аренду от 5 до 7 лет, однако на практике встречаются случаи, когда орошаемая пашня оказывается в состоянии деградации, например, из-за заболоченности, которая может требовать больших инвестиций для проведения дренажных работ, и для полного освоения требуется много времени.
Есть много неиспользуемых земель ГФСУ и пастбищ, за которые органы МСУ обязаны оплачивать земельный налог в любом случае. Это приводит к излишней административной работе (перекладыванием платежей из одного кармана в другой) и неоправданной трате средств для оплаты банковских услуг. В то же время при неиспользовании других категорий государственных земель, государство не платит земельные налоги само себе, но местное самоуправление вынуждено нести эти неоправданные расходы.
Рекомендации:
• законодательно обеспечить гарантии защиты права арендаторов на долгосрочное пользование экономически непривлекательными землями ГФСУ;
• органам МСУ разработать инвестиционные проектные рекомендации для заинтересованных землепользователей по конкретным экономически непривлекательным земельным участкам ГФСУ;
• разработать критерии по оценке инвестиционных вложений и индикаторы улучшения земель;
• определить полномочия Комиссии по оценке инвестиционных вложений для улучшения земель;
• предусмотреть передачу деградированных орошаемых участков пашни в среднесрочную или долгосрочную аренду до 50 лет;
• внести изменение в пункт 4 статьи 334 Налогового кодекса КР по поводу отмены оплаты земельного налога на государственные сельскохозяйственные угодья в случаях, когда они не используются; при этом усилить государственный и общественный контроль во избежание злоупотреблений со стороны руководителей органов МСУ.
Барьеры для строительства кошар на деградирующих пастбищах
В настоящее время законодательство препятствует строительству частных кошар на непригодных пастбищных участках.
Отдаленные от населенных пунктов пастбищные угодья остаются неиспользованными из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, кошар и домов для чабанов. В связи с развитием животноводства возникает потребность в строительстве кошар на государственных пастбищных угодьях. Однако заинтересованные животноводы не хотят рисковать своими инвестициями, так как получить в собственность пастибщные участки под кошары невозможно, согласно статье 3 Закона “О пастбищах”, пастбища являются государственной собственностью.
Преодоление данного барьера позволило бы получить производственную базу, залоговое имущество для получения кредитных средств, налог на недвижимость, земельный налог, уменьшить нагрузку на присельные пастбища, использовать отдаленные пастбищные угодья.
Рекомендация:
• в Законе КР “О пастбищах” предусмотреть порядок строительства кошар на непригодных пастбищных участках.
Кого и как привлечь к ответственности за правонарушения и к разрешению земельных споров?
У органов МСУ отсутствует реальная возможность привлечения к административной ответственности за нанесение ущерба сельскохозяйственным угодьям
Многие земельные наделы вблизи населенных пунктов остаются неиспользованными из-за боязни фермеров уничтожения сельхозкультур домашним скотом. При этом айыл окмоту не имеют эффективного инструмента привлечения к ответственности нарушителей закона – владельцев скота. Формально органы местного самоуправления обладают полномочиями рассмотрения более 40 видов административных правонарушений, однако на практике муниципалитеты не могут рассматривать их из-за отсутствия документа, определяющего механизмы правоприменения и производство дел об административных правонарушениях. Практически ни орган МСУ, ни Земельная комиссия АА, ни жайыт комитет не вправе рассматривать дела о часто встречающихся на практике правонарушениях и налагать административные взыскания в случаях:
• порчи сельскохозяйственных угодий и других земель или уничтожения плодородного слоя, загрязнения их химическими и радиоактивными веществами, бактериально-паразитическими или карантинными животными и растительными организмами, производственными и иными отходами и сточными водами (статья 184 КоАО КР);
• повреждения естественных и культурных пастбищных угодий на землях, независимо от формы собственности, выразившиеся в выпасе скота на отведенных на отдых, согласно пастбищному обороту, естественных пастбищных угодиях или ранее установленных сроков, а также в прогоне скота через естественные и культурные пастбища без соответствующего разрешения (статья 186 КоАО КР).
Рекомендации:
• разработать документ, определяющий производство административных дел органами местного самоуправления; Компания LBD (ЛАРК) готова всячески содействовать в разработке и внедрении данного документа на местах.
• земельное законодательство основывается на принципе приоритета земель сельскохозяйственного назначения, в связи с этим вся система государственных и общественных мер должна быть направлена на обеспечение соблюдения собственниками земли и землепользователями требований земельного законодательства и установленного режима рационального использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Отсутствие реальной возможности у органов МСУ изымать земельные участки у нарушителей закона
Анализ причин многих земельных правонарушений показывает, что они связаны, прежде всего, с несоблюдением землепользователями своих обязанностей, а также из-за отсутствия у госорганов и органов МСУ эффективного инструмента привлечения нарушителей закона к ответственности. В итоге на местах возникает множество конфликтов по земельным вопросам, включая нарушения прав на землю, целевого использования земли, обязательств по выполнению договорных отношений и др. В существующих экономических условиях правонарушения в сфере землепользования совершаются чаще всего из-за незнания законов как руководителями органов МСУ, так и фермерами. Однако встречаются случаи, когда люди идут на нарушения осознанно и даже по злому умыслу, надеясь, что их не привлекут к ответственности. В таких случаях органы МСУ должны иметь возможность изъять землю. Но айыл окмоту не может изъять земельный участок, так как не имеет в бюджете средств для выплаты его стоимости. Кроме того, возникает проблема законного оформления изъятой земли, потому что по этому поводу нет нормативных положений.
