Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Айыльный округ Бирлик нашел инвестора… в своем же селе

2012-05-31 / Ресурсы МСУ

Каменистые земли могут превращаться в сады и приносить доход как своим владельцам, так и в местный бюджет

 

Интересную форму по освоению малопродуктивных сельхозугодий нашли в сельских муниципалитетах. В рамках Проекта «Повышение потенциала органов местного самоуправления Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей по управлению землями сельскохозяйственного назначения» сельская управа Бирлик Кадамджайского района Баткенской области планирует инвестировать собственные средства в малопродуктивные земли. 
 
На каменистых оврагах и деградированных территориях разобьют абрикосовые сады, что, по расчетам земельных специалистов, принесет в местный бюджет ежегодную прибыль более 400 000 сомов. 
 
Асанбай Жороев работает земельным специалистом Бирликского айыльного округа Кадамджайского района Баткенской области сравнительно недавно – второй год. В свое время был главой сельскохозяйственного кооператива по выращиванию семенного картофеля, успешно развивал его, но со временем понял, что для полноценного процветания на селе нужно работать сообща, и пришел в Айыльный округ Бирлик на должность земельного специалиста. Повышение знаний в правовом поле как управленца приобрел в 2011 году во время проведения обучающих мероприятий в рамках проекта ОБСЕ, направленного на улучшение управления земельными ресурсами в целях снижения конфликтного потенциала в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях.
 
– Наш Айыльный округ был тогда подопечным у айыльного округа Котормо, представители которого провели для нас семинар по вопросам организации аукциона и порядку налогообложения использования земель сельхозназначения, – вспоминает Асан Жороев. – Я захотел узнать о земельном праве больше, так как у меня пока не достаточно знаний по регулированию и управлению землями ФПС (земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий). Улучшить знания по данным вопросам мне помогла давняя знакомая – Матлюба Тешебаева, директор Фонда «ЛАРК-Кадамджай». Еще в 2004 году юристы ЛАРК помогали мне правовыми консультациями, помогая регистрировать семенной кооператив, который сейчас, по признанию А. Жороева, приносит миллионные прибыли. 
 
– В отличие от прошлого года, когда основной целью проекта было повышение уровня правовых знаний сотрудников органов МСУ, в 2012 году мы работаем над улучшением системы менеджмента в области управления землями сельхозназначения, –  рассказывает Венера Болтобаева, менеджер проекта, правовой эксперт Фонда развития права и бизнеса. - В частности, специалисты айыл окмоту будут проводить практические мероприя-тия по эффективному управлению финансовыми средствами местного бюджета, поступающими от использования земель сельскохозяйственного назначения; увеличению поступлений от земельного налога и арендных платежей; соблюдению процедур проведения торгов. Особое внимание мы уделим улучшению системы ведения договорной работы и документооборота в айыл окмоту в области управления землями сельхозназначения.
 
В 2011 году Айыльный округ Бирлик зарекомендовал себя как надежный, ответственный партнер проекта, и потому вновь вошел в список 30 пилотных округов проекта в 2012 году, получив индивидуальное «домашнее задание»:
 
• предоставить под освоение из Госфонда два с половиной гектара малопродуктивных земель;
• трансформировать земельные доли из орошаемых в многолетние насаждения;
• оформить правоустанавливающие и пра-воудостоверяющие документы на земельные доли для десяти семей;
• решить спор по границам земельных участков 26 га с поселковой управой Айдаркен.
 
Бирликский Айыльный округ находится в горной местности, отдельные его уголки распложены на высоте 2000 метров над уровнем моря. В Кыргызстане эти высоты – далеко не альпийские луга и не самые плодородные земли. Отсюда в Бирлике наблюдается не самая высокая доходность от земель сельскохозяйственного назначения – и из-за их малого количества, и еще в большей степени из-за малого количества доступной фермерам воды. В этом айыльном округе доля поступлений от налогов и аренды земель ФПС ничтожно мала и составляет меньше 10% – 980 тысяч из 34 млн. сомов доходной части бюджета. Остальное – гранты.
 
К увеличению поступлений в местный бюджет за счет использования земель сельскохозяйственного назначения можно подходить по-разному. Некоторые фермеры считают, что проще всего требовать от государства организации системы государственных закупок и регулирования цен. Отдельные чиновники с ними соглашаются. Но есть и иные способы. Земельный специалист А. Жороев считает, что заставить работать землю, пополнить бюджет, создать рабочие места можно и за счет активного освоения новых видов продукции. По его мнению, правильнее было бы разумно объединять земельные доли и приглашать фермеров к активному участию в аренде и обработке земли. К примеру, уже сейчас в Бирлике намерены сдать в аренду пару сотен гектаров невостребованных и малопродуктивных земель, которых у органа МСУ насчитывается 671 гектар.
 
