Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Единый голос бизнеса и общества будет звучать в СМИ для подотчетного управления экономикой

2023-06-07 / Новости Коалиции МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Единый голос бизнеса и общества   будет звучать в СМИ для подотчетного управления экономикой

По инициативе бизнеса 20 апреля 2023 года в Бишкеке начал свою работу Пресс-клуб Национального альянса бизнес-ассоциаций Кыргызской Республики (НАБА). Клуб представляет собой неформальную платформу для диалога между бизнесом, властью и СМИ по самым «горящим» вопросам развития экономики. Иными словами, Пресс-клуб – это неформальная площадка углубленных коммуникаций со СМИ для улучшения понимания экономических процессов и решений обществом, бизнесом и властью. На презентацию планов клуба на 2023 год пришли представители государственных органов, медиасферы и бизнес-ассоциаций.

Организовать работу Пресс-клуба НАБА помогает Институт политики развития в рамках Проекта Программы «Эффективное управление для экономического развития (EGED)»1.

Национальный альянс бизнес-ассоциаций (далее – НАБА) представляет интересы более 70 отраслевых, территориальных и профессиональных бизнес-ассоциаций Кыргызской Республики и является крупнейшей коалицией – единым голосом бизнеса. 

НАБА активно работает в партнерстве с государственными органами над улучшением бизнес-среды, снижением издержек и преодолением препятствий для экономического роста. Иван ГЕЛЕТЮК, руководитель секретариата НАБА убежден, что НАБА должен усилить работу над формированием объективного общественного мнения в отношении развития экономики; организовать взвешенное обсуждение важных экономических решений в обществе, в том числе, через средства массовой информации (СМИ): «Однако в процессе этой работы НАБА сталкивается с проблемой отсутствия достаточного уровня понимания экономических процессов и событий как стороны журналистов, так и со стороны общества в целом. В то же время, без настоящего понимания происходящего в экономике, общество не может в полной мере реализовать свои ожидания в отношении подотчетности и прозрачности системы управления. Для НАБА важно говорить на одном уровне понимания, на понятном всем сторонам языке как со СМИ, так и с гражданским обществом, поскольку мы объединены одной целью – создать более прозрачную систему  управления экономикой в интересах граждан. 

Это важно и для органов власти. Идею создания Пресс-клуба я обсуждал со многими руководителями государственных органов, в разных министерствах. На разных уровнях принятия решений. И везде получил поддержку – лица, принимающие государственные решения также чувствуют потребность в налаживании более понятных людям каналