Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Внешние инвестиции: благо или бедствие для местных сообществ? Роль гражданского общества в формировании инвестиционного образа Кыргызстана (продолжение)

2021-10-04 / Инвестиции
Внешние инвестиции: благо или бедствие для местных сообществ? Роль гражданского общества в формировании инвестиционного образа Кыргызстана (продолжение)

Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере журнала «Муниципалитет», № 9, сентябрь 2021 г.

Подготовлено Н. ДОБРЕЦОВОЙ по материалам: СУЛТАМБАЕВ М., БАЛАКУНОВА А., МАМЫРАЛИЕВА Н. А.
Блиц-исследование «Роль гражданского общества и местных сообществ в привлечении внешних инвестиций в Кыргызскую Республику
(Инициатива «Один пояс – один путь»), Институт политики развития, – Б., 2021.

«Проект строительства железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» станет одним из альтернативных и важных звеньев Центральноазиатского участка Евразийской железнодорожной сети», – отметил 6 августа 2021 года
Президент Кыргызской Республики Садыр ЖАПАРОВ, выступая на Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
в г. Туркменбаши, Туркменистан.

Роль органов МСУ и НКО в создании благоприятной инвестиционной среды

По мнению экспертов Всемирного банка, дополнительные меры экономической политики и инвестиции предоставят возможность городам и субнациональным центрам-хабам региона получать выгоду от инвестиций ОПОП. Как показано на рисунке ниже, значительные выгоды от инвестиций ОПОП могут получить многие крупные областные центры Кыргызской Республики, а также обе столицы – Бишкек и Ош. На пике выгод могут оказаться долинные муниципалитеты Ошской области Кыргызстана. В целом, именно города Кыргызстана могут получить максимальную выгоду от реализации инициативы ОПОП.

Вместе с тем эта выгода может быть получена скорее и в большем объеме, если сами органы МСУ, особенно в городах, будут разрабатывать и предпринимать комплекс мер по созданию благоприятной среды не только для работы инвестора, но и для формирования благоприятной среды, в частности, создания логистических ресурсов, внедрения прозрачной и справедливой политики землепользования и права на собственность; улучшения инфраструктуры и коммунальных услуг, поддержки развития предпринимательского потенциала и др. И в каждом данном аспекте органы МСУ могут иметь в качестве эффективных и устойчивых партнеров НКО. 

Инвестиции в отрасль логистики. Крупные инвестиции в транспортную отрасль конкретного города и прилегающих территорий могут содействовать его превращению в местный транспортно-логистический узел. Но для того чтобы это произошло эффективно и результативно, необходимы целевые инвестиции и модернизация логистической цепочки поставок.

Политика землепользования и права на собственность. Эффективная система регистрации земли и регулирования землепользования, а также современный кадастр, являются предпосылками для хорошо функционирующего рынка городской земли – как для стимулирования инвестиций, так и обеспечения местной рабочей силы. Города Кыргызской Республики только начинают формирование собственной политики землепользования, в частности, инструменты правового зонирования внедрены в городах Токмоке, Караколе, Кара-Балте. Однако крупные областные центры, попадающие в сферу воздействия инвестиций ОПОП, такие, как Баткен, Ош, Нарын, еще не имеют такой политики. 

Здесь помощником органов МСУ могут стать НКО, которые способны организовать информационные и эдвокаси-кампании по внедрению и просвещению населения в вопросах справедливого землепользования и защиты прав собственности. 

Изменение реальных доходов на региональном уровне вследствие снижения пограничных расходов и инвестиций в транспортную инфраструктуру в рамках ОПОП, в процентах

Источник: Обзор Всемирного банка «Экономика одного пояса, одного пути: возможности и риски транспортных коридоров», Всемирный банк, 2020 г.

Улучшение инфраструктуры и коммунальных услуг. Приток населения, обусловленный транспортными инвестициями, оказывает давление на местную инфраструктуру и коммунальные услуги. Чтобы помочь справиться с этим, местные органы власти могут направлять инвестиции в местные транспортные сети и проводить политику, направленную на повышение доступности жилья, такую, как налоговые льготы для строительства доступной недвижимости и сокращение ограничений зонирования жилых районов. 

НКО и местные сообщества на протяжении всей истории независимости страны оказывают большую помощь органам МСУ в вопросах улучшения инфраструктуры и развития коммунальных услуг. Особенно велика роль НКО в вопросах общественного мониторинга предоставления услуг, мобилизации софинансирования со стороны населения, прозрачности тарифов и деятельности коммунальных (муниципальных) поставщиков услуг.

Программы развития навыков и развития малого и среднего предпринимательства. Инвестирование в местный человеческий капитал помогает привлекать новые инвестиции и обслуживать существующие. Оказывая поддержку местному малому и среднему предпринимательству в развитии бизнеса и обеспечивая доступ к финансам, местные органы власти могут расширить и укрепить цепочки  поставок для более крупных местных инвестиций.  В данном вопросе НКО также становятся первыми и важнейшими помощниками органов МСУ и Правительства. 