Рекомендация:
• разработать нормативный правовой документ по процедурам изъятия земельных участков в случаях, предусмотренных законом.
Отсутствие реальной возможности у органов МСУ разрешать земельные споры
Земельные споры стали привычным явлением, однако они часто становятся поводом для насильственных конфликтов. Согласно статье 119 Земельного кодекса, «споры, вытекающие из земельных правоотношений, разрешаются уполномоченным государственным органом, предоставившим земельный участок. В случае несогласия с решением уполномоченного государственного органа земельные споры рассматриваются в судебном порядке». Анализ причин многих земельных споров, дошедших до суда, показывает, что они связаны, прежде всего, с несоблюдением землепользователями законов, а также из-за отсутствия у органов МСУ эффективного механизма для их законного разрешения на местном уровне. Многие нормы Земельного кодекса КР обозначают лишь принципиальные моменты, требующие процедурной «поддержки» в подзаконных актах.
Рекомендация:
• необходимо делегировать полномочия по разрешению земельных споров на местном уровне органам МСУ.
Недостаток высококвалифицированных кадров в органах МСУ
Многие органы МСУ страдают от недостатка высококвалифицированных специалистов: юристов, агрономов, ветеринаров. Более профессиональные кадры предпочитают уходить в бизнес, районные, областные государственные администрации, считая МСУ низшим звеном в системе государственного управления. Кроме того, слабо ведется управление документационным обеспечением. Следует отметить, что при смене главы айыл окмоту, как правило, нет преемственности в отношении документов, а вследствие этого – надлежащей ответственности по ним. Члены земельных комиссий испытывают трудности в оценке инвестиций в деградировавшие и малопродуктивные земли. В частности, в большинстве случаев лица, ответственные за предоставление земель ГФСУ, не знают процедур предоставления и проводят торги с серьезными процедурными нарушениями.
Рекомендации:
• повысить престиж сотрудников органов МСУ за счет установления партнерских отношений с гражданским обществом через проведение разъяснительных работ и совместных обсуждений и мероприятий по преодолению существующих проблем;
• повысить ответственность сотрудников за прием и передачу архива, текущей документации, а также качество делопроизводства;
• повысить квалификацию членов земельных комиссий, включая их обучение оценке необходимых инвестиционных работ и точного расчета стоимости инвестиций в деградировавшие и малопродуктивные земли.
Нелегитимность осуществления делегированных функций по передаче государственных земель (ГФСУ и пастбищ) в ведение органов МСУ
Предоставление права пользования государственными землями осуществлено без оформления правоудостоверяющих документов (Государственный акт о праве бессрочного (без указания срока) пользования земельным участком). На практике главы айылных аймаков были вынуждены (при помощи доноров или за свой счет) документально оформлять госакт на ГФСУ. В настоящее время более половины органов местного самоуправления, не владея правоудостоверяющим документом – Госактом о праве бессрочного пользования, осуществляют функции по предоставлению земель ГФСУ в нарушение статьи 25 Земельного кодекса КР, которая гласит: «При предоставлении земельного участка в частную собственность или в пользование запрещается приступать к пользованию земельным участком до установления границ в натуре (на местности) и выдач и документа, удостоверяющего права на земельный участок». Исполнение жайыт комитетами делегированных функций по управлению пастбищными угодьями также осуществляется в нарушение закона. Ситуация здесь намного сложней. Юридически делегирование функций по управлению пастбищ еще не состоялось, так как органам местного самоуправления не были переданы Государственный акт о праве бессрочного (без указания срока) пользования земельным участком и картографические материалы по пастбищам. Это вызывает много споров по поводу границ между территориями органов МСУ, лесхозов и других землепользователей. Эти вопросы должны решаться на государственном уровне в виде законов или постановлений правительства.
Налицо явное несоблюдение требований о государственной регистрации прав на землю, что, согласно статье 181 ГК КР, влечет недействительность этих прав. Государство перекладывает на органы МСУ проблему оплаты за создание карты, госрегистрацию и оформления Государственного акта о праве бессрочного (без указания срока) пользования своими землями.
Рекомендации:
Чтобы обеспечить законность делегирования государственных полномочий на государственные земли органам местного самоуправления, необходимо, чтобы делегирование осуществлялось:
• по итогам научно обоснованного функционального анализа по распределению полномочий, функций и ответственности между министерствами и ведомствами;
• на основании соответствующего нормативного правового акта;
• после разработки необходимых нормативных правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок делегирования и реализации государственных полномочий/функций;
• с предоставлением оформленных правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на передаваемое недвижимое имущество;
• с заключением соответствующего договора;
• с передачей материальных, финансовых средств;
• определением дополнительной (субсидиарной) ответственности за качество делегированных услуг;
• с использованием механизма эффективного государственного и общественного контроля за качеством оказания государственных услуг;
• с обеспечением доступности и прозрачности деятельности уполномоченных органов по оказанию государственных услуг.
Отсутствие толкования понятия «рациональное использование земель»
Практически во всех нормативно-правовых актах, касающихся землепользования и охраны земель, говорится об обязанности рационального использования земельных ресурсов. Однако ни один нормативно-правовой акт не дает толкования и характеристики рациональности использования земель.
Законодательно не установлено, как и по какой шкале может оцениваться рациональность использования земель. В случаях правонарушений это обстоятельство позволяет уполномоченным лицам в субъективном порядке решать вопрос о рациональности или нерациональности использования земель. Это обстоятельство создает условия для субъективного понимания и трактовки данной функции.
Рекомендация:
• в статье 1 Земельного кодекса КР следует дать развернутое определение понятию «рациональное использование земель».