Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Ведомственное направление обучения муниципальных служащих

2021-02-07 / Муниципальная служба
Ведомственное направление обучения муниципальных служащих

Нурдин КУМУШБЕКОВ, специалист Проекта ГГПОМСУ.

Качество жизни граждан в муниципалитетах во многом зависит от работы органов местного самоуправления. Эффективность работы органов местного самоуправления (далее – органы МСУ), в свою очередь, во многом зависит от потенциала, профессионализма работающих в них муниципальных служащих, которые нуждаются в постоянном обучении и повышении квалификации.

Обучение проводится по двум направлениям.[1] Общее направление – обучение на регулярной системной основе для исполнения служащими общих типовых квалификационных требований соответствующей должности или групп должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, независимо от сферы деятельности. Ведомственное (отраслевое) направление – обучение для исполнения служащими специальных ведомственных квалификационных требований на основе потребностей государственного органа и органа МСУ. Проще говоря, есть обучение «стандартным» знаниям, наличие которых требует законодательство от всех государственных и муниципальных служащих, а есть «узкие» знания и навыки, необходимые только конкретному органу или группе органов, в данном случае, органам МСУ.

В отношении общего направления обучения муниципальных служащих («стандартные» знания) все ясно и стабильно.

Организацию процесса обучения по общему направлению осуществляет ГКС КР как единый заказчик, посредством формирования и контроля за реализацией государственного заказа (далее – Госзаказ). Госзаказ – это план обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих по общему направлению на один календарный год в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на эти цели. Госзаказ утверждается Правительством Кыргызской Республики. Госзаказ реализует Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. При этом реализация Госзаказа финансируется из государственного бюджета на основании нормативов стоимости обучения, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики, с учетом инфляции (часть 16 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»).

В отношении ведомственного направления обучения муниципальных служащих («узкие» знания, необходимые только определенным органам МСУ) есть множество вопросов.

Задачи ведомственного направления: повышение кадрового потенциала органа МСУ в целях эффективного исполнения им функций, программ и проектов; профессиональное развитие служащих для эффективного исполнения должностных обязанностей. Орган МСУ должен самостоятельно определить порядок, в соответствии с которым проводится обучение по ведомственному направлению.

На первый, поверхностный, взгляд все учтено. Нормативные правовые акты возлагают всю ответственность за организацию ведомственного обучения на сами органы МСУ, при этом этапами ведомственного направления являются: оценка потребностей; формирование и утверждение ведомственного заказа; размещение ведомственного заказа; проведение обучения; контроль, мониторинг и оценка обучения; отчет по итогам обучения. Определено ответственное лицо - руководитель аппарата мэрии, ответственный секретарь айыл окмоту, которые  являются ответственными за процесс организации ведомственного направления, формируют проект ведомственного заказа и направляет на утверждение руководителю органа МСУ. Формально решен финансовый вопрос: в соответствии с потребностями в обучении, органы МСУ вправе выделить финансовые средства отдельной защищенной статьей в бюджетной классификации расходов, в размере не менее 1% средств бюджета органов МСУ (часть 18 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»). Кроме того, органы МСУ по ведомственному направлению осуществляют мониторинг и контроль процесса проведения обучения, оценку результативности обучения служащих, ежегодно предоставляют ГКС КР отчет о проведении обучения. Есть поставщики услуги: обучение имеют право проводить образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по дополнительному профессиональному образованию. Процедуры отбора таких организаций установлены законодательством о государственных закупках.

Таким образом, вроде бы все условия для организации ведомственного обучения созданы. Но на практике органы МСУ почти не обучают своих муниципальных служащих в рамках ведомственного обучения. Во-первых, у органов МСУ, особенно сельских, нет знаний, навыков и ресурсов, чтобы качественно выполнить все этапы процесса. Во-вторых, такое обучение одного-двух сотрудников айыл омкоту будет стоить очень дорого. В-третьих, очень разные возможности у муниципалитетов – города и «богатые» аймаки в состоянии организовать обучение, хотя и им придется отстаивать (защищать) необходимость этого обучения перед кенешем. И возникает вопрос: а могут ли органы МСУ самостоятельно организовать и проводить обучение муниципальных служащих по ведомственному направлению?