Именно НКО  Кыргызстана реализуют множественные программы по повышению потенциала предпринимателей, распространению новых знаний, повышению финансовой грамотности и другие, включая программы по развитию социального предпринимательства. Однако большинство этих программ никак не увязываются с инвестиционным климатом и мало учитывают потребности и перспективы инвестиционных проектов, что должно стать задачей НКО на ближайшее будущее.

Привлечение инвестиций и формирование благоприятной для инвестиций среды. Органы местного самоуправления могут участвовать в ак тивном привлечении инвестиций. Одной из важных задач органов местного самоуправления, согласно статье 18 Закона КР «О местном  самоуправлении», является обеспечение экономического развития соответствующей территории, а также привлечение инвестиций  и грантов. Для решения этих задач органы  разрабатывают программы социально-экономического развития, реализация которых  требует привлечения инвестиций. Кроме решения  конкретных задач каждого инвестиционного  проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых в территорию муниципалитета, составляет суть муниципальной инвестиционной политики. 

Органы МСУ могут принять решение о предоставлении преференциальным промышленным предприятиям льгот по налогам, в пределах территории конкретного населенного пункта, на основе инвестиционного соглашения, заключенного органами местного самоуправления преференциальных населенных пунктов, с инвесторами, осуществляющими инвестиционные вложения в новые промышленные предприятия, прошедшие государственную регистрацию после 1 января 2019 года, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, подлежащим льготному налогообложению.

В утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 апреля 2019 года № 193 Типовом инвестиционном соглашении предусмотрены следующие условия: инвестор в течение пяти лет создаст рабочие места, обеспечит инвестиции в производство в объемах, установленных соглашением, и обеспечит установленный соглашением размер выручки от реализации продукции, а орган местного самоуправления предоставит на пять лет льготы по налогу на имущество и земельному налогу1. По истечении пяти лет орган местного самоуправления имеет право продлить соглашение до 10 лет, в зависимости от размера выручки от реализации и суммы уплаченного подоходного налога. 

В целом, как в стратегических документах, так и законодательстве, предусмотрены достаточные  полномочия органов МСУ по взаимодействию с инвесторами для создания благоприятного инвестиционного климата. Но органы МСУ недостаточно эффективно пользуются инструментами взаимодействия с местным сообществом в вопросах привлечения инвестиций. В частности, почти отсутствует практика вынесения на общественные обсуждения проектов инвестиционных соглашений, проведения консультаций и разъяснительной работы среди населения и инвесторов, разработки механизмов взаимодействия инвесторов с местными сообществами и др. Поэтому мнения местного с ообщества остаются не услышанными в вопросах привлечения инвестиций, что не способствует улучшению инвестиционного климата.

Роль ОГО и органов МСУ в управлении рисками

Инициатива ОПОП окажет влияние на местное население и окружающую среду. Загрязнение, вырубка лесов и ухудшение состояния окружающей среды могут идти рука об руку с позитивными последствиями ускорения экономического роста и увеличения объемов торговли. Правительство Кыргызской Республики и органы МСУ должны стратегически подойти к вопросу о том, как смягчить потенциальные негативные воздействия, одновременно предпринимая меры, направленные на то, чтобы сделать инфраструктуру более «зеленой» и менее агрессивной по отношению к окружающей среде.

Динамика распространения ВИЧ-инфекции/СПИДа в Кыргызской Республике, человек

Источник: Республиканский центр «СПИД» Министерства здравоохранения КР, 2021г. http://aidscenter.kg/dannye/

Риски в государственных закупках. Для того чтобы правительства могли пожинать плоды проектов ОПОП, закупки должны быть открытыми, прозрачными и конкурентными, чтобы контракты присуждались компаниям, способным наилучшим образом выполнить проект, независимо от их формы собственности или национальной принадлежности. 

НКО Кыргызстана, как сказано выше, играют большую роль в управлении этими рисками, однако требуются дальнейшие усилия по наращиванию потенциала самих НКО в сфере общественного мониторинга за закупками.

Коррупционные риски. Одним из наиболее распространенных рисков управления в инфраструктурных проектах является коррупция – злоупотребление государственными должностями в личных целях. 

НКО Кыргызской Республики много внимания уделяют вопросам противодействия коррупции, однако мало смотрят на это явление в разрезе инвестиций. Например, в Кыргызстане так и не состоялась попытка присоединиться к Инициативе по обеспечению прозрачности в строительной отрасли (CoST)2

Общественный мониторинг со стороны сообщества. Общественный мониторинг основан на принципе, что негосударственные субъекты могут усилить подотчетность обществу, улучшить управление, снизить неэффективность и бороться  с коррупцией. Страны ОПОП могут использовать его для улучшения подотчетности на отдельных стадиях проектного цикла. 

Для Кыргызской Республики – это в высшей степени актуальный вопрос, и НКО все больше и больше вовлекаются в процессы общественного мониторинга, однако опять же, мало учитывают инвестиционный аспект, больше сосредоточиваясь на мониторинге услуг – государственных и муниципальных. 

