Муниципалитет Научно-популярный журнал

12 (134) 28 Декабря 2022

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Впервые в Кыргызстане: повышение квалификации муниципальных служащих по собственным функциям и полномочиям (ведомственное направление)

2022-10-15 / Муниципальная служба
Впервые в Кыргызстане: повышение квалификации муниципальных служащих по собственным функциям и полномочиям (ведомственное направление)

В 2022 году заработная плата муниципальных служащих существенно выросла, муниципальная служба стала более привлекательной и перспективной. Это дает надежду, что вакантные должности в айыл окмоту и мэриях Кыргызстана будут заполнены новыми кадрами, включая молодых специалистов. Но чтобы успешно реализовать свои возможности, продвинуться по служебной лестнице, муниципальному служащему необходимы актуальные знания, новые навыки решения местных проблем, применения современных методов муниципального управления. В 2022 году в Кыргызстане у муниципальных служащих появилась новая возможность повысить свою квалификацию - пройти обучение по ведомственному направлению в лицензированном образовательном учреждении, специально созданном в целях повышения квалификации муниципальных служащих и подготовки депутатов местных кенешей, – в Академии местного управления Центральной Азии (АМУЦА). О преимуществах, особенностях обучения муниципальных служащих в АМУЦА, а также причинах создания Академии, журналу «Муниципалитет» рассказывают исполнительный директор Союза МСУ, один из инициаторов создания АМУЦА, Бектурган ОРОЗБАЕВ (БО) и директор АМУЦА Асель КУРМАНАЛИЕВА (АК).

- Первый вопрос, который важен для муниципальных служащих – зачем проходить курсы повышения квалификации?

БО: Повышение квалификации – жизненная и профессиональная потребность каждого муниципального служащего. Но, кроме причин общего характера, есть очень важные факторы, которые делают повышение квалификации обязательным. Например, безопасность, «страховка» от незаконных решений. В своей работе муниципальные руководители и служащие должны руководствоваться 190 законами и правовыми актами, которые так или иначе затрагивают вопросы местного самоуправления, их невозможно выучить наизусть, многие специалисты даже не знают их перечень. Чтобы иметь под рукой проверенные и доказанно безопасные с точки зрения закона решения, алгоритмы действий, нужно постоянно повышать квалификацию, вовремя получать информацию об изменениях. Только так можно обезопасить себя от ошибок.

Кроме того, недавнее повышение заработной платы муниципальных служащих подразумевает также возможность установления надбавок в размере до 10%. Неизбежно определение размера надбавки со временем будет основано не только на результатах работы, но и на том, насколько муниципальный служащий динамичен в своем развитии, предпринимает ли он усилия, чтобы повысить свою квалификацию по ведомственному направлению. Поэтому повышение квалификации - вопрос еще и развития карьеры, и даже роста заработной платы.

АК: Без повышения квалификации нет профессионального развития, просто нет компетентного муниципального служащего. Конечно, большое значение имеет опыт практической работы, старые наработки, совет более знающего коллеги. Но жизнь динамична, «подбрасывает» новые вопросы, а потому муниципальные служащие ежедневно сталкиваются со все новыми и новыми вызовами, пытаясь решить проблемы отдельных граждан и целых сообществ. И в этом случае необходим доступ к новым знаниям, которых внутри отдельного айыл окмоту или мэрии может просто не быть. А АМУЦА предоставляет доступ к этим новым знаниям, которые формируются как внутри Кыргызстана, так и за его пределами, с учетом лучшего международного и регионального опыта.

- Что такое «ведомственное обучение», чем оно отличается от повышения квалификации по программам, выполняемым другими вузами в рамках государственного заказа?

БО: В Кыргызстане существует устойчивая государственная система  повышения квалификации муниципальных  служащих,  созданная и поддерживаемая до 2021 года  усилиями Государственной кадровой службы, а затем – Государственного агентства по делам государственной службы и МСУ.  В рамках этой  системы повышение квалификации проводится по общему направлению и включает основные общие компетенции, основанные на квалификационных  требованиях, предъявляемых к муниципальным служащим при развитии карьеры и прохождении конкурса. Однако государственная система не может и не должна удовлетворять все потребности органов МСУ в знаниях и навыках. Поэтому законодательство предоставляет возможность организации повышения квалификации по ведомственному направлению. Например, у Министерства финансов есть для этого свой учебный центр, у Министерства чрезвычайных ситуаций – свой и так далее. До недавнего времени у органов МСУ не было возможности получить услуги повышения квалификации по ведомственному направлению на систематической основе, все возможности ограничивались нерегулярными тренингами международных организаций, которые не проходили лицензирование в Министерстве образования и науки, не выдавали лицензированные сертификаты, а главное, несли мало ответственности за содержание и полезность этих тренингов. 

