Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Ресурсы МСУ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ:проекты Института политики развития в 2011 году
Проекты Института Политики развития на 2011 год
Проект «Равноправный доступ к ресурсам как инструмент управления этническим многообразием в муниципалитетах
Чуйской области Кыргызстана»
Финансирование: Институт открытого общества (Будапешт).
Исполнители: Институт политики развития совместно с Общественным объединением «Центр социальной интеграции».
Цель: предотвращение межэтнических конфликтов с помощью открытого, справедливого и прозрачного управления муниципальными землями. Сбалансирование земельных интересов различных групп и поколений, усиление социальной справедливости; снижение уровня трений на экономической основе между этническими и социальными группами. Учет и инвентаризация, а также последующая регистрация муниципальной собственности в четырех пилотных муниципалитетах Чуйской области: Джаны-Пахтинский АО (Сокулукский район); Ново-Павловский АО (Сокулукский район); Гавриловский АО (Сокулукский район); Петровский АО (Московский район).
Результаты: органы МСУ обучены принципам открытого доступа к природным ресурсам (участвовало более 100 человек); в четырех муниципалитетах проведен процесс учета и инвентаризации муниципальных земель, разработаны Планы управления муниципальными землями; в четырех муниципалитетах проведены сессии местного кенеша по рассмотрению и утверждению нормативно-правовых актов (местных инструкций, правил предоставления прав объектов муниципальной собственности); в Петровском айылном аймаке состоялись общественные слушания по результатам учета и инвентаризации муниципальных земель, и составлен план проекта по управлению муниципальными землями. Отдельного внимания заслуживают результаты по учету и инвентаризации муниципальных земель.
Петровский айылный аймак получил следующие результаты:
• обследованы 3 села айылного аймака (Петровка, Заводское, Кызыл-Туу);
• выявлено 142 свободных муниципальных земельных участка;
• общая площадь выявленных свободных муниципальных земель составила 65,27 гектара.
Джаны-Пахтинский айылный аймак получил следующие результаты:
• обследовано 5 сел айылного аймака (Джаны-Пахта, Мирный, Майский, Ак-Кашат,Заря);
• найдено 60 земельных участков;
• общая площадь вновь найденных свободных муниципальных земель составила 57 гектаров.
Ново-Павловский айылный аймак получил следующие результаты:
• обследовано 2 села айылного аймака (Ново-Павловка, Учкун);
• найдено 32 земельных участка;
• общая площадь вновь найденных свободных муниципальных земель составила 3,7 гектара. Е
Гавриловский айылный аймак получил следующие результаты:
• обследованы 3 села айыльного округа (Гавриловка, Романовка, Жыламыш);
• выявлен 21 земельный участок;
• общая площадь выявленных свободных муниципальных земель составила 15,84 гектара.
Проект «Усиление потенциала органов местного самоуправления Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей в целях снижения конфликтного потенциала за счет эффективного управления ресурсами»
Исполнитель: Институт политики развития.
Финансирование: Центр ОБСЕ в Бишкеке.
Особенности и результаты: проект масштабный по количественному и качественному охвату. Первый этап проекта предусматривал участие 30 пилотных сельских муниципалитетов, которые прошли обучение по указанным темам и пытались применить полученные знания на практике в своих муниципалитетах. На втором этапе предусматривалось распространение опыта от каждого пилотного аймака к трем «подшефным»: 30 пилотных аймаков в качестве наставников-менторов обучали соседние три муниципалитета. Итоговое количество муниципалитетов, задействованных в данном проекте, достигло 102 айылных аймаков. В ходе проекта его участники – пилотные и подшефные айылные аймаки - решили ряд задач.
Задача I. Определение разницы между списком объектов, переданных из государственной собственности в муниципальную, и списком объектов,принятых реально. Выяснение причин выявленных расхождений. Суть этой задачи сводилась к тому, чтобы муниципалитеты попытались, наконец, разобраться, что им было передано при формировании муниципальной собственности, а что они по каким-либо причинам утратили, и какова должна быть политика муниципалитета в отношении утраченной собственности. С этим заданием справились 15 айылных аймаков, что составляет 50% от общего числа пилотов.
Задача II. Оценка состояния государственной регистрации прав муниципальной собственности. Смысл задачи – побудить муниципалитеты обратить внимание на одну из острейших проблем управления муниципальной собственностью: проблему низкого уровня регистрации права муниципальной собственности. С этим заданием справились 18 айылных аймаков, что составляет 60% от общего числа пилотов.
Задача III. Инвентаризация объектов айылного аймака. Цель – точно знать, какие объекты есть в собственности муниципалитета, сколько их, где и в каком состоянии они находятся. Проблема в том, что до сих пор многие айылные аймаки не владеют такой информацией, особенно в отношении безхозных зданий и сооружений, в том числе жилых домов, недостроенных объектов с земельными участками, свободных земельных участков. С данным заданием справилось незначительное число муниципалитетов – пять.
Задача IV. Подготовка реестра объектов муниципальной собственности и обеспечение доступа к нему граждан. Поверхностное значение данного задания – составить подробную опись имущества, но его контекст – сделать информацию о муниципальной собственности прозрачной, доступной гражданам. Сельские муниципалитеты продемонстрировали открытость: 23 аймака или 76 % пилотов подготовили реестр и сделали его доступным для граждан. При этом заново реестры были составлены 17 муниципалитетами, 4 АА предоставили старые формы реестров, а 2 просто собрали сведения по объектам.
Задача V. Подготовка классификации объектов муниципальной собственности айылного аймака, утверждение ее кенешем. Цель выполнения задания – сгруппировать объекты по степени обязательности: обязательные, дополнительные и избыточные – чтобы в дальнейшем определить политику по отношению к управлению каждой группой. С данной задачей справились 17 аймаков, что составляет около 60% от общего числа пилотов.
Задача VI. Разработка местных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и порядок предоставления прав на объекты муниципальной собственности. Только при наличии ясных и известных каждому правил, возможно достижение справедливого их использования. С данным заданием справилось более 50% айылных аймаков.
Похожие материалы:
-
№5 (18) / 2013-05-31 «Браунфилд» в Кыргызстане: возможности для местного экономического развития и шанс для местного бизнеса
-
№3(16) / 2013-03-29 Роль МСУ в проекте Стратегии развития сельского хозяйства Кыргызской Республики до 2020 года
-
№9(10) / 2012-10-08 Курсы подготовки консультантов по возобновляемым источникам энергии
-
№8(9) / 2012-09-30 Результаты Проекта «Управление этническим многообразием на местном уровне через равноправный доступ к ресурсам в муниципалитетах Чуйской области»
-
№8(9) / 2012-09-30 Чуйские айылные аймаки нашли почти 60 гектаров муниципальной земли
-
№6-7 (7-8) / 2012-07-31 Успех сельского хозяйства зависит от рационального управления землями Рекомендации по управлению землями Государственного фонда сельхозугодий (ГФСУ)
-
№6-7 (7-8) / 2012-07-31 Госрегистр и МСУ: диалог возможен
-
№5(6) / 2012-05-31 Памятка органу МСУ по государственной регистрации прав муниципальной собственности (недвижимого имущества)