В декабре 2020-го и январе 2021 года Проектом ГГПОМСУ при поддержке ГКС КР и Союза МСУ для получения информации по вопросу создания эффективной системы обучения муниципальных служащих было проведено анкетирование руководителей исполнительных органов МСУ (глав айыл окмоту и мэров городов) Кыргызской Республики. Всего была опрошена примерно треть - 158 из 484 органов МСУ, поэтому ответы можно считать репрезентативными, то есть отражающими реальную картину, фактическое отношение органов МСУ к предлагаемым изменениям. Результаты исследования показали, что большая часть органов МСУ признает, что не в состоянии самостоятельно организовать ведомственное обучение для своих муниципальных служащих:

  • большинство органов МСУ – более 60% - не проводят обучение своих сотрудников по ведомственному направлению;
  • больше половины органов МСУ – 51% - закладывают в местный бюджет расходы для финансирования ведомственного обучения;
  • почти половина муниципалитетов – 46% - ответили, что не смогут самостоятельно организовать и провести оценку потребностей в обучении по ведомственному направлению;
  • ровно половина муниципалитетов не может самостоятельно сформировать план проведения обучения по ведомственному направлению;
  • более половины муниципалитетов – почти 57% - не могут самостоятельно сформировать, утвердить и разместить ведомственный заказа;
  • почти 60% муниципалитетов не смогут самостоятельно провести ведомственное обучение;
  • более половины муниципалитетов – 53,1% - не смогут самостоятельно провести контроль, мониторинг и оценку по ведомственному обучению.

Практика показывает, что органы МСУ не в состоянии сделать это если не самостоятельно, то в одиночку уже точно. Следовательно, есть необходимость дальнейшего совершенствования системы обучения муниципальных служащих.

В ноябрьском номере за 2020 год журнала «Муниципалитет» было представлено краткое описание Видения дальнейшего развития системы повышения квалификации и усиления потенциала муниципальных служащих и депутатов местных кенешей, а также информация о Портале лучшей практики местного самоуправления. Основные изменения, предлагаемые в данном Видении, касаются как раз ведомственного направления обучения муниципальных служащих. Так что конкретно здесь предлагается изменить?

Предлагается, чтобы органы МСУ передали Союзу МСУ право на организацию обучения, поскольку каждому органу МСУ отдельно организовать обучение для своих муниципальных служащих будет сложно и неэффективно.

При этом органы МСУ передают Союзу МСУ часть средств из местных бюджетов для финансирования ведомственного направления. Союз МСУ будет заниматься всеми вопросами ведомственного направления для всех органов МСУ, которые делегировали ему эти свои полномочия и необходимые средства. Услуги обучения будут представляться Союзом МСУ через Центр развития МСУ[2].

Опрос показал, что органы МСУ в целом поддерживают данные изменения:

  • подавляющее большинство муниципалитетов – почти 92% - согласны передать организацию ведомственного направления обучения муниципальных служащих Союзу МСУ КР;
  • два из трех муниципалитетов готовы платить Союзу МСУ КР за организацию ведомственного направления обучения их муниципальных служащих.

Таким образом, результаты исследования подтверждают обоснованность и правильность предлагаемой Проектом ГГПОМСУ модели организации ведомственного направления обучения муниципальных служащих с участием Союза МСУ КР.

В настоящее время Проект ГГПОМСУ активно обсуждает предложения по совершенствованию системы обучения муниципальных служащих по ведомственному обучению и работает над организационными и правовыми вопросами принятия и внедрения новой модели ведомственного направления, предусматривающей право органов МСУ передать свои полномочия и средства по организации и проведению обучения муниципальных служащих по ведомственному направлению Союзу МСУ КР.

Важным элементом системы должен стать Портал лучшей практики МСУ: www.myktyaimak.gov.kg

 

__________________


[1] Порядок обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, занимающих административные должности, регулирует Положение, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 августа 2014 года № 462 (далее – Положение). Основными формами обучения муниципальных служащих являются переподготовка и повышение квалификации. Государственная кадровая служба Кыргызской Республики (далее – ГКС КР) как уполномоченный государственный орган по делам государственной гражданской службы и муниципальной службы определяет порядок определения, планирования и прогнозирования потребностей в обучении, координирует вопросы обучения служащих, формирования и размещения государственного заказа по государственным программам обучения.

[2] Данные изменения были обсуждены с представителями государственных органов, органов МСУ, НКО, партнеров по развитию, СМИ, экспертами на «круглых столах» на национальном уровне, а также на семинарах для руководителей исполнительных органов МСУ Чуйской области (глав айыл окмоту и мэров городов), проведенных Проектом совместно с ГКС КР.