– Мы хотим привлечь землепользователей, – говорит Асан Жороев. – Создать им условия в правовом поле, помочь с ирригацией. Предоставить земли на время их освоения на льготных условиях или бесплатно. Для начала дадим хотя бы 200 или 100 гектаров на год, два или три. А когда они землю освоят, можно увеличивать стоимость аренды или переводить земли в другие категории.Земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий в Бирлике около тысячи гектаров. Из них сельхозпродукция выращивается всего на 268 гектарах. С арендой остальных территорий дела обстоят не так радужно, как хотелось бы – земли вроде много, а вот воды нет, да и сельхозтехника старая, нет удобрений. Но главное, о чем переживают фермеры, – это рынок сбыта. Тут выращивают картофель, морковь, яблоки. Основной покупатель – соседний Узбекистан, но с закрытием границ рынок практически встал. Но бизнес есть бизнес, и большая государственная политика на местном уровне часто теряет резкие черты, работая по принципу «свои люди – договоримся». А потому процветает контрабанда тех же картофеля, моркови и яблок. Но тут фермеров подстерегает опасность – попасться на посту и лишиться всего товара. Вот почему земли Госфонда остаются невостребованными. Тем не менее земельный специалист Жороев смотрит на ситуацию оптимистично.
 
– Уже почти 18 лет, начиная с постсоветского периода, в нашем округе почти 700 гектаров земли лежат невостребованными из-за сложных условий для начала бизнеса и проблем со сбытом. Но если убрать камни, провести рекультивацию, завезти навоз или другие удобрения, то можно сажать сады. Поэтому мы хотели бы из своего бюджета вложить в землю инвестиции, улучшить инфраструктуру. Важно, что эти земли не облагаются налогом, а потому фермерам можно предоставить землю без земельного налога и без арендной платы. Сегодня один наш сельчанин думает над тем, чтобы освоить 200 гектаров, оплачивая при этом по 2000 сомов в год за каждый гектар. Через 5 лет арендная плата будет уже 400 000 сомов в год. 
 
Земельный специалист признает, что без помощи юристов приступить к реализации своих нововведений в айыл окмоту не решаются. Всех нюансов сотрудники муниципалитета не знают, как и фермеры: «Лучше всего мы знаем один закон – сажать, копать, сеять, продать». Поэтому очень важна для сельчан работа с юристами. 
 
– Чтобы не ошибиться в отношении своих идей по инвестированию в земли, мы должны найти партнеров из местных предпринимателей 
и договориться с ними о «правилах игры» заранее.  При этом мы должны дать им определенные гарантии того, что после вложений они получат землю в собственность или в долгосрочную аренду. И чтобы потом никто не отнял бы у них этот ресурс. А то ведь как у нас бывает – когда кто-то начинает работать и у него что-то получается, другие начинают говорить: «А почему только он получает доход? Давайте эту землю выставим на аукцион или конкурс!». Чтобы такого не случилось, чтобы инвесторы имели гарантии, мы должны иметь твердое юридическое обеспечение проекта, – рассуждает А. Жороев.
 
В попытке передать землю в аренду без оплаты юристы не видят никаких отклонений от закона.
 
– Они могут, конечно, отдать землю, не требуя арендной платы в виде денег, – говорит директор Фонда «ЛАРК Кадамджай» Матлюба Тешебаева. – Но айыл окмоту должен проконтролировать выполнение работ по освоению и улучшению состояния и качества этих земель. При этом от налога на землю фермер не освобождается. Размер и вид арендной платы может быть определен местным кенешем, а вот уплата налога является обязательным платежом. 
 
Даже при условии передачи земли в аренду без оплаты деньгами, А. Жороев сознает, что сразу вся территория в 671 гектар не будет освоена. И переданные в пользование первые сто гектаров станут примером освоения малопродуктивных земель.
 
Между тем опыт трансформации малопродуктивных земель и включение их в активный прибыльный сельскохозяйственный оборот в Кыргызстане уже имеется. Так, 18 лет назад предприимчивый фермер Ысман Кабылов основал на богарной земле айыльного округа Карабак Баткенского района абрикосовый сад. Тогда стареющему фермеру пришлось в одиночку обрабатывать пустую территорию – тянуть водовод, засеивать саженцы, окучивать их, копать арыки. Сегодня два с половиной гектара, которые тогда освоил Ысман, обеспечивают ему и его семье постоянный и немалый доход, а также стабильные поступления в местный бюджет. Выходит, что рациональный подход к использованию малопродуктивных земель может стать немалым источником дохода, в том числе для местного бюджета. В этом отношении логично, что и в 2012 году освоение малопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения стало пунктом многих «домашних заданий» для участников проекта «Повышение потенциала местного самоуправления Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей по управлению землями сельскохозяйственного назначения». Так, освоением малопродуктивных земель намерены заняться девять из 30 айыльных аймаков. Темы своих «домашних заданий» участники проекта выбирали самостоятельно, на одном из установочных семинаров, проведенных ФРПБ в начале этого года. Основываясь на опыте прошлого года, в 2012 году ФРПБ рассчитывает получить финансовый результат в виде роста доходов от управления землями сельскохозяйственного назначения на 15-25 % в пилотных АО, а также улучшить систему управления этими доходами. 
 
Павел ГРОМСКИЙ (фото автора)

 

Похожие материалы: