Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (120) 4 Октября 2021

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Внедряем устав местного сообщества. Вопросы практиков и ответы юристов

2016-11-05 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Внедряем устав местного сообщества. Вопросы практиков и ответы юристов

В течение 2016 года муниципалитеты Кыргызстана продолжали внедрение новых уставов местного сообщества. В процессе обсуждения уставов с гражданами возникло множество вопросов, ответы на которые дают специалисты Института политики развития, работающие в Проекте ГГПОМСУ.

Кто должен давать юридическую оценку постановлениям местного кенеша? Органы МСУ являются самостоятельными юридическими лицами, которые самостоятельно принимают свои решения, а также несут ответственность за законность принимаемых решений. Поэтому постановления АК, решения АО не подлежат обязательной правовой экспертизе извне или другими государственными органами. Более того, постановления АК вступают в силу со дня официального опубликования, после чего ОМСУ направляют копии опубликованных постановлений в Минюст для включения в Госреестр НПА для придания им юридической силы. Министерство юстиции не вправе проводить правовую экспертизу и вносить коррективы в принятые, опубликованные и вступившие в силу постановления АК. Вопросы проведения правовой экспертизы принимаемых ОМСУ решений возложены на них самих, в частности, в айылных аймаках данная функция возложена на ответственного секретаря, либо глава АО в рамках установленных штатных единиц (ПП КР «Об утверждении Типовой структуры и штатной численности исполнительного органа местного самоуправления КР» от 5 августа 2011 года, №451) вправе возложить полномочия юриста на главного специалиста или на ведущего специалиста либо на специалиста АО, либо принять на одну из этих должностей работника с юридическим образованием. Кроме того, ОМСУ в случае принятия НПА, противоречащих законодательству КР, и в случае собственного обнаружения, вправе самостоятельно, до вынесения соответствующего решения суда, либо до получения акта реагирования органов прокуратуры признать принятый НПА утратившим силу (отменить) или приостановить действия такого акта.

Ссылки на законодательство Закон об МСУ. Статья 12. Ответственность органов местного самоуправления за принятые ими решения: органы местного самоуправления несут ответственность за законность принимаемых решений. Статья 21. Местные кенеши: Местные кенеши являются юридическими лицами и вправе самостоятельно решать любые вопросы, отнесенные законодательством к их компетенции. Отмена решений местных кенешей в случае их противоречия Конституции и законам Кыргызской Республики осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Закон КР «О нормативных правовых актах КР». Статья 10. Прекращение действия, отмена нормативного правового акта (структурного элемента). Пункт 1. Нормативный правовой акт (структурный элемент) прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан нормативный правовой акт; принятия нового НПА, которому противоречат положения ранее принятого НПА или который поглощает НПА; признания НПА неконституционным или недействительным в установленном законом порядке; признания НПА утратившим силу или приостановления действия акта органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом. Типовые должностные инструкции работников органов местного самоуправления айылов и поселков Кыргызской Республики (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 февраля 2004 года, № 91).

II. Функциональные обязанности ответственного секретаря: ответственный секретарь координирует деятельность по организационному обеспечению работы айылного (поселкового) кенеша и айыл окмоту, оказывает помощь постоянным комиссиям и депутатам местного кенеша, структурным подразделениям и другим органам местного самоуправления; обеспечивает подготовку необходимых материалов для организации и проведения сессий айылного, поселкового кенешей, заседаний айыл окмоту и курултая представителей местного сообщества. Ответственный секретарь, в части правовых вопросов, обязан отвечать за соблюдение юридических требований по решениям, принимаемым главой местного самоуправления, местным кенешем и айыл окмоту. Каким образом государство регулирует деятельность даватчы? Как местное самоуправление может регулировать религиозные вопросы?

ГОСУДАРСТВО. Религиозная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, религиозное воспитние, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, обучение духовных специалистов, священнослужителей и др. Данная деятельность регулируется следующим законодательством:

  •  Законом КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» от 31 декабря 2008 года, N 282;
  •  Указом Президента КР «О мерах по реализации прав граждан КР на свободу совести и вероисповедания»;
  • Указом Президента КР «О Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы» от 14 ноября 2014 года УП, № 203;
  • КР Коргоо Кенешинин чечими «Диний чойродогу мамлекеттик саясат жонундо» 2014-жылдын 3-февралы. В настоящее время, согласно решению Совета обороны от 3 февраля 2014 года, имамы проходят аттестацию для получения соответствующего разрешительного документа. Процесс распространения религии «дааваты» регулируется Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК) и соответствующими внутренними нормативными актами ДУМК. Вопросы регистрации религиозных образовательных организаций также регулируются вышеуказанными НПА.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, в соответствии с Законом КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», уполномочено самостоятельно рассматривать отдельные вопросы, касающиеся религии и религиозных организаций путем создания общественных комитетов по религии. Органы МСУ через данные комитеты проводят на своей территории, совместно с государственным органом по делам религий, государственную политику в областирелигии для обеспечения защиты общественного порядка, духовной безопасности, территориальной целостности и конституционного строя от религиозного экстремизма.

Ссылки на законодательство Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР». Статья 10. Учетная регистрация религиозных организаций.

  •  Учетная регистрация религиозных организаций и объектов религиозного назначения, действующих на территории Кыргызской Республики, осуществляется государственным органом по делам религий в установленном настоящим Законом порядке. Религиозная организация получает право на осуществление религиозной деятельности с момента выдачи свидетельства об учетной регистрации (перерегистрации), выдаваемого государственным органом по делам религий.
  • Для учетной регистрации религиозной организации учредители представляют учредительные документы (на государственном или официальном языке): заявление об учетной регистрации; нотариально заверенный и согласованный с местными кенешами список граждан, членов Учредительного совета, являющихся инициаторами создания религиозной организации и миссии, и ответственных в рамках устава перед законом (с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, номера и серии па-спорта, когда и кем выдан); устав религиозной организации, составленный на государственном и официальном языках в четырех экземплярах; протокол учредительного собрания (конференций, съездов и т.д.),подписанный председателем и секретарем собрания; сведения об основах вероучения и о соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии, о формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении гражданских прав и обязанностей; информацию о полном наименовании создаваемой религиозной организации; документ, подтверждающий местонахождение (юридический адрес) создаваемой религиозной организации на данной территории (договор купли-продажи на собственное помещение, договор аренды, договор безвозмездного предоставления помещения, официальное письмо и т.д.). Статья 13. Учетная регистрация религиозного учебного заведения.
  • Религиозные учебные заведения подлежат обязательной учетной регистрации в государственном органе по делам религий. Религиозное обучение на территории Кыргызской Республики запрещается без прохождения учетной регистрации в установленном порядке.
  • Для учетной регистрации религиозного учебного заведения учредитель представляет: устав учебного заведения, утвержденный учредителем (учредителями), который должен быть составлен на государственном и официальном языках в четырех экземплярах; протокол учредительного собрания, решение или приказ (учредительный договор) об учреждении религиозного заведения; нотариально заверенный и согласованный с местными кенешами список граждан, членов Учредительного совета, являющихся инициаторами создания религиозного учебного заведения и ответственных в рамках устава перед законом (с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, номера и серии паспорта, когда и кем выдан); нотариально удостоверенную копию устава, свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей) в качестве религиозной организации; программу обучения, качественный показатель состава преподавателей, утвержденных учредителем (учредителями); справку-заключение от соответствующих служб (санитарно-эпидемиологической, пожарной), разрешение органа местного самоуправления религиозному учебному заведению осуществлять свою деятельность; подтверждение о наличии финансовых ресурсов; качественный состав преподавателей.
  •  После прохождения учетной регистрации религиозному учебному заведению выдается свидетельство установленного образца. Статья 16. Пользование имуществом, находящимся в собственности юридических и физических лиц.
  • Религиозные организации, миссии и религиозные учебные заведения вправе использовать для своих нужд здания и имущество,предоставляемые им на договорных началах юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  • Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.
  • Признание правил пользования вероисповедальными кладбищами и положений о кладбищенских сборах регулируется положениями органов местного самоуправления. Статья 22. Религиозная литература и предметы религиозного назначения.

 

  • Религиозные организации вправе производить, приобретать, хранить, вывозить из Кыргызской Республики, ввозить в Кыргызскую Республику и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудиовидеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  • Запрещается ввоз, изготовление, хранение, перевозка и распространение религиозной литературы, иных печатных, аудиовидеоматериалов, в которых содержатся призывы к изменению конституционного строя, религиозной нетерпимости, нравственных устоев общества.
  • Государственный орган по делам религий вправе назначать религиоведческую экспертизу религиозной литературы, иных печатных, аудиовидеоматериалов. При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.

Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, по обращениям органов государственной власти и органов местного самоуправления вправе давать разъяснения о наличии элементов религиозного экстремизма в печатных изданиях, кинофотоаудиовидео- продукции и других материалах. Депутатами местного кенеша принято постановление о запрещении продажи спиртных напитков в одном из сел. Правомочно ли данное постановление? Какие меры может предпринять местное сообщество, чтобы ограничить распространение спиртного?

Органы МСУ не могут запрещать продажу алкогольной продукции, если предприниматели имеют соответствующие разрешительные документы (лицензии на право реализации). При этом ОМСУ могут принимать дополнительные ограничительные НПА в соответствии с Законом и не противоречащие другим НПА КР. Проще говоря, органы МСУ вправе ограничивать продажу спиртного, имея на то основания. Решение местного сообщества об ограничении продажи спиртного может быть включено в устав и стать основанием для издания соответствующего постановления местного кенеша.

Ссылки на законодательство Закон о МСУ. Статья 31. Компетенция городского и айылного кенешей, пункт 15: установление ограничений по времени и месту продажи алкогольных напитков и табачных изделий вплоть до запрета, правил проведения ритуальных мероприятий. Закон Кыргызской Республики от 13 октября 2009 года, № 269 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Статья 13. Порядок оптовой и розничной реализации алкогольной продукции:

  • Оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции осуществляют юридические лица, независимо от организационно-правовой формы. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную реализацию алкогольной продукции. Реализация алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности. Минимальная оптово-отпускная и розничная цена на водку, производимую на территории Кыргызской Республики, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
  • Не допускается реализация алкогольной продукции: в детских, образовательных организациях и на прилегающих к ним территориях, а также непосредственно на территориях медицинских учреждений; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; лицам, не достигшим возраста 18 лет; лицами, не достигшими возраста 18 лет; без сопроводительных документов, в соответствии с требованиями части 1 статьи 8 настоящего Закона, и без маркировки либо с маркировкой поддельными акцизными марками; в местах проведения массовых мероприятий, на территории воинских частей, за исключе-нием объектов военной торговли, а также в палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.
  • Органы местного самоуправления Кыргызской Республики вправе устанавливать дополнительные ограничения реализации алкогольной продукции.
  • Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие реализацию алкогольной продукции, должны иметь торговые и складские помещения. Статья 14. Обязанность лиц, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, требовать предъявления документов, удостоверяющих личность, от покупателей. Лица, осуществляющие реализацию алкогольной продукции лицам, возраст которых предположительно менее 18 лет, обязаны: в целях определения возраста покупателя требовать предъявления документов, удостоверяющих личность, – паспорт гражданина (ID-карта) или заменяющий его документ.

К заменяющим паспорт документам относятся удостоверение офицера действительной военной службы, военный билет военнослужащего срочной службы, водительское удостоверение; в случае непредъявления документов, удостоверяющих личность, отказать им в продаже алкогольной продукции; разместить в местах продажи алкогольной продукции информацию о запрете реализации алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, лицам без документов, удостоверяющих личность, о вреде употребления алкогольной продукции. Нарушение положений настоящей статьи влечет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики. Статья 18. Изъятие из незаконного оборота и конфискация этилового спирта и алкогольной продукции.

  • Изъятию из оборота подлежат этиловый спирт и алкогольная продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий; без документов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов; без маркировки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, и (или) с маркировкой поддельными акцизными марками; с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции; как бесхозяйное имущество; без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
  • Хранение изъятых этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется в местах, определенных уполномоченными государственными органами, которыми произведено их изъятие.
  • Изъятие и конфискация этилового спирта и алкогольной продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  • Конфискованные этиловый спирт и алкогольная продукция, не соответствующие требованиям технических регламентов, а также алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию.
  • При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт и алкогольная продукция подлежат уничтожению в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.Кодекс об административной ответственности КР. Статья 92-1. Реализация алкогольной продукции несовершеннолетним: реализация алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, влечет наложение административного штрафа на граждан – в размере ста расчетных показателей, на должностных лиц – в размере двухсот расчетных показателей, на юридических лиц – в размере семисот расчетных показателей. То же действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влечет наложение административного штрафа на граждан – в размере ста расчетных показателей, на должностных лиц – в размере двухсот расчетных показателей, на юридических лиц – в размере семисот расчетных показателей с лишением лицензии (разрешения) заниматься данной деятельностью.

