2017-03-06 / Новости Проекта ГГПОМСУ
В данной статье делается попытка ответить наряд сложных вопросов в отношении пользы от работы групп совместного мониторинга и оценки (далее – ГСМиО) в сельских муниципалитетах. Среди этих вопросов, например, следующие: действительно ли члены ГСМиО способствуют улучшению прозрачности, гласности и подотчетности работы органов местного самоуправления? какую помощь оказывают ГСМиО главам айыл окмоту, депутатам местного кенеша и жителям сел? каково будущее групп СМиО? Чтобы собрать информацию для статьи, в феврале 2017 года в четырех айылных аймаках были проведены 12 интервью с тремя целевыми аудиториями (группами): главы АО, сотрудники айыл окмоту и депутаты местного кенеша; жители сел; члены ГСМиО.С весны 2015 года муниципалитеты Чуйской области вовлекали местное сообщество в процесс принятия решений, в бюджетный процесс, а также в процесс мониторинга работы органов местного самоуправления, решения приоритетных для жителей вопросов. Эта работа активно велась в 12 целевых муниципалитетах – партнерах Проекта в рамках внедрения Модели участия граждан в бюджетном процессе. Модели, которая предусматривает выявления потребностей сообществ, пла-нирование действий по удовлетворению потребностей органами МСУ в рамках своих обязанностей по решению вопросов местного значения за счет средств местного бюджета и при активном участии граждан. Особо активные граждане помогают органам МСУ отслеживать и оценивать совместные достижения по решению приоритетных вопросов, результаты работы органов МСУ. Эти активисты – члены групп совместного мониторинга и оценки (ГСМиО), которые образуются Постановлением айылного кенеша. Группа, как правило, состоит из 7-9 человек, включая членов местного сообщества, представителей ОГО, депутатов местного кенеша, сотрудников айыл окмоту, которые изъявили желание работать в ГСМиО. Как правило, это уважаемые члены сообщества. Прежде чем проводить мониторинг мероприятий на территории айылного аймака, члены ГСМиО проходят обучение. Это однодневный тренинг «Организация и проведение мониторинга в сообществах».
Тренинг помогает членам ГСМиО разобраться в основных требованиях по проведению мониторинга, правах и обязанностях членов ГСМиО, получить базовые знания и навыки работы с инструментариями мониторинга, проведения оценки услуг. На тренингах члены групп СМиО учатся составлять план и график по мониторингу, готовить отчеты по результатам мониторинга и ряду других важных вопросов по мониторингу. Обучение для групп СМиО всех 12 целевых муниципалитетов завершилось разработанными планами работы, куда вошли мероприятия по мониторингу реализации планов по решению вопросов местного значения, приоритетных для сообществ. А также мероприятия по мониторингу организации и проведения сходов, например, чтобы убедиться, что АО разместил объявление о сходе не только «для своих послушных приближенных» или «дежурных активистов». Члены группы СМиО проверяли, есть ли объявление на окраине села, и не только в центре. Особо важным был мониторинг проведения ремонтных работ, которые выполняются подрядчиками, нанимаемыми органом МСУ через конкурс.
Участие рядовых представителей сообществ в мониторинге такого рода работ помогает АО или мэрии более тщательно контролировать выполнение работ в соответствии с графиком. При активном участии в наблюдении активистов у подрядчика гораздо меньше возможности недоработать, сделать не так, как договорились и за что оплатили. Информированность о работе ГСМиО Опрос показал, что информированность о членах ГСМиО у разных групп по результатам опроса разная. Больше всех о группах СМиО были информированы руководители ОМСУ. Практически все руководители АО на вопрос, знаете ли вы членов ГСМиО, смогли назвать всех членов ГСМиО, их места работы и общественный статус (депутат АК, сотрудник АО, лидер МС). В этом нет ничего удивительного, так как именно руководителям органов МСУ группы СМиО задают больше всего вопросов, с них требуют информацию, выполнение данных сообществу обещаний. Информированность членов сообщества о ГСМиО, выбранных случайно, оказалась в среднем 41,8%. Разброс мнений об информированности о ГСМиО колебался от минимального 22,2% до максимального 80,0%. Наиболее информированы сообщества о ГСМиО были в Юрьевском айылном аймаке (80,0%).
