Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Союз МСУ предлагает установить требование о высшем образовании к кандидатам в депутаты местного кенеша и статус общественного наблюдателя на выборах депутатов местных кенешей

2020-05-08 / Союз МСУ отвечает

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», вносит следующие предложения.

Образовательный порог для кандидатов в депутаты местных кенешей

Проектом Закона в часть 4 статьи 3 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» вносятся дополнения, которыми устанавливаются требо-вания к депутатам местного кенеша по наличию образования, не ниже общего среднего образования.

В соответствии с Конституцией КР, местные кенеши являются представительными органами местного самоуправления, утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение; утверждают программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения; решают иные важные вопросы местного значения. Для выполнения своих обязанностей депутаты местных кенешей должны обладать соответствующими знаниями.

В настоящее время качество решений, принимаемых депутатами местных кенешей, недостаточное. Во многом это обусловлено отсутствием необходимых знаний. Так, значительная часть – более 40% – депутатов местных кенешей имеют среднее или среднее специальное образование. Учитывая уровень школьного и среднего специального образования в КР, от них трудно ожидать компетентности в государственном управлении. У остальной части депутатов также не хватает знаний об управлении. При этом в стране отсутствует какая-либо форма обучения депутатов кенешей. Все это создает серьезные препятствия для эффективной работы кенешей и местного самоуправления в целом.

При этом в другом законопроекте предлагается внести дополнения в статьи 42, 48 Закона КР «О местном самоуправлении», которыми устанавливаются требования о наличии высшего образования для мэра города, главы айыл окмоту. В связи с этим, а также учитывая многочисленные обращения и пожелания граждан, предлагаем заменить устанавливаемые требования к депутатам местного кенеша «имеющий образование не ниже общего среднего образования» на «имеющий высшее образование».

Ограничения для наблюдателей на выборах

В отношении требований к наблюдателям на выборах проектом Закона предлагается установить, что наблюдать за выборами не могут «кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша или местного кенеша, государственные гражданские и муниципальные служащие». В соответствии со статьей 1 Закона КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», государственными гражданскими и муниципальными служащими являются лица, занимающие административные должности в государственном органе, органе местного самоуправления. Это предложение не касается политических муниципальных должностей. Получается, что лица, занимающие политические муниципальные должности депутата местного кенеша, главы исполнительного органа местного самоуправления могут быть наблюдателями на выборах. Необходимо уточнение: по какой причине в проекте Закона предлагается, чтобы депутаты местных кенешей не могли быть наблюдателями, а мэры городов и главы айыл окмоту могли. Аналогичная ситуация складывается с политическими государственными должностями. Союз МСУ КР предлагает доработать проект Закона с учетом законодательства в отношении понятий «государственный служащий», «муниципальный служащий», «государственный гражданский служащий», «политическая должность».

Общественные наблюдатели на выборах

Проектом Закона предлагается дополнить Закон статьей 81 «Общественные наблюдатели». При этом, в тексте дополняемой статьи права общественных наблюдателей повторяют права наблюдателей, предусмотренные в статье 7 За- кон КР «О выборах депутатов местных кенешей», за исключением двух прав – «свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и избирательных комиссиях» и «обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим Законом».

То, что общественный наблюдатель делать не вправе, полностью повторяет то, что делать не вправе официальный наблюдатель.

Товары, приобретаемые за счет средств избирательных фондов Проектом Закона предлагается часть 12 статьи 15 Закона изложить в следующей редакции: «Средства избирательных фондов могут использоваться только на:

1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию;

2) оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим Законом;

3) оплату за выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с проведением выборной кампании, в частности, за:

  • услуги информационного и консультативного характера;
  • выпуск и распространение агитационных материалов;
  • аренду помещений, оборудования;
  • покрытие транспортных и командировочных расходов;
  • услуги связи;
  • приобретение канцелярских товаров, оборудования;
  • публикацию объявлений и выступлений кандидата в средствах массовой информации;
  • проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями».

Так как в пункте 3 части 12 статьи 15 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» перечисляются не только услуги и работы, но и товары, предлагается дополнить данный пункт после слов «оплату за» дополнить словами «поставку товаров». Такие же изменения необходимо внести и другие аналогичные статьи Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей».

Ученикам младших классов из-за переполненных маршруток приходится идти в школу пешком, может ли школа организовать школьный транспорт?

Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденным постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 года, №201, здания школы должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железно-дорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций предусматривается пешеходная доступность общеобразовательных организаций не более 0,5 км.

В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся в общеобразовательных организациях составляет:

  • для обучающихся 1 ступени образования – не более 2,0 км;
  • для обучающихся 2 и 3 ступеней образования – не более 3,0 км.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Расстояние от дома до места сбора должно быть не более 500 метров (п.п. 6-12).

Вместе с этим, в соответствии со статьей 36 Закона КР «Об образовании», к компетенции органов местного самоуправления в области образования относится организация подвоза детей в общеобразовательные организации и в места их фактического проживания.

Кроме этого, к ведению органов местного самоуправления, согласно пункту 12 части 1 статьи 18 Закона КР «О местном самоуправлении», относятся вопросы обеспечения функционирования муниципального транспорта и регулирования работы общественного транспорта в границах населенных пунктов. Соответственно, органы местного самоуправления вправе рассмотреть и решить вопросы подвоза детей в школы и в места их фактического проживания посредством организации муниципального транспорта или посредством координации общественного транспорта, осуществляющих деятельность в границах населенных пунктов айылного аймака или города.