Социальные и экологические риски. Инициатива ОПОП представляет собой серьезный вызов для сообществ и правительств, за счет всплеска передвижения людей и рабочей силы. Многие транспортные инвестиционные проекты включают в себя строительные работы, для которых необходима рабочая сила, но сопутствующие товары и услуги не могут быть полностью поставлены на месте. В подобных условиях часть рабочей силы должна поступать извне. Во многих случаях этот приток осложняется притоком других людей (“последователей”), которые отслеживают приходящую рабочую силу, с целью продажи им товаров и услуг либо в поисках работы или деловых возможностей. Эта быстрая миграция, называемая притоком рабочей силы, может негативно повлиять на общественную инфраструктуру проектных территорий, коммунальные услуги, жилье, устойчивое управление ресурсами и социальную динамику. Приток рабочей силы носит временный характер и обычно возникает в период или непосредственно перед строительством объекта. Управленцам, правительствам и местным поставщикам услуг порой не хватает времени или ресурсов для адаптации и соответствующего реагирования.

Подобный приток рабочих и их последователей может привести к неблагоприятным социальным и экологическим воздействиям на местные сообщества, особенно если они являются сельскими, отдаленными или небольшими. Среди неблагоприятных воздействий выделяются: увеличение спроса и конкуренции на местные товары и услуги, что может привести к повышению цен и вытеснению местных потребителей; увеличение спроса на экосистему и природные ресурсы; социальные конфликты внутри и между общинами; повышенный риск распространения инфекционных заболеваний и рост числа случаев противозаконного поведения и преступности. Подобные неблагоприятные эффекты обычно усиливаются, когда строительные работы проводятся в уязвимых сообществах или рядом с ними, а также в ситуациях повышенного риска.

Особую озабоченность вызывает распространение болезней, передающихся половым путем, чему способствует как приток рабочей силы, так и мобильность работников в транспортном секторе. Краткосрочная миграция, вдали от дома и семьи, увеличивает вероятность сексуальных отношений с несколькими партнерами, превращая транспортные маршруты в критические очаги распространения ВИЧ-инфекции/СПИДа (Всемирный банк, 2004 г.). Несмотря на то что большинство людей с ВИЧ-инфекцией не проживает в странах коридора ОПОП, в ряде из них наблюдается рост новых случаев заболевания. Восточная Европа и Центральная Азия – единственный регион мира, в котором эпидемия ВИЧ наращивает темпы, причем ежегодный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в период с 2010 по 2017 год увеличился на 30 процентов (ЮНЭЙДС, 2018 г.). В Кыргызской Республике ситуация в отношении роста инфицированных стабилизировалась в течение 2019-2020 гг., но риски всплеска остаются высокими.

Для устранения рисков в местных сообществах Всемирный банк предлагает:

  • обеспечить активное участие органов МСУ, например, путем создания соответствующих комиссий по взаимодействию с сообществами и рассмотрению жалоб как местного населения, так и мигрирующей рабочей силы;
  • согласовать протоколы идентификации и отчетности по гендерному насилию и насилию в отношении детей;
  • запустить информационные кампании по повышению осведомленности работников и сообществ.

Наилучшими практическими мерами для уменьшения рисков являются:

  • поощрение найма работников из местных жителей;
  • предоставление женщинам и девочкам возможности трудоустройства путем преференций при приеме на работу;
  • обеспечение надлежащей проверки информации о претендентах на рабочие места.

В каждой из перечисленных мер большую роль могут играть формальные и неформальные НКО, которые уже долгое время занимаются указанными проблемами и мерами. Например, почти все виды помощи ВИЧ-инфицированным на основе анонимности через механизм государственного социального заказа предоставляются силами НКО. 

В целях улучшения инвестиционного климата и повышения эффективности распределения благ от инвестиций, НКО следует стать более ориентированными на вопросы инвестиций и больше вовлекаться в обсуждение инвестиционных проектов с точки зрения, в том числе, управления социальными и экологическими рисками.

Органы местного самоуправления также обладают широким кругом полномочий в области управления природными ресурсами, компетенция которых в данной сфере определяется законами КР «О местном самоуправлении»,  «О недрах», а также полномочиями по взаимодействию с местным населением. В сфере защиты окружающей среды, согласно Закону КР «Об экологической экспертизе» от 16 июня 1999 года № 54, органы местного самоуправления и общественные объединения обладают правом инициировать проведение общественной экологической экспертизы.

 

__________ 

1 Согласно статье 330 Налогового кодекса КР, местные кенеши имеют право предоставлять полное освобождение от уплаты налога на имущество для предприятий, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, подлежащим льготному налогообложению, установленным статьей 1591 Налогового кодекса.

Совместная инициатива 15 стран-участниц, охватывающая четыре континента, CoST работает с правительствами, промышленностью и местными сообществами. Повышение прозрачности и подотчетности помогает странам увеличить отдачу от инвестиций в государственную инфраструктуру.