И даже если 20% населения знает о том, что в селе есть группа, которая ведет мониторинг того, как решаются проблемы жителей, – это уже хороший результат за полуторагодовой опыт работы группы. Не все руководители органов МСУ смогли перечислить виды работ, проводимые группами СМиО. Над этим лидерам групп важно продолжить работу, обеспечив регулярное (ежеквартальное) информирование депутатов местных кенешей о результатах мониторинга, предоставляя исполнителям информацию о результатах и рекомендациях по улучшению. Для населения информация о работе групп СМиО дается, как правило, на сходах. И это очень верно. Группы СМиО должны стать постоянными выступающими на всех сходах и курултаях, они должны стать постоянным альтернативным источником информации о том, что реально делается органами МСУ по решению приоритетных проблем, по выполнению планов развития. На информационных стендах и сайтах также следует размещать информацию о результатах проверок, мониторинговых визитов, т.е. о работе групп СМиО Оценка ГСМиО.
Сотрудничество ГСМиО с органом МСУ Оценка результатов работы ГСМиО также была предметом опроса. На вопрос, какая была польза от проведения мониторинга, смогли ответить 6 че-ловек из 12 опрошенных. Они смогли привести конкретные примеры. Например, в Александровском АА после рекомендаций ГСМиО во всех трех селах заново установили 3 наружных новых информационных стенда. Благодаря бдительности членов ГСМиО асфальт положен вовремя, т.е. не во время дождя, как хотел проводить работу подрядчик, но которого остановили активисты во время мониторинга. В Ак-Башатском АА после вмешательства ГСМиО своевременно отремонтировали колонку, откуда вытекала вода, убрали обледенение вокругколонки. В Александровском и Юрьевском АА были перекрашены полы и стены клуба, а также подрядчик без проблем согласился с предложением главы АО о подписании акта приемки не только после заключения технадзора, но и ГСМиО. В Боролдойском АА подрядчики исправили стены и плинтуса ремонтируемого объекта. Интересный вопрос был задан участникам опроса: а что было бы, если бы мониторинг со стороны ГСМиО не проводился? Отсутствие ГСМиО отрицательно отразилось бы на качестве услуг, предоставляемых органом МСУ. Это также способствовало бы возникновению недовольства и недоверия органу МСУ со стороны жителей сел.
Например, замглавы АО Александровского АА отметил, что, если бы не было ГСМиО, информация на информационных стендах не обновлялась бы годами. Глава АО Юрьевского АА предположил возникновение больших разногласий между депутатами АК и жителями сел, между главой айыл окмоту и депутатами. Участник опроса, житель Боролдойского АА сказал, что «это привело бы к запущенности аймака во всех сферах из-за того, что не будет никаких движений и, соответственно, никакого роста и прогресса». Участник опроса, член ГСМиО одного из АА, ответил на вопросы о наличии больших нарушений во время проведения тендеров и правильности расходования денежных средств органом МСУ. Но именно мониторинг позволяет усилить контроль за соблюдением правил. Другой не менее важный вопрос был связан с оценкой работы ГСМиО. На вопрос, как бы Вы оценили работу ГСМиО, главы АО, принимавшие участие в опросе, дали положительную оценку деятельности, за исключением главы одного айыл окмоту. Вот отдельные выдержки из ответов участников опроса.
