Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Инвестиции
Внешние инвестиции: благо или бедствие для местных сообществ? Роль гражданского общества в формировании инвестиционного образа Кыргызстана
Подготовлено Н. ДОБРЕЦОВОЙ по материалам: СУЛТАМБАЕВ М., БАЛАКУНОВА А., МАМЫРАЛИЕВА Н. А. Блиц-исследование «Роль гражданского общества и местных сообществ в привлечении внешних инвестиций в Кыргызскую Республику (Инициатива «Один пояс – один путь»), Институт политики развития, – Б., 2021.
ЮЙ ЧЖОЧАО, кандидат экономических наук,
научный сотрудник Отдела стратегических исследований Института России,
Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая
«Проект строительства железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» станет одним из альтернативных и важных звеньев Центральноазиатского участка Евразийской железнодорожной сети», – отметил 6 августа 2021 года Президент Кыргызской Республики Садыр ЖАПАРОВ, выступая на Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в г. Туркменбаши, Туркменистан. Глава государства отметил, что в наши дни имеются все предпосылки для превращения региона в один из важнейших хабов мировой торговли. На сегодня через территорию стран Центральной Азии проходят значимые транспортные коридоры, среди которых: ТРАСЕКА, ЦАРЭС, ШОС и другие. Вместе с тем он отметил, что замкнутость региона Центральной Азии, не имеющего выхода к мировому океану, требует от стран ЦА наращивания усилий по повышению эффективности действующих и созданию новых транспортных коридоров, дающих возможность выхода наших стран к морским портам. Это является задачей стратегического значения. «Для региона приоритетное значение имеет дальнейшее расширение международных автомобильных и железных дорог, создание логистических центров и транспортных терминалов. Развитие сухопутных перевозок внутри региона и сокращение связанных с перевозкой расходов повысит конкурентоспособность транспортных коридоров, пролегающих через регион. Кроме того, предлагается продолжить совместную проработку «узких мест» по изучению функциональной совместимости между водным и наземным видами транспорта, которые обеспечат взаимовыгодное использование мультимодальных транспортных коридоров Центральной Азии». Садыр ЖАПАРОВ также подчеркнул, что страны региона должны стремиться найти пути и средства для обеспечения лучшего функционирования и большей транспарентности рынков товаров и услуг, большей диверсификации взаимной торговли, что позволит сформировать общий экономический интерес. Нужно расширять сотрудничество в развитии отраслей экономики, с учетом сравнительного преимущества стран региона, осуществлять взаимодействие для эффективного распределения ресурсов и совершенствования экономической структуры на основе взаимной выгоды и устойчивого экономического развития. Необходимо стремиться к тому, чтобы Центральная Азия рассматривалась как некое единое экономическое пространство, основой интеграции которой станет взаимовыгодная стратегия экономического развития.
6 августа 2021 г., |
Итак, Кыргызская Республика заинтересована в том, чтобы стать частью региональной транспортной системы, увеличить товарооборот и получить все выгоды от своего положения транснационального хаба. Эта цель достижима, в том числе через реализацию крупной инициативой «Один пояс – один путь» (далее – Проект ОПОП), которая предоставляет странам возможность улучшить свою инфраструктуру, расширить торговлю, связанность между собой и остальным миром и, таким образом, увеличить экономический рост и снизить уровень бедности. Суть инициативы заключается в том, чтобы с помощью крупных транснациональных инфраструктурных проектов соединить страны региона в единую торговую и производственную сеть, обеспечив выход к морю и внешним торговым коридорам для всех стран региона. Инициативу выдвинуло правительство Китая, но объединяет она большое число стран, включая Кыргызстан и другие страны Центральной Азии, а ее реализация потребует значительных дополнительных действий со стороны всех участников. Необходимо будет принять и существенные риски, которые влекут за собой крупные проекты, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры и расширение торговли.
Потенциальными выгодами инвестиций ОПОП являются улучшенные возможности доступа к рынкам и поставщикам для местных производителей и работников, включая доступ к рынку, реализацию местных сравнительных преимуществ (обеспеченность основными факторами производства, технологии и преференции), мобильность людей и изменения в технологии, которые позволяют наращивать масштаб и осуществлять кластеризацию. Даже в отсутствие институциональных мер, укрепляющих торговые связи, инвестиции в транспортную инфраструктуру, сами по себе уже способны оказать умеренное влияние на изменение пространственной экономики. Среди стран Центральной Азии больше всех выигрывает Казахстан, за ним следуют Кыргызская Республика, Таджикистан и Пакистан1.