В 2012 году Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял Закон «О республиканском бюджете на 2012 г. и прогнозе на 2013-2014 гг.», в котором 50% одного из видов налога на недра – роялти (за исключением налога на добычу золота, газа, нефти) передано в состав местных бюджетов.
Данное событие широко не обсуждалось и осталось незамеченным. И на это есть свои причины. В частности, по итогам 2011 г., сбор по роялти незначительно превысил 100 млн. сомов, причем этот налог выплатили крупные, зарегистрированные налогоплательщики. То есть, по прогнозам специалистов, в 2012 г. в местный бюджет планируется поступление лишь 80,7 млн. сомов (см. табл. 1). В связи с этим многие эксперты скептически отнеслись к перспективам этого источника доходов местных бюджетов.
В чем же интерес органов местного самоуправления к данному налогу? Прежде всего, мы должны признать, что огромная армия предпринимателей, которые осваивают местные природные ресурсы, или вообще не платит налог роялти, или в лучшем случае занижает его расчеты. В чем же причина?
Во-первых, органы МСУ и, соответственно, местные сообщества не чувствуют себя хозяевами ресурсов, которые находятся на муниципальных или государственных землях. Предприниматели фактически игнорируют их, считая наличие лицензии правом на использование этих ресурсов. Собственники же природных ресурсов сами выстраивают свои взаимоотношения с государственной налоговой службой по начислению этого налога или же скрывают свою деятельность. Так как в местный бюджет никаких средств от предпринимателей не поступает, органы МСУ занимают пассивную позицию. Для того, чтобы муниципалитеты увидели выгоду от эффективного управления местными природными ресурсами, необходимо представить им более детальную информацию.
Недра могут находиться в муниципальной собственности
Статьи 3 и 4 Закона КР «О недрах» гласят, что «недра Кыргызской Республики могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной форме собственности. В муниципальной, частной и иной форме собственности могут быть только мелкие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выходящие на дневную поверхность на земельных участках собственников... Месторождения местного значения - месторождения общераспространенных и других неметаллических (уголь, гипс, ископаемая соль, самородная сера, тальк и пирофиллит, графит) полезных ископаемых, запасы которых могут обеспечить потребности только близрасположенных местных потребителей».
Более детальная трактовка норм законодательства дана в Постановлении Правительства КР № 338 от 14 июня 2000 г. «О порядке и условиях использования мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых». В соответствии с положением, утвержденным этим постановлением, муниципальные органы как владельцы земельных участков могут по своему усмотрению использовать эти месторождения. То есть осуществлять геологическое изучение и разработку мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности, строительство и эксплуатацию подземных сооружений на своих земельных участках на глубину до пяти метров.
Деятельность по использованию мелких месторождений может осуществляться только после получения лицензии на соответствующий вид деятельности (поиск, разведка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых) или после предъявления ими договора с физическими или юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию на проведение такого вида деятельности. При этом необходимо зарегистрировать работу в государственном органе по недропользованию с представлением документов, подтверждающих
правовой статус собственника, составить технический проект работ и согласовать его с государственными органами по охране недр, окружающей среды и технической безопасности.
О каких ресурсах идет речь?
Законодательством Кыргызской Республики установлены соответствующие перечни общераспространенных полезных ископаемых, а также мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых и месторождений местного значения.
В частности, согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 14 июня 2000 года № 338, к таковым относятся широко распространенные минералы и горные породы в разрушенном и природном состоянии, используемые для строительных работ и производства строительных материалов (подробная информация о мелких месторождениях общераспространенных полезных ископаемых приведена в таблице 2):
• песок строительный;
• галька и гравий;
• природные песчано-гравийно-галечные смеси;
• глина и суглинок строительные;
• камень рваный (бутовый и щебень) из осадочных, магматических и метаморфических горных пород;
• известняк для производства извести.
Месторождения, проявления и (или) их отдельные участки с запасами и (или) уровнем добычи, превышающими установленные, по согласованию с государственным органом по недропользованию могут быть отнесены к месторождениям местного значения (таблица 3).
Финансовые аспекты разработки месторождений
Финансовые аспекты разработки месторождений полезных ископаемых, располагающихся на территории городов и айыльных аймаков и влияющих на развитие муниципалитета, характеризуются следующими факторами. Для месторождений, находящихся в государственной и частной собственности, – ставками и объемами налогов, поступающих в местный бюджет. Для месторождений, находящихся в муниципальной собственности:
• ставками и объемами налогов, поступающих в местный бюджет от эксплуатации сданных в аренду месторождений полезных
ископаемых;
• оценочной стоимостью месторождений полезных ископаемых;
• стоимостью арендной платы за пользование месторождениями полезных ископаемых.
Правительство Кыргызской Республики, расширяя доходную базу местных бюджетов за счет передачи 50% роялти, основывалось, вероятно, на следующих факторах:
• необходимости усилить потенциал доходов местных бюджетов для обеспечения возможности улучшать качество услуг, оказываемых гражданам органами МСУ, решать социально-экономические задачи;
• повысить уровень партнерства между местным населением, органами МСУ, бизнесструктурами по разработке минеральных ресурсов для установления общественного согласия и обеспечения стабильной работы добывающих компаний;
• повысить уровень мотивации органов МСУ по созданию условий для привлечения инвестиций в добывающие отрасли.
Согласно Налоговому кодексу КР, налоги за пользование недрами включают:
• бонусы – разовые платежи за право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых;
• роялти – текущие платежи за пользование недрами с целью разработки.
Налогоплательщиком роялти являются лица и организации, осуществляющие разработку (добычу) полезных ископаемых (далее – налогоплательщик): отечественная организация; иностранная организация, осуществляющая деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение; индивидуальный предприниматель. Объектом налогообложения роялти является деятельность по разработке (добыче) месторождений полезных ископаемых.
Налоговой базой роялти является:
• выручка без учета НДС и налога с продаж, полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;
• объем реализованной продукции в натуральном выражении;
• объем отбираемой воды из недр по водомеру - для налогоплательщиков роялти, за исключением специализированных организаций водоснабжения.
Ставка роялти устанавливается от объема реализованной продукции, объема отбираемой воды в натуральном выражении (см. таблицу 4)Ставка роялти устанавливается от выручки, полученной от реализации.
1. На золото, серебро и платину с учетом прироста запасов:
• для месторождений с запасами более 10 тонн – 5%;
• для месторождений с запасами от 3 до 10 тонн – 3%;
• для месторождений с запасами менее 3
тонн – 1%.
2. Для специализированных организаций водоснабжения – в размере 5%.
3. На гипс – 6%.
4. На природные камни для производства облицовочных материалов – 12%.
5. На уголь каменный, бурый – 1%.
Ставка роялти на другие полезные ископаемые и продукты их переработки устанавливается от выручки от реализации:
• полезных ископаемых – 3%;
• продуктов переработки полезных ископаемых – 2%.
Выгоды органов МСУ
С введением данной нормы должна появиться мотивация для активизации деятельности органов МСУ по освоению новых месторождений полезных ископаемых или по усилению контроля за деятельностью существующих предприятий. При этом эффективность данной работы будет зависеть от наличия партнерских, взаимовыгодных отношений между органами МСУ и Государственной налоговой службой, которые осуществляют непосредственное администрирование данного вида налога.
Важно отметить, что, в соответствии со статьей 313 Налогового кодекса КР, налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность и производить уплату роялти в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, по месту учетной регистрации. А учетная регистрация в соответствии со статьей 98 Налогового кодекса проводится по месту нахождения объекта налогообложения. Проще говоря, даже если налогоплательщик в лице добывающей компании зарегистрирован в г. Бишкеке, роялти он обязан платить по месту нахождения карьера.
Показателен в этом отношении пример в отношении компании, выпускающей природную воду «Джалал-Абад». Один из крупнейших производителей минеральной воды осуществляет розлив воды в г. Джалал-Абаде и, соответственно, производит выплаты роялти в местный бюджет областного центра. Вместе с тем сами скважины расположены на территории айыльного аймака Барпы, а его местный бюджет получает мизерные средства только от аренды муниципальной земли. Посмотрим, какую выгоду мог бы получать Айыльный аймак Барпы.
• Средний дебет (отдача) скважины питьевой (минеральной) воды составляет 15 м2 в сутки = 15 000 л в сутки.
• Месячный дебет составляет 15000*30 = 450 000 л в месяц. В соответствии со ставкой роялти, сумма выплат составит 450000*0,2
= 90000 сомов в месяц.
• В местный бюджет должно быть зачислено 90 000/2 = 45 000 сомов в месяц или 540 000 сомов в год.
Как сделать налог эффективным?
Методика прогнозирования по данному виду налога должна основываться на показателях объема выручки налогоплательщика, полученной от реализации продукции. Применения такой методики невозможно добиться без установления партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между органами МСУ, Государственной налоговой инспекцией и органами статистики.
Такое партнерство должно содействовать выполнению следующих задач:
• регулярного взаимного обмена объективной обоснованной информацией об объеме реализованной продукции налогоплательщика;
• придания налоговым инспекторам полномочий по запросу и получению информации об объемах продукции, реализованной добывающими предприятиями;
• делегирования налоговым инспекторам органов МСУ функции выездной проверки.
Эффективность сбора этого вида налога будет зависеть от следующих факторов:
• ведение учета предприятий, осуществляющих добычу минеральных ресурсов, в партнерстве с налоговой службой;
• получение информации для прогнозирования дохода по данному виду налога (объем реализации, объем добычи);
• получение информации от налоговой службы по оплаченным суммам роялти за истекший период;
• получение информации от Казначейства по зачислению 50% роялти в местный бюджет;
• мониторинг исполнения прогноза доходов по данному виду налога;
• содействие добывающему предприятию в улучшении своей работы для выполнения прогнозных показателей по объемам реализации.
Вопросы муниципальной собственности
Как уже отмечалось, ставка и сумма налога от недр, поступающего в местный бюджет, характеризуют финансовую сторону месторождений природных ископаемых как частных, так и государственных и муниципальных, переданных в аренду (разработку). Для муниципальных месторождений полезных ископаемых важной характеристикой является также оценочная стоимость (в случае продажи) и стоимость оплаты за аренду. Продажа или сдача в аренду месторождений полезных ископаемых возможна при наличии у этих объектов статуса муниципальной собственности.
Практика закрепления месторождений полезных ископаемых как объектов муниципальной собственности до сегодняшнего дня не распространена. Связано это, в первую очередь, с необходимостью проведения дополнительных изысканий и согласований с государственным уполномоченным органом, в ведение которого передано право и полномочие по управлению и контролю природных ресурсов. Кроме этого, органы МСУ ранее не видели выгод от получения свидетельства о собственности на те или иные месторождения природных ископаемых.
С введением нормы о 50% отчислений налога на недра в состав доходов местных бюджетов, повысится мотивация органов МСУ: во-первых, получить право собственности на объект; во-вторых, усилить контроль за деятельностью добывающих компаний для увеличения поступлений доходов в местный бюджет. В целом же вопросы продажи и передачи в аренду месторождений полезных иско-
паемых, имеющих статус объектов муниципальной собственности, определяются в соответствии с Законом «О муниципальной собственности на имущество».