АК: Ведомственное направление повышения квалификации муниципальных служащих включает знания, необходимые специалистам и руководителям органов МСУ здесь и сейчас, в том числе самые свежие обновления нормативной правовой среды, требующие от органов МСУ изменений в выполнении своих функций по вопросам местного значения. Данные потребности возникают у всех без исключения МСУ в связи с изменением законодательства. Например, введение новых норм взаимодействия органов МСУ с гражданами, изменение порядка формирования штатного расписания и др. Также ведомственное направление может включать лучшую практику решения вопросов местного значения, основанную на успешном опыте других органов МСУ и других стран. Данные потребности могут носить как групповой, так и индивидуальный характер для каждого органа МСУ и зависят от его особенностей. Например, управление парком на основе ГЧП необходимо только для тех МСУ, где есть парки; улучшение тарифной политики на услуги канализации необходимо только тем МСУ, где есть канализация; взаимодействие с религиозными лидерами различных конфессий необходимо там, где есть различные конфессии. В этой же группе – потребности в получении знаний для местных активистов, которые хотят наилучшим образом реализовать свое право на участие граждан в МСУ.

- Из каких тем состоит учебная программа АМУЦА и как она формируется?

БО: Учебная программа формируется на основе потребностей органов МСУ. Союз МСУ управляет 15 WhatsApp-группами, куда круглосуточно и без выходных поступают самые разные вопросы от муниципальных служащих и депутатов. Поэтому Союз МСУ имеет – и передал АМУЦА – достоверную информацию о том, по каким вопросам требуется повышение квалификации. На диаграмме 1 видно, что самыми востребованными темами для обучения являются новшества в законодательстве, основы МСУ, трудовое и земельное законодательство. Кроме того, в ходе регулярных и массовых встреч с органами МСУ я лично и другие сотрудники дирекции Союза МСУ также имеют возможность отслеживать потребности персонала органов МСУ в новых знаниях и навыках.

АК: АМУЦА при поддержке Института политики развития и Союза МСУ проводила изучение потребностей органов МСУ по направлениям повышения квалификации, в результате этой работы были сформированы две программы повышения квалификации по самым востребованным направлениям. Программа «Эффективное муниципальное управление» включает вопросы: 

  • организации услуг на местном уровне;
  • разработки программ социально-экономического развития;
  • прохождения муниципальной службы;
  • управления местными бюджетами и ресурсами развития МСУ.

Данная программ адресована руководителям органов МСУ, а также ответственным сотрудникам: мэрам и вице-мэрам, главам органов МСУ и их заместителям, ответственным секретарям и руководителям аппаратов мэрий. 

Программа «Финансово-экономические основы местного самоуправления» адресована руководителям и сотрудникам подразделений органов МСУ, связанных с вопросами управления финансами и другими ресурсами развития: начальникам финансово-экономических отделов, персонала бюджетных комиссий и др. Программа включает вопросы:  

  • формирование и исполнение местных бюджетов;
  • привлечение внебюджетных средств (инвестиций); 
  • управление муниципальными землями, собственностью;
  • управление пастбищами;
  • управление землями Госфонда сельхозугодий.

Продолжительность обучения по каждой программе повышения квалификации составляет от 72 до 96 академических часов в течение двухмесяцев, из которых очная форма обучения требует присутствия слушателя в течение 5-7 рабочих дней. 

- А если слушателю не нужны все темы, а интересен только один или два вопроса, есть ли возможность повысить квалификацию только по одному вопросу или теме?

АК: Да, по запросу слушатель может пройти обучение отдельным курсам внутри программы по выбору. Также такая возможность предоставляется через краткосрочные курсы. В 2022 году АМУЦА начнет набор на следующие краткосрочные курсы: 

  • организационные и правовые вопросы работы местного кенеша – этот курс крайне востребован местными кенешами, в числе депутатов которых велика доля «новичков», которым не достает знаний по организации работы кенеша. Важно, что курс включает также процедуры взаимодействия кенеша с исполнительным органом, что необходимо для выстраивания рабочих, продуктивных отношений между двумя органами МСУ; а также вопросы эффективных взаимоотношений с местным сообществом, гражданами;
  • прохождение муниципальной службы – изменения в законодательстве, включая аспекты повышения заработной платы, вызывают множество вопросов у сотрудников органов МСУ;
  • основы организации услуг на местном уровне – курс актуален для сельских органов МСУ, где остро стоит проблема эффективной организации финансово-рентабельных, устойчивых услуг в сфере жизнеобеспечения (таких, как водоснабжение, вывоз и уборка твердых бытовых отходов), а также услуг в сфере досуга, культуры, спорта;
  • привлечение инвестиций и финансовой помощи: как подготовить заявку и получить финансирование? Нет сомнений, что данный курс востребован со стороны всех органов МСУ, так как недостаток средств в местных бюджетах всегда будет подталкивать органы МСУ к привлечению внебюджетных средств от третьих сторон – государства, доноров, спонсоров;
  • управление муниципальными землями, собственностью – сложный вопрос, требующий детальных профессиональных и технических знаний, как и любой вопрос, связанный с имуществом;
  • управление пастбищами – очень актуальный курс для органов МСУ, особенно тех, где плохо налажена работа пастбищных комитетов, где мало делается для сохранения этого вида национального богатства, где возникают споры и недовольство животноводов;
  • управление землями Госфонда сельхозугодий – курс, необходимый каждому сельскому муниципалитету, приобрел особую актуальность в связи с перераспределением полномочий между районным и муниципальныам уровнями управления.

