Муниципалитет Научно-популярный журнал

№ (12-1) 86-87 1 Декабря 2018

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Обмен опытом по практике вовлечения граждан в бюджетный процесс и совместное решение вопросов местного значения в Кок-Жарском АА

2019-01-28 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Обмен опытом по практике вовлечения граждан в бюджетный процесс и совместное решение вопросов местного значения в Кок-Жарском АА

В рамках Проекта ГГПОМСУ 16-17 ноября 2018 года прошел обменный тур республиканского уровня по теме «Практика вовлечения граждан в бюджетный процесс и совместное решение вопросов местного значения в Кок-Жарском АА». Основная цель обменного тура – практическое обучение представителей органов МСУ навыкам внедрения системы мониторинга и оценки деятельности АО с целью распространения успешной практики совместной деятельности ОМСУ и местного сообщества в решении вопросов местного значения. Мероприятие было организовано на площадке Кок-Жарского АА (Ноокатский район, Ошская область), изучить опыт кок-жарцев приехали представители 26 целевых и нецелевых муниципалитетов Ошской и Нарынской областей в лице глав АО, координаторов проекта от АО, председателей групп мониторинга и оценки (ГСМиО). Всего в поездке приняло участие 84 человека, включая 26 женщин, в том числе в качестве гостей участвовали представители госорганов в лице регионального представителя ГАМСУМО по Ошской области и заместителя руководителя Ноокатской районной государственной администрации, а также представители областного и районного СМИ, в качестве организаторов мероприятия - сотрудники Проекта и принимающая сторона в лице сотрудников АО и депутатов АК Кок-Жарского АА.

Интересно и содержательно была представлена итоговая совместная работа органа МСУ с местным сообществом Кок-Жарского АА в рамках сотрудничества с Проектом ГГПОМСУ. Команда АО, в лице главы АО МИНБАЕВА Саттарали, замглавы АО МАМАТОВОЙ Гульчинар, координатора Проекта от АО ПИРМАТОВА Тойчубая и МАМЫРОВОЙ Махабат, профессионально через специально подготовленные презентационные материалы на слайдах представила информацию по всем проведенным мероприятиям, начиная с подписания меморандума о сотрудничестве с Проектом ГГПОМСУ, проведения СИНС-мероприятий по выявлению приоритетных проблем (ПП), проведения общественных бюджетных слушаний и сходов, участия в программе малых грантов, создания инициативных групп (ИГ) и группы по мониторингу и оценке (ГСМиО), реализации плана совместных действий (ПСД). Большое внимание привлекли итоги деятельности ГСМиО, которая за короткий период смогла достигнуть значимых результатов в процессе МиО деятельности АО, доказав эффективность и полезность создания и став катализатором исполнения ПСД.
 
Краткие результаты реализации Проекта ГГПОМСУ в Кок-Жарском АА:
 
  • в июне 2017 года подписан меморандум о сотрудничестве с Проектом ГГПОМСУ
  • с целью привлечения местного сообщества в бюджетный процесс и решения вопросов местного значения проведено 30 мероприя-
    тий (СИНС-мероприятия - 8, ОБС - 1, сходы - 5, обучающие тренинги - 8, рабочие встречи - 5, создание ГСМиО - 1, создание ИГ - 1), где всего участвовало 2438 чел., включая 1176 женщин (38,2%);
  • на СИНС-мероприятиях выявлено 8 приоритетных проблем (ПП) по всему АА;
  • созданы 3 ИГ по решению ПП, и разработан ПСД;
  • два проекта через участие в грантовой программе выиграли 2 млн.сомов;
  • проведено общественное бюджетное слушание по проекту бюджета на 2019 год, где участвовало 350 чел, (201 женщина), из 113
    поступивших предложений 13 были внесены в бюджет;
  • открыт муниципальный сайт, и установлено 5 информационных досок по АА.
Итоги реализации Плана совместных действий
 
В октябре 2017 года была создана рабочая группа (РГ) по разработке ПСД, куда вошли 13 человек из числа сотрудников АО, депутатов АК, руководителей учреждений и лидеров сообщества. На основе выявленных 8 приоритетных проблем рабочая группа разработала ПСД на 2018-2019 гг., результаты которого кок-жарцы представили участникам обмена.
 
