Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Новости Законодательства
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И КОММЕНТАРИИ ИНСТИТУТА ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ к Указу Президента Президента Кыргызской Республики "О некоторых вопросах реализации госкдарственной политики в сфере местного самоуправления" от 17 февраля 2012 года № 44
Данный Указ Президента КР можно рассматривать не только как меру по упорядочению и дальнейшему разграничению функций государственной власти и системы местного самоуправления, но и как первый шаг от развилки, перед которой политики страны стояли в течение последних лет.
Данный Указ Президента КР можно рассматривать не только как меру по упорядочению и далнейшему разграничению функций государственной власти и системы местного самоуправления, но и как первый шаг от развилки, перед которой политики страны стояли в течение последних лет, решая, каким быть местному самоуправлению в Кыргызской Республике. Очень хочется надеяться, что данным Указом Президент сделал шаг в сторону дальнейшей децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления.
История развития местного самоуправления и резульаты многочисленных и многолетних исследований, а также сопоставление фактов с мировым опытом дают основание для того, чтобы сделать однозначные выводы.
1. Местное самоуправление как самая приближенная к простому человеку управленческая система является крайне необходимым условием гармоничного человеческого развития.
2. Само местное самоуправление требует большого внимания государства и общества, и это внимание не должно ограничиваться краткосрочными партийно-политическими или сугубо экономическими интересами.
Настоящее время – уникальный шанс для того, чтобы придать местному самоуправлению реальные возможности для:
1) укрепления политической, административной и финансово-экономической самостоятельности местных сообществ;
2) повышения эффективности предоставления услуг, направленных на всестороннее человеческое развитие.
Для этого есть все предпосылки, в частности:
1) новая Конституция, которая дает широкий простор для установления подлинно демократической политико-правовой базы местного самоуправления;
2) наличие многопартийной системы, активного гражданского общества и партийного парламента, которые способны поставить заслон для попыток централизации власти и ограничения местного самоуправления;
3) накопленный в течение 20 лет государственной независимости опыт в сфере развития местного самоуправления;
4) определенное, пусть и не гармонизированное законодательство;
5) желание народа видеть систему управления, которая обеспечит ему возможность доносить до власти его предпочтения, учесть его интересы;
6) наличие экспертного потенциала и большого корпуса муниципальных служащих, имеющих возможность и желание совершенствовать систему местного самоуправления.
Что особенно важно в сложившейся ситуации? Самое главное – действовать последовательно и осознанно, избавиться от метаний и непоследовательности, в результате которых государство то давало МСУ политическую автономию, не обеспечив финансовую, то предоставляло финансовую самостоятельность, отобрав политическую. Необходимо разработать всеобъемлющую стратегию развития местного самоуправления, как минимум до 2020 года, ориентиром которой должно стать Видение МСУ-2020. Основными задачами этой стратегии должны стать: обеспечение политической, административной и финансовой автономии местных сообществ и их органов управления с четким определением вопросов, за которые должно отвечать местное самоуправление.
Важно осознание того, что развитое местное самоуправление – это как минимум:
– ожидание, предмет стремления людей на местах и реальная возможность их участия в управлении с принятием на себя части ответственности за принятые на местах решения;
– способ «разгрузить» государство от несвойственных ему функций;
– способ компенсации издержек межпартийной борьбы за власть, при которой партия, не достигшая победы на парламентских выборах, способна за счет работы и победы на уровне МСУ компенсировать недостаток своего положения в центре и тем самым влиять на государственную политику;
– способ силами и за счет местных сообществ развивать экономику, поддерживать культуру и социальное благосостояние.
Очевидно, что плюсов гораздо больше, чем минусов. Поэтому, несмотря на риски и минимальные затраты, государство обязано предпринять планомерные и комплексные шаги для дальнейшей децентрализации государственной власти и развития местного самоуправления. При этом если государство оставит без внимания вопросы укрепления местного самоуправления либо отдаст их в сферу ведения второстепенного государственного органа, то не следует ожидать улучшения ситуации. И эти вопросы необходимо решать на самом высоком уровне, ответственном за выработку политики в сфере местного самоуправления, а также за вопросы комплексного развития местных сообществ.
Если ранее эти функции решались Национальным Агентством Кыргызской Республики по делам местного самоуправления, то в связи с изменениями в структуре Правительства и всей системы государственных органов исполнительной власти многие из них рискуют быть оставлены без внимания в ходе реорганизации государственных органов.
Особенно это опасно для большого корпуса муниципальных служащих, который за все время со дня зарождения органов местного самоуправления и до настоящего времени стал во многом действенной силой, носителем и хранителем принципов местного самоуправления, набрал большой опыт функционирования. Корпус муниципальной службы является естественным резервом государственной службы, его основой. Сохранить приобретенный опыт управления, приумножить его и творчески развить в совокупности с опытом государственной службы – обязанность государства.
В связи с этим Указ Президента Кыргызской Республики «О некоторых вопросах реализации государственной политики в сфере местного самоуправления» от 17 февраля 2012 года № 44 может стать отправным пунктом нового этапа развития местного самоуправления. Но только в том случае, если после него будут рождены стратегические документы, указанные выше, а прямым следствием Указа станет формирование четкой и реалистичной политики государства в отношении местного самоуправления, учитывающей баланс интересов между ветвями государственной власти и местным самоуправлением.
Похожие материалы:
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Комментарий к Закону КР «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий»
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Об отчислениях на инфраструктуру
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 О фондах развития регионов
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Об обращениях граждан
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Об оплате труда
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 О муниципальной службе
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 О муниципальной службе
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Комментарии к Закону КР «О переводе (трансформации) земельных участков»