В планах также предложить заинтересованным слушателям курсы по актуальным проблемам земельного законодательства и пространственному управлению.  

Продолжительность каждого краткосрочного курса составляет от 8 до 24 академических часа или 1-3 рабочих дня. 

- Чем обучение в АМУЦА отличается от других образовательных программ?

АК: В 2022 году АМУЦА предлагает муниципальным служащим и депутатам местных кенешей уникальные условия повышения квалификации. В текущий период времени лицензии на повышение квалификации муниципальных служащих есть только у АМУЦА и еще двух образовательных учреждений, но только АМУЦА предлагает готовые курсы повышения квалификации, разработанные специально  для органов МСУ, строго ориентированные на  их потребности и включающие максимально практическую информацию, реальные примеры из практики муниципального управления Кыргызстана и других стран (только там, где применимо). При этом АМУЦА контролирует  качество преподавания, сбалансированность практики и теории, аудиторных занятий и самостоятельной работы, осуществляет контроль знаний на «выходе». Поэтому слушатели получают два важных результата: во-первых, приобретают действительно необходимые им знания и практические навыки; во-вторых, получают номерной лицензированный сертификат, который  будет признан государственными органами и  органами МСУ как документ, подтверждающий повышение квалификации. В отдельных случаях это потребует сдачи теста или итогового экзамена, подтверждающего степень владения материалом.

- Кто должен платить за обучение и какова ценовая политика АМУЦА? 

БО: Пришло время осознать, что знания – это  инвестиции в будущее как каждого отдельного муниципального служащего, так и муниципалитета  в целом. Давайте зададимся вопросом – а кто  является самым заинтересованным лицом в  том, чтобы муниципальные служащие были вооружены современными знаниями, были готовы справиться с разными задачами в рамках своей работы? Конечно, местное сообщество и руководитель органа МСУ. Сообщество ждет качественного и оперативного решения проблем, а руководитель несет ответственность за то,  чтобы сообщество было удовлетворено работой  всего органа МСУ. Поэтому законодательство позволяет финансировать повышение квалификации из местного бюджета, для чего в законе о государственной гражданской службе и муниципальной службе (редакция 2021 года) установлено, что орган МСУ вправе включать в местных бюджет средства для этих целей в размере 1% от общего объема бюджета. Поэтому главным плательщиком за повышение  квалификации муниципальных служащих должны стать сами органы МСУ. И важно помнить, что  бесплатное обучение на тренингах и семинарах –  это тоже затраты, но насколько они эффективны,  оценить трудно. Оплачивая обучение в АМУЦА, руководитель и служащий могут точно выбрать тему, программу и будут знать, что они получат в итоге и как это повлияет на работу органа МСУ в целом. Например, если после обучения АМУЦА тарифы на уборку мусора станут более справедливыми и экономически обоснованными, а граждане будут понимать структуру тарифа и платить за услугу в полном объеме, – это и будет результат, за который орган МСУ заплатил АМУЦА, направляя на обучение своего специалиста. 

АК: Конечно, разработка курсов и их преподавание стоят немалых денежных средств, и номинальная стоимость повышения квалификации для одного слушателя может доходить до 100 тысяч сомов, в зависимости от темы. Но при определении ценовой политики АМУЦА учитывает уровень платежеспособности органов МСУ и индивидуальных слушателей. Поэтому стоимость обучения по программам повышения квалификации установлена в пределах 20 тысяч сомов, а краткосрочных курсов – от пяти до 10 тысяч сомов. Кроме того, первые группы получат скидку, так как в конце 2022го и начале 2023 года АМУЦА объявит акцию в рамках набора групп. Для органов МСУ, которые направляют на обучение сразу более трех слушателей, будут предоставлены особые скидки. Льготы также получат органы МСУ, регулярно оформляющие подписку на несколько экземпляров журнала «Муниципалитет».

- Как получить точную информацию о цене, о том, когда и как заинтересованные лица могут стать слушателями АМУЦА?

- АК: Всю актуальную информацию о расписании курсов скоро можно будет найти на Портале лучшей практики местного самоупарвления по адресу: www.myktyiamak. gov.kg, а также обратившись по телефону +996 777 740 807 к Зухре КАЗАНЛЫЕВОЙ, методисту и куратору учебного процесса АМУЦА. Детальную информацию об упрощенном механизме оплаты повышения квалификации из местного бюджета  АМУЦА прорабатывает с Государственным  агентством по делам государственной службы  и местного самоуправления и дополнительно сообщит заинтересованным органам МСУ. Но уже сейчас органы МСУ могут закупить услуги обучения у АМУЦА через Портал государственных закупок.

Беседовала Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор
журнала «Муниципалитет»