Реквизиты Кок-Жарского АА Муниципальная собственность
1 Общая площадь 16107 кв. км Школы 8
2 Расстояние от столицы области г. Оша 60 км ДетСады 7
3 Расстояние от столицы КР г. Бишкек 670 км ФАПы 4
4 Количество сел 6 Дом культуры 1
5 Население 21981 чел женщин (51%) Библиотека 1
6 Количество дворов 3568 Спортплощадки 5
7 Аппарат АО 30 чел (10 жен) Парк 1
8 Депутаты Ак 31 чел (5 жен) Библиотеки 2
9 Общий бюджет 22 706 000 сомов   29

Были решены следующие приоритетные проблемы: обеспечение питьевой водой на сумму 870000 сомов, улучшение условий для школьного образования - 2 599400 сомов, дошкольное образование - 463 000 сомов, внутренние дороги – 755000 сомов, электричество – 6306454 сомов, прозрачность и открытость деятельности ОМСУ (инфодоски, муниципальный сайт, ОБС) – 1239000 сомов. Общая сумма расходов на реализацию ПСД составила 8614900 сомов, из них: денежный вклад МС – 866300 сомов, трудовой вклад МС – 322654 сома, спонсорская помощь – 310000 сомов, вклад Проекта ГГПОМСУ – 2108000 сомов, Проект АРИС – 11000 сомов. Важной частью обменного тура стал процесс обсуждения, когда участники смогли задать максимум вопросов и получить исчерпывающие ответы по всей итоговой деятельности органа МСУ Кок-Жарского АА, в том числе полезными стали экспертные юридические заключения от юриста Проекта ГГПОМСУ по самым актуальным болезненным вопросам в деятельности органов МСУ.
 
 
ВОПРОС. В результате улучшения тесной работы органа МСУ с населением на сегодня уменьшилось количество жалоб
и обращений со стороны населения по различным проблемам. Каким образом?
 
ОТВЕТ. Раньше каждое утро в приемной собиралось от 10 до 20 человек, сегодня количество намного уменьшилось. Это напрямую связано с тем, что мы реально смогли решить приоритетные проблемы населения, которые они сами же рамках С И Н С - м е р о п р и я т и й отобрали, это и питье- вая вода, дороги, образовательные учреждения, уличное освещение, в новостройках большие объемы работы выполнены, и плюс тот факт, что население само активно приняло
участие в решении этих проблем. Кроме этого, мы стали чаще отчитываться перед населением на сходах и общественных слушаниях, в каждом из шести сел установлены информационные доски, где подробно обнародована информация обо всей проделанной работе. Поэтому и получился такой результат, – если раньше мы пачками получали обращения, то теперь в единичных случаях.
 
ВОПРОС. Очень масштабно проделана работа по реализации ПСД, но проблемы не заканчиваются никогда, все время возникают новые приоритеты села, причем на каждом общественном мероприятии люди поднимают новые проблемы.
Как вы собираетесь новые приоритеты вносить в ПСД, и как эти приоритеты отобразятся в ПСЭР?
 
ОТВЕТ. В конце года будем проводить отдельно по селам сходы и один общий по АА, где АО будет отчитываться перед населением по итогам реализации ПСД. Ожидаем, что на этих сходах будут озвучены новые приоритеты населения, кроме этого, мы планируем провести СИНС- мероприятия по выявлению новых проблем местного сообщества, и по той же схеме через рабочую группу обновим ПСД, исходя из приоритетов населения. ПСД является частью ПСЭР, поэтому все приоритеты будут учтены в любом случае
 
ВОПРОС. В презентации о решении проблемы нехватки электропитания и уличного освещения говорится о том, что, кроме МБ, был денежный вклад населения в сумме 167800 сомов. Как смогли собрать такую сумму, орган МСУ обязал или это добровольный вклад населения?
 