Какое количество участников делает сход правомочным принимать решение от имени местного сообщества?

Ответ на этот вопрос можно сформулировать в уставе местного сообщества, для чего в Типовом уставе предусмотрены шаблоны соответствующих статей. 21.11. Сельский сход правомочен, если в нем принимают участие не менее __ (указать количество) жителей соответствующей территории (улицы, квартала, села, сел), обладающих избирательным правом, или принимают участие не менее ___(указать количество) представителей, приглашенных на сельский сход. (Количество участников схода для ее правомочности органы МСУ и местное сообщество определяют по своему усмотрению: например: не менее 40 человек, более половины представителей от приглашенных лиц, более половины жителей улицы, квартала, айыла или айылного аймака и т.д.). 21.12. В случае отсутствия необходимого количества жителей соответствующей территории (улицы, квартала, села, сел) или приглашенных участников для проведения сельского схода, то указанное мероприятие переносится на определенный срок с согласия присутствующих.

Можно ли в уставе прописать некоторые традиции, например, чествование семей, много лет проживших в совместном браке, и передачу опыта молодым семьям?

Можно, если большинство жителей муниципалитета поддержат данное предложение.

Обязаны ли органы МСУ принимать устав местного сообщества? Могут ли они не принимать устав, если это мероприятие не поддерживает местное сообщество?

Местное сообщество не поддерживает идею принятия собственного устава только в том случае, если его члены не понимают назначение документа. В любом сообществе всегда устанавливаются какие-либо правила совместного проживания, начиная с первобытно-общинного строя. Устав – это всего лишь более современная и законная форма этих правил. Поэтому при надлежащем объяснении смысла и значения устава нежелание сообщества принимать его не произойдет. Вопрос заключается не в желании или нежелании местного сообщества, а в желании или нежелании органа МСУ заниматься данным вопросом. Но законодательство дает однозначный ответ о том, что органы МСУ не могут уклониться от принятия устава местного сообщества. Органы МСУ обязаны принимать уставы, в случае невыполнения требований законодательства, т.е. непринятия устава, соответствующие должностные лица несут установленную законодательством ответственность.

Ссылки на законодательство Закон о МСУ. Статья 15. Уставы местных сообществ.

  • Уставы местных сообществ принимаются соответствующими местными кенешами по итогам обсуждения на собраниях (сходах) или курултаях соответствующего местного сообщества. Решение об утверждении устава должно быть принято большинством голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша.
  • Устав местного сообщества, в соответствии с законами Кыргызской Республики, регламентирует основные принципы и правила внутренней жизнедеятельности местного сообщества, предусматривает права и обязанности членов местного сообщества, определяет порядок взаимоотношений местного сообщества и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, включая участие местного сообщества в бюджетном процессе и другие вопросы деятельности местного самоуправления, не урегулированные законодательством Кыргызской Республики.
  • Статья 49. Порядок избрания и вступления в должность и освобождения от должности главы айыл окмоту, пункт 7, гласит, что глава айыл окмоту может быть досрочно освобожден от занимаемой должности акимом: на основании личногозаявления; за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов президента и правительства, установленное органами прокуратуры, или делегированных государственных полномочий – с согласия большинства от общего числа депутатов айылного кенеша, а в случае повторного факта нарушения, невыполнения законов, нормативных правовых актов президента и правительства, установленного органами прокуратуры, – с уведомлением депутатов айылного кенеша. Кодекс КР об административной ответственности, статья 400.
  • Невыполнение должностными лицами требований нормативных правовых актов КР: совершение должностными лицами административных правонарушений, выразившееся в нарушении или невыполнении требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики, влечет наложение административного штрафав размере ста расчетных показателей. То же действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влечет отстранение должностного лица от занимаемой должности.

 

 

Похожие материалы: