Закон подтверждает фундаментальное право граждан на свободу выражения своего мнения: «Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны уважать и обеспечивать право на свободу мирных собраний, без какого бы то ни было различия по признаку пола, расы, языка, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств». Закон объясняет, что такое «собрание», «мирное собрание», «контрсобрание», а также «параллельное», «планируемое», «спонтанное» собрание; прописывает, кого считать участниками, а кого – организаторами мирного собрания.Нормативный правовой акт также определяет, что необходимо сделать для того, чтобы провести мирное собрание, регламентирует действия власти - с одной стороны, права и обязанности участников и организаторов мирного собрания – с другой.
Отдельными статьями описаны обязанности органов управления и правоохранительных органов при получении сведений о планируемом или уже проводимом собрании, прописаны ограничения для силовиков. Согласно ст. 5 Закона «Обязанности органов местного самоуправления», органы местного самоуправления:
1) незамедлительно ставят в известность органы внутренних дел на территории проведения собрания, другие заинтересованные государственные органы о получении сведений о планируемом или проводимом собрании;
2) во взаимодействии с органами внутренних дел и иными государственными органами осуществляют мероприятия по обеспечению проведения мирных собраний;
3) взаимодействуют с организаторами и участниками собраний по обеспечению проведения мирных собраний;
4) обеспечивают прием уведомлений о проведении собраний;
5) организуют при необходимости работу коммунальных и иных служб (скорой медицинской помощи, противопожарной службы, службы спасения и других служб);
6) содействуют органам внутренних дел в предупреждении и пресечении употребления в местах проведения собраний алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ;
7) информируют при наличии имеющихся сведений о вопросах, явившихся причинами проведения собрания, государственные органы, которым данные вопросы адресуются;
8) выполняют другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом.
Однако ст. 5 не полностью описывает сферу ответственности органов МСУ в отношении собраний, поэтому руководителям МСУ стоит внимательно ознакомиться со всеми статьями закона.
Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке реализации права народной законодательной инициативы» от 16 апреля 2012 г. № 242
Настоящее Положение разработано в целях реализации Закона Кыргызской Республики «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике» и направлено на регулирование порядка регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики инициативной группы и проекта закона, вносимого в порядке реализации права законодательной власти. Законом Кыргызской Республики «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике» определяются принципы, формы, гарантии, порядок и условия реализации права народной законодательной инициативы.
Согласно вышеуказанному Закону Министерство юстиции Кыргызской Республики проводит регистрацию инициативной группы и проекта закона, вносимого на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в реализацию права народной законодательной инициативы.