ОТВЕТ. На сходах, собраниях мы подробно разъясняли жителям возможности органа МСУ: на что хватает и на что недостаточно средств. Люди сами предлагали различные варианты, инициировали денежный и трудовой вклад, назначая ответственных за сбор. Открыто просим помощи у населения в решении какой-либо проблемы, конечно, основное делаем за счет МБ. Например, за счет МБ мы смогли установить столбы и провести провода, а установку фонарей и подключение жители взяли на себя. Это обязывает людей серьезнее и бережнее относиться к муниципальным объектам.
 
 
ВОПРОС. В своих планах по решению проблемы питьевой воды вы сказали, что планируете построить водоем объемом 3000 м3. В данный момент какой объем и откуда поступает вода, с помощью насоса или самотеком из родников, и есть ли в планах установка счетчиков?
 
ОТВЕТ. У нас есть резервуары объемами 300м3 и 1000 м3, но это не решает до конца проблемы, т.к. население растет, появляются новостройки. Поэтому, с целью 100%-го обеспечения населения чистой питьевой водой, мы хотим увеличить водоем до 3000 м3, уже работаем в этом направлении. Насосов у нас нет, поэтому вода самотеком поступает из реки Абшыр-Ата. Счетчики пока планируем в одном селе установить, но за счет самих жителей, т.к. таких денег нет в МБ.
 
ВОПРОС. Вы установили 9 трансформаторов в шести селах АА, причем на огромную сумму из МБ, почти на 6 млн. сомов. Теперь возникает вопрос: где они числятся на балансе, это очень важно; если деньги МБ, то все закупленное оборудование является собственностью муниципалитета?
 
ОТВЕТ. Да, действительно, как и у многих в Ноокатском районе, у нас возникли проблемы с разрешительными документами, есть трудности с подключением. В Оше нам объяснили, что для подключения оборудования его необходимо передать на баланс РЭС, в случае аварии или ремонта трансформаторов, они не имеют права осуществлять работы без передачи оборудования на их баланс. Поэтому сегодня мы активно ищем пути решения, т.к. это требование населения, решая самую болезненную проблему, мы удовлетворяем требование большинства жителей АА, в этом и состоит обязанность органа МСУ
 
 
К О М М Е Н Т А Р И Й ЮРИСТА: Это очень болезненная и актуальная проблема для всех муниципалитетов. Проект ГГПОМСУ получил множество подобных вопросов. Специалисты Проекта проанализировали законодательство и выяснили, что в стране не определен орган управления либо иная структура, которая отвечает за строительство новых
электролиний. В частности, Правительство занимается выработкой политики в данной сфере, Министерство энергетики - реализацией данной политики, НЭСК – производством электроэнергии, распредкомпании – ее продажей. 2-3 года назад специалисты Проекта помогли депутатам разработать проект Закона, который предусматривает ответственность Правительства КР/Министерства энергетики за выполнение данной функции, и провели его обсуждение на «круглом столе», где министр энергетики признал, что данный вопрос должен быть под ответственностью Министерства энергетики. Законопроект прошел в ЖК, был передан на подпись Президенту КР АТАМБАЕВУ А., но он наложил вето. В законопроекте предлагались 4 варианта финансирования строительства новых электролиний: 1) основное – за счет республиканского бюджета; 2) за счет средств распредкомпаний; 3) за счет средств местного бюджета, но с последующей компенсацией этих средств со стороны распредкомпании; 4) если нет денег в республиканском и местных бюджетах, - то за счет средств граждан, но с последующей компенсацией этих средств со стороны распредкомпании посредством электроэнергии, поставляемой в будущем. Это было бы верным решением. К примеру, по дорогам: существует Министерство транспорта, и нет никакой разницы между строительством дорог и услугой по обеспечению электроэнергией, это такая же инфраструктура, нужно так же, как и при строительстве дороги, установить столбы и подвести провода до новостроек, до каждого дома. В дальнейшем процесс проведения электроэнергии от столба внутрь дома является ответственностью каждого хозяина дома. Если не строить новых электролиний, не будет никакого развития.
 