Замглавы АО и член ГСМиО Александровского АО: «ГСМиО удалось стать мостом между ОМСУ и местным сообществом (МС), которое в свою очередь начало активно участвовать в общественных мероприятиях, также по бюджетной прозрачности ГСМиО провела большую работу и получила конкретные результаты. Они напоминали сотрудникам АО о том, какая и когда информация о бюджете, о работе АО, о решения МК должна обнародоваться». Представители ГСМиО Ак-Башатского и Боролдойского АА говорили о том, что хорошо стали разбираться в своих полномочиях, правах и обязанностях, что помогает им качественно проводить МиО. ГСМиО больше работает с населением, информирует население и осуществляет обратную связь. Член ГСМиО Юрьевского АА отметила, что подрядчики прислушиваются к мнению ГСМиО, «они поняли, что просто так с рук не сойдет плохая работа, потому как мы всегда напоминали им, что снова придем мониторить». Другой вопрос касался оценки необходимости такой группы, как СМиО. По результатам опроса, 50% опрошенных отметили необходимость ГСМиО.В необходимости существования группы СМиО заинтересованы органы МСУ. Например, ру-ководители Александровского и Юрьевского айылокмоту полностью поддерживают и идут навстречу ГСМиО, предоставляют информацию о работе айыл окмоту и депутатов местного кенеша, в том числе о подрядчиках, советуются и привлекают ГСМиО в процесс приобретения стройматериалов, группам оказывается максимальная и прозрачная поддержка со стороны глав айыл окмоту.
В Ак-Башатском АА поддержали ГСМиО материально, путем присуждения приза председателю ГСМиО, в Боролдойском АА со стороны аппарата айыл окмоту также оказывается всемерная поддержка.Устойчивость деятельности работы ГСМиО Главы айыл окмоту оценили значимость и потенциал ГСМиО. Замглавы АО Ак-Башатского АА: «АО на 100% понимает ресурс ГСМиО в работе с населением, ведь улучшается качество всех услуг и это, прежде всего, влияет на улучшение жизни людей всего айылного аймака. Но важно усилить взаимодействие группы СМиО с депутатами, т.к. пока не все депутаты понимают, что именно активисты из группы СМиО помогают им более качественно исполнять свои обязанности в части контроля за тем. Как решаются вопросы местного значения, т.к. эти активисты выходят на все улицы, выезжают на объекты, оценивают услуги, встречаются с людьми». Замглавы АО Александровского АА: «ГСМиО-ресурс доверия и контроля, доверия сообщества к АО. Но депутаты АК пока не все оценили роль ГСМиО в полной мере». Глава АО Боролдойского АА: «С помощью ГСМиО выявляются недоработки как АО, так и депутатского корпуса, это помогает органу МСУ исправить свои недочеты в работе».
Глава АО Юрьевского АА: «Я лично на практике вижу эффективность деятельности ГСМиО, которая приносит огромную пользу для всего населения, но пока не все сотрудники АО и депутаты АК понимают и видят потенциал и ресурсы ГСМиО, просто нужно время. Поддерживают только 3 депутата АК, которые сами являются членами ГСМиО, а большинство депутатов АК пока не проявляютинтерес к их деятельности». Вопрос о будущем ГСМиО также был важным в ходе проведения опроса. В результате опроса все участники ответили, что у ГСМиО есть будущее. Участники опроса отмечают, что «с помощью ГСМиО качественно выполняются строительные, ремонтные работы, установка освещения и многое другое. Идет какой-то прогресс, продвижение, все планируемые работы, проекты стараются вовремя закончить, будущее ГСМиО обязательно должно быть, т.к. это нужно для развития и процветания айылного аймака». Участники опроса акцентировали внимание на вопросе: от кого зависит будущее ГСМиО? Боролдойский айылный аймак ответил, что «будущее, конечно, есть, но только в том случае, если эта работа будет проводиться открыто и совместно с айыл окмоту, айылным кенешем и жителями».
Александровский айылный аймак отметил, что это «зависит от самих членов ГСМиО, их никто не должен заставлять, они сами должны проявлять активность, я лично (замглавы АО) всегда буду находить время для встречи и обсуждения организационных вопросов, все предложения и замечания ГСМиО своевременно исполнять, всегда поддерживать инициативы ГСМиО».Замглавы АО Ак-Башатского АА: «Нужно, чтобы депутаты АК, члены постоянных комиссий совместно с группой проводили мониторинг, тогда будет больше пользы для всех жителей АА». Проблемы в работе ГСМиО В ходе проведенного опроса были выявлены определенные сложности в работе и в развитии ГСМиО. Проблемы самые разные – от обеспечения участия активных и добросовестных граждан до организационной поддержки работы группы СМиО. Многие опрошенные говорили об уровне знаний членов групп СМиО, о том, что членами ГСМиО должны быть специалисты в разных сферах – профессионалы, эксперты, которые смогут, к примеру, провести оценку качества составления дефектного акта на ремонт кровли или качества сметы на ремонт водопровода, или даже оценить техническое решение обеспечения очистки питьевой воды. Конечно, если на территории муниципалитета проживает эксперт именно в том вопросе, который решается за счет средств местного бюджета, то стоит приложить максимум усилий, чтобы пригласить этого жителя проконсультировать группу СМиО.
При этом совсем не обязательно включать такого специалиста в состав группы СМиО. Ведь сегодня может идти ремонт дороги, а завтра в школе будут менять оконные рамы и невозможно подогнать состав группы мониторинга под все виды проводимых работ органами МСУ. Однако, сам орган МСУ должен обеспечить технический надзор за проводимыми ремонтно-строительными работами. И здесь исполнительной власти важно и полезно содействовать объединению ресурсов, т.е. с самого начала познакомить технадзора с группой СМиО, рекомендовать совместное посещение объектов, постоянный диалог.Выводы Практика деятельности ГСМиО в целевых муниципалитетах Чуйской области доказала пользу создания и деятельности групп как инструмента эффективного управления, который позволяет гражданам влиять на качество работы органов МСУ, качество услуг, способствует повышению открытости работы органов МСУ и подотчетности их перед местным сообществом. Наработанный муниципалитетами Чуйской области в сфере внедрения совместного с общественностью мониторинга и оценки показывает, что при создании и организации работы такой структуры важно:
-
обратить особое внимание при отборе в состав ГСМиО, где должны быть не только порядочные и честные люди, но и работающие и активные, по-настоящему переживающие за свой муниципалитет;
-
-
количество членов ГСМиО должно быть не более 5-7 человек, но активных и готовых выполнять свой план работы по мониторингу и оценке в команде, не задерживать подготовку и оформление необходимых документов, например, актов о мониторинге и т.п.;
-
установить более прочную связь между ГСМиО и местным кенешем, так как именно местный кенеш является тем органом, который в полной мере пользуется результатами работы ГСМиО;
-
необходимо поставить работу по широкому обнародованию результатов деятельности ГСМиО через общественные мероприятия (сходы, ОС, курултаи, сессии МК) и информационные доски, т.к. основная масса местных жителей не может знать о существовании ГСМиО, это очень важно - люди должны знать каждого члена ГСМиО;
-
органам МСУ (АО и МК) необходимо поощрять и стимулировать работу членов ГСМиО, оказывая моральную и материальную поддержку: отмечать грамотами и призами на общественных мероприятиях (сход, ОС, курултай, сессии МК), по возможности рассмотреть материальные вознаграждения.
Потенциал групп СМиО уже оценен органами МСУ, но не всеми. Проект ГГПОМСУ надеется, что читатели журнала сумеют воспользоваться опытом коллег – представителями органов МСУ Чуйской области, которые являлись целевыми муниципалитетами проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого Институтом политики развития (контакты смотрите на сайте Проекта: www.vap.kg).
Гуляим ШАМШИДИНОВА,
специалист по лучшей практике Проекта ГГПОМСУ