В настоящее время мы возобновляем работу по данному вопросу. В частности, будем снова предлагать вынести его на рассмотрение в ЖК, и как только будут новости, обязательно проинформируем. А пока просим руководителей органов МСУ очень внимательно отнестись к решению этого вопроса, лучше семь раз отмерить и один раз отрезать, чтобы завтра проверяющие органы не предъявляли к вам претензии, почему средства местного бюджета были использованы нецелевым образом.
 
 
Итоги деятельности ГСМиО Кок- Жарского АА
 
Особый интерес участники проявили к навыкам внедрения системы мониторинга и оценки (МиО) деятельности АО, председатель и члены группы СМиО смогли рассказать и ответить на вопросы представителей ЦМ, где существуют такие же аналогичные проблемы в деятельности ГСМиО. В декабре 2017 года депутатами АК Кок- Жарского АА был утвержден список ГСМиО из 11 человек, куда вошли сотрудники АО, депутаты АК, руководители учреждений (школ и детских садов) и представители МС. На основании ПСД, ГСМиО разработала свой план по мониторингу и оценке, и с января 2018 года активно начала свою деятельность согласно утвержденному плану. До ноября 2018 года группой СМиО был проведен следующий объем работы:
 
  • МиО процесса установки металлического ограждения вокруг школы и детского сада
  • МиО процесса установки водопроводной системы в двух селах;       
  • МиО капитального ремонта центра информационного обмена;
  • МиО капитального ремонта инновационной школы-гимназии;
  • МиО процесса проведения ОБС.
     
    Также группой СМиО проведена оценка предоставляемых услуг путем опроса населения. Всего составлено 9 актов по результатам мониторинга, подготовлены 3 рекомендации по улучшению качества выполняемых работ, и все они были использованы для принятия мер органом МСУ. Кроме этого, председатель ГСМиО МАМЫРОВА Махабат, презентовавшая итоги работы своей группы, поделилась выводами и предложениями, проблемами и планами на будущее. Основной акцент она сделала на тесном сотрудничестве с органом МСУ, на обязательном участии членов ГСМиО на сессиях АК и на четком планировании работы ГСМиО. Делясь проблемами в работе ГСМиО, в первую очередь говорилось о нехватке времени у членов ГСМиО, об отсутствии интернет-связи, о требовании поставщиков услуг наличия удостоверяющего личность документа на члена ГСМиО. В перспективе на 2019 год - продолжить деятельность ГСМиО, в соответствие со своими планами, и акцентировать внимание на информационной кампании по итогам деятельности ГСМиО.

Группа мониторинга и оценки в
вопросах и ответах
 
ВОПРОС. Сколько раз в году вы проводите МиО и посещаете объекты? Зачастую бывает - один раз промониторили процесс проведения труб для питьевой воды, а через определенное время ГСМиО не смогла провести мониторинг, что при этом вы делаете?
 
ОТВЕТ. Работа ГСМиО проводится строго в рамках плана, разработанного на основании ПСД, т.е. в зависимости от реализации проекта, в редких случаях бывает по необходимости, но в основном как положено: процесс МиО проводится в начале реализации проекта, в середине и по окончанию проекта. У нас все протоколы сохранились, и не было такого случая, чтобы не смогли, наоборот, все члены нашей команды могут просто проходить мимо объекта и взглянуть, что происходит, если что-то серьезное, то наша группа оперативно собирается и официально проводит МиО.
 
ВОПРОС. После проведения МиО ваша группа остановила строительство фундамента ограждения, затем подрядчику пришлось 30 метров фундамента переделывать, каким  образом?
 
ОТВЕТ. Нет, мы не вправе что-либо останавливать и заставлять переделывать. В процессе МиО мы обнаружили некачественное строительство фундамента (нарушение строительных норм, бетонный раствор заливался без устройства
траншеи и готовился из гравия с включением глины и грязи, что привело к трещинам в фундаменте). Все это внесли в акт и передали в АО и АК, в срочном порядке была создана комиссия, куда вошли: технический эксперт Проекта ГГПОМСУ, депутат АК, директор школы и заведующая детсадом, глава АО и члены группы СМиО. Она обязала подрядчика демонтировать некачественный фундамент в течение трех рабочих дней. После полного устранения всех выявленных дефектов члены группы СМиО в сотрудничестве с техэкспертом Проекта приняли переделанную работу подрядчика. В одной из школ АА была выложена брусчатка на площадке перед входом. Когда подрядчики пришли подписывать документы, я сказал, что подпишу их только после осмотра технадзора и итогов МиО группой СМиО. Мы же не профессионалы, чтобы увидеть недоделки уже в конце строительства, поэтому работа ГСМиО очень важна в процессе строительства объектов, иначе завтра же люди скажут, что «глава АО некачественно построил и использовал на свои нужды часть денег, из-за этого его убрали с работы». Пример Кок-Жарского АА с ограждением показал, насколько необходимо и важно проводить мониторинговые мероприятия группой СМиО для качественного выполнения услуг подрядчиками.
 
ВОПРОС. Почему в вашем составе ГСМиО только представители органа МСУ в лице сотрудников АО и депутатов АК, а также руководители образовательных учреждений (школ и детских садов), где простые граждане? Хотя бы 1/3 часть должна состоять из представителей местного сообщества, мы говорим, что депутаты АК являются представителями простых жителей, но на самом деле они представляют власть, пусть местную, но все же власть. Например, в нашем АА в ГСМиО 1/3 составляют простые граждане села
 
ОТВЕТ. На практике оказалось, что представителей местного сообщества трудно привлечь на постоянную работу в ГСМиО. Первоначально в составе ГСМиО у нас было 11 человек, но 4 человека не захотели дальше работать, поэтому состав уменьшился до 7 человек, которые в данное время активно и хорошо работают, думаю, что руководители учреждений также являются представителями местного сообщества. КОММЕНТАРИЙ. У нас такая же история, когда в составе ГСМиО есть люди, работающие в госучреждениях или ОМСУ, к работе относятся более ответственно, и есть с кого спросить, а представители местного сообщества приходят когда хотят или вообще игнорируют. Может, есть какой-то механизм, чтобы их привлечь и заинтересовать?
 
 
ВОПРОС. Все результаты МиО вы передали АО и АК, но с их стороны никаких мер не было предпринято. Например, в селе проложили асфальт, но качество оказалось на самом низком уровне, со стороны ОМСУ нет никакой реакции. Что вы при этом делаете и можете ли вы обратиться в другие вышестоящие госорганы?
 
ОТВЕТ ЮРИСТА. В случае выявления нарушений со стороны поставщиков услуг, члены ГСМиО, как и любой гражданин КР, вправе обращаться в любой госорган, в том числе и правоохранительные органы. Это конституционное право любого гражданина.
 
ВОПРОС. Ваша группа СМиО проделала огромную работу, как вы доводите информацию о деятельности ГСМиО до населения?
 
ОТВЕТ. Когда проводятся сходы и собрания, мы стараемся постоянно участвовать и предоставлять информацию населению. Кроме этого, в каждом из шести сел установлены информационные доски, где вывешиваем итоги МиО.
 
ВОПРОС. Многие интересуются официальными документами, на основании которых группа СМиО может проводить МиО, спрашивая «кто мы такие и какое имеем право проверять работу?». Это происходит из-за того, что на самом деле недостаточно юридических полномочий у членов ГСМиО? Например, когда к нам приходят проверяющие, мы тоже спрашиваем документы, в том числе и удостоверение. Может необходимы аналогичные удостоверения для членов ГСМиО?
 
ОТВЕТ ЮРИСТА: Составы групп СМиО и план их работы были утверждены вашими депутатами АК, эти документы достаточны для осуществления деятельности групп СМиО. Группы СМиО не должны выходить за рамки запланированной деятельности, т.е. мониторить совершенно другой внеплановый объект. По поводу удостоверений: законодательство не запрещает предоставление со стороны органа МСУ документа, уполномочивающего члена ГСМиО на право проведения МиО. КОММЕНТАРИЙ. Хочу поблагодарить членов ГСМиО Кок-Жарского АА, они активно помогают
АО в улучшении качества работы. Мы тоже хотели бы, чтобы наша ГСМиО также активно и тесно работала с АО и АК. Но я убедился сегодня, что многое зависит от депутатского корпуса, положительно, что здесь очень активны депутаты АК и
сам торага, чего не скажешь о наших депутатах, которые думают, что их полномочия ограничиваются только выбором главы АО и утверждением бюджета. Хотя на самом деле работы очень много: разрабатывать необходимые и нужные НПА для муниципалитета, тесно работать с избирателями, осуществлять настоящий контроль за деятельность исполнительного органа, активно участвовать в бюджетном процессе и обсуждениях НПА с избирателями, управлять муниципальной собственностью, участвовать во всех процедурах принятия и реализации ПСЭР и других планов и
многое другое, т.е. держать всех в тонусе и быть «мотором» для всего АА.
 
Безопасная и инновационная школа
 
Интересной частью обмена для участников стало практическое ознакомление с двумя объектами, где в рамках реализации ПСД были проведены работы по решению приоритетных проблем и получены положительные результаты. Благодаря демонстрации объектов, участники обмена смогли увидеть результаты деятельности ГСМиО, которая за короткий период своей деятельности смогла повлиять на качественное выполнение работ со стороны поставщиков услуг
 
 
Хозяева в первую очередь показали участникам новое ограждение, установленное на большой территории вокруг школы и детского садика села Кок-Жар. Для кок-жарцев решение данной проблемы стало большим достижением, т.к. до
этого являлась одной из наболевших проблем для всего населения, поэтому в рамках СИНС-мероприятий была выявлена как приоритетная. На протяжении более 20 лет безопасность детей всегда вызывала большую тревогу у родителей, педагогов школы и воспитателей детского сада, ранее был несчастный случай, когда на территорию сельской школы проник бык и серьезно травмировал мальчика. Поэтому на сходе по отбору проектов для участия в Программе малых грантов-2018 Проекта ГГПОМСУ наибольшее количество голосов было отдано проекту «Безопасность детей в наших руках». Выиграв 1 миллион сомов грантовых средств от Правительства Швейцарии и добавив 100000 сомов из МБ, вместе со спонсорским вкладом в сумме 10000 сомов, было установлено 330 п.м металлического ограждения вокруг школы и детского сада. Об этом подробно рассказала директор школы ЖУМАБАЕВА Айсулуу: «Сегодня все вопросы безопасности детей остались позади, большая тревога внутри каждого взрослого исчезла навсегда».
 
Вторым объектом для посещения стала инновационная школа с гимназическими классами села Кок-Жар, директор школы КОЖОЕВА Каныкей встретила гостей у входа в здание и кратко рассказала об истории создания образовательно-
го учреждения, построенного в 1976 году, где на сегодня обучается 1157 учеников, работают 75 педагогов, технический
персонал – 19 человек. Основным достижением для педагогов и учеников школы является создание максимально хороших условий для получения образования, что позволило добиться больших успехов среди выпускников. Во-первых, в 2017 году провели капитальный ремонт на сумму 9 млн. сомов из республиканского бюджета, полностью заменили окна и установили новую систему отопления на всех трех этажах здания. Во-вторых, за счет местного бюджета - 130000 сомов и спонсорского вклада - 80000 сомов, установили коммуникационную связь через видеонаблюдение в количестве 20 шт. по всему внутреннему и внешнему периметру здания, по классам и коридорам. В кабинете директора на экране в он-лайн-режиме идет показ и трансляция всего происходящего. Сидя в кабинете, директор может увидеть, как проводится урок или что происходит в коридорах, при необходимости через микрофон может получить необходимую информацию или сделать замечание балующимся ребятишкам, при этом получая обратную голосовую связь.
 
Кроме этого, участникам продемонстрировали интерактивные доски и проекторы, установленные в семи классах, при участии Азиатского банка развития (АБР), на сумму 650000 сомов, и Консульства КНР в г.Оше на сумму 127000 сомов, два новых компьютерных класса (33 комплекта с дополнительной оргтехникой и электронными досками) за счет АБР на сумму 2050000 сомов. Все эти инвестиции были привлечены за счет участия в конкурсах, когда из 100 школ только 30смогли выиграть и получить гранты в виде оборудования и оргтехники. В качестве софинансирования из местного бюджета, как описано выше, было выделено 130 000 сомов. Участники обратили внимание на оформление коридоров и классов, на вопрос о том, кто финансировал установку наглядных пособий и информационных досок, директор ответила, что все это сделано за счет спонсорской помощи в виде трудового вклада со стороны родственников, знакомых, друзей и родителей на общую сумму до 100 000 сомов. Все сделано своими руками - доски, наглядные пособия, картины, рисунки и др.
 
К слову о достижениях: в 2018 году на конкурсе «Алтын Тамга» два выпускника школы получили 190 баллов и заняли первые места по Ошской области, получив специальные аттестаты, дающее право учиться на бюджете в любом вузе страны. Для многих участников обменного тура увиденное стало сенсацией, достижения сельской школы вызвали большую гордость за настоящих героев -тружеников села, начиная с техничек, учителей, директоров школ и до руководителей и сотрудников АО, депутатов АК, так много ежечасно и ежедневно совершающих большие и маленькие победы для будущего своей малой Родины. Как сказал один из великих: «Если хочешь увидеть будущее, посмотри на школу», подтверждая мысль, что, посмотрев школу кок-жарцев, можно быть уверенным в будущем не только Кок-Жарского АА, но и всего Кыргызстана. Об этом своим мнением поделилась участница обменного тура ТОКТОНАЛИЕВА Айгуль (и.о. главы АО Чаекского АА, Нарынская область): «Уникально, что в селе настолько по-современному оборудованы социальные объекты, есть инновационная школа, где установлены системы видеонаблюдения, в том числе и в детских садах, полноценно пользуются электронными досками в классах школы. Замечателен тот факт, что глава АО поставил задачу перед руководителями социальных объектов (школ и детских садов): активно работать с различными проектами, привлекая инвестиции. В качестве софинансирования выделяются определенные денежные средства из местного бюджета. Очень радует, что руководство органа МСУ Кок-Жарского АА уделяет большое внимание образованию в селе, наверное поэтому ученики АА занимают призовые места на олимпиадах, начиная с районного, областного и заканчивая республиканским уровнем. А ведь на сегодня система образования в целом по стране оставляет желать лучшего в большинстве случаев»
 
 
Спрашиваем про школы
 
ВОПРОС. У вас только в этой школе инновационная техника установлена?
 
ОТВЕТ. Нет, в трех школах установлены по 1-2 электронные доски.
 
ВОПРОС. Скоро в нашей школе тоже в рамках Проекта ГГПОМСУ установим электронные доски, вы сможете нам дать консультации по телефону, как их эксплуатировать?
 
ОТВЕТ. На самом деле это несложно, есть диск, по которому можно обучиться, как их использовать. Это уникальная доска, на которой можно не только электронной ручкой писать, но и рукой или соткой, можно сохранить в памяти даже прошлогодние уроки, закачать учебные программы, пользоваться Интернетом. В комплект входит: доска, проектор, процессор, монитор, клавиатура, видеокамера, блок питания, колонка и один принтер.
 
ВОПРОС. В каком году были приобретены эти доски, и есть ли какой-то прогресс по уровню образования детей?
 
ОТВЕТ. Первые доски появились у нас в 2015 году, и сегодня уже можно говорить о больших достижениях, т.к. наши дети на областных и республиканских олимпиадах стали занимать призовые места, повторюсь, двое из них набрали наивысшие баллы по тестам. Поверьте, инновации помогают быстрее развиваться школьникам.
 
ВОПРОС. Прошли ли вы аккредитацию?
 
ОТВЕТ. Да, в нашем районе 113 школ, из них только 31 прошла аккредитацию, в том числе и наша школа. Рейтинг школ оценивается на основе тестирования ОРТ, если 3 года назад у нас средний балл составлял 106, то в этом году – 130
баллов. Могу сказать уверенно, все это за счет использования инновационных технологий.
 
ВОПРОС. На собраниях мы слышали, что у Ошской области самый низкий показатель по стране по уровню поступивших в вузы на основе ОРТ, у вас какой показатель?
 
ОТВЕТ. В этом году из 56 выпускников только 6 человек получили 110 баллов и не смогли поступить в вузы. Например, ОшГУ проводит рейтинг по Ошской области – из какой школы больше приходят выпускники - наша школа заняла второе место после ошских школ.
 
Какой опыт получили участники поездки?
 
САТАРОВ Эркин, глава Ак-Талского АО (Нарынская область): «Сегодняшний обмен опытом для меня стал поворотным событием, т.к. масштабность итогов деятельности органа МСУ Кок-Жарского АА поражает, есть чему учиться и куда стремиться. Система образования поставлена на высоком уровне, масштабно и грамотно организована работа в средней школе с гимназическими классами, где для учеников созданы оптимальные условия, - начиная с инновационных технологий и заканчивая безопасностью внутри школы. В рамках ПСД многое уже сделано, большинство приоритетных проблем решено, а работа ГСМиО уже на том уровне, когда говорят «машина тронулась», и уже видны конкретные плоды деятельности ГСМиО. Это по-настоящему хороший пример для нас всех. По приезде домой соберу всю свою команду и руководителей учреждений, будем думать, как использовать все увиденное в своей работе».
 
МОЛОДОГАЗИЕВ Максат, глава АО Кара-Суйского АА: «Мне очень понравилась дружная команда Кок-Жарского АО, чувствуется сплоченность коллектива, вклад руководителя, который создает благоприятную атмосферу внутри аппарата АО, что стимулирует каждого сотрудника. Примечательно, что глава АО Кок-Жарского АА начинал свою трудовую деятельность с простого специалиста в АО и дошел до руководителя, пройдя все ступени карьерного роста, что помогает ему глубже вникать во всю «кухню» деятельности органа МСУ, есть четкое понимание того, как и какие проблемы прежде всего решать. Приятно удивил тот факт, что глава АО прилагает большие усилия для развития школьного и дошкольного образования, ставя перед руководством учреждений задачу по поиску инвестиций, мотивируя их софинансированием из МБ. Это ново для меня, обязательно буду применять в своей работе»
 
КОНУРБАЕВ Бердалы, координатор Проекта от АО Ылай-Талинского АА: «Я получил огромный опыт, которым обязательно поделюсь с нашим руководством и коллегами, надеюсь, что многое из увиденного применимо в нашей дея-
тельности. Понравилось, как поставлена работа ГСМиО, чувствуется одна дружная команда, эффективно выполняющая поставленные задачи и поэтому достигшая таких замечательных результатов. Видно, как четко выстроены взаимоотношения между местной властью и местным сообществом, практически в каждом примере есть участие населения в виде денежного или трудового вклада, поэтому в рамках ПСД решено максимальное количество приоритетных проблем»
 
Заключение
 
Большим достижением обменного тура стало то, что главы АО и председатели групп СМиО на практике смогли глубже изучить опыт своих коллег и по-иному оценить свою работу. После мероприятия практически все говорили о том, что нужно менять подходы в работе, активно подключать депутатов АК, привлекать инвестиции, больше обмениваться информацией с другими органами МСУ, создавать платформы общения. Очень полезным и эффективным стало решение организовать учебную поездку «северных» ЦМ в «южные» ЦМ, что дало возможность поменять точку зрения участников не только на многие подходы в работе органа МСУ, но и в целом на жизненный уклад и жизненные позиции, на видение различных региональных вопросов. Главное, состоялся диалог и обмен мнениями по различным подходам в решении схожих проблем, независимо от региона. На многих участников обменного тура данная поездка оказала эффективное воздействие, например, при отъезде домой участники из Нарынской области, представители 5 ЦМ, договорились между собой о тесном сотрудничестве через организацию и проведение межмуниципального обмена опытом, по очереди, вместе с командой АО посещать муниципалитеты и обмениваться успешной практикой
  • facebook
  • twitter
  • v-kontakte
  • li-icon
  • odnolassniki
  • lj
  • shit
  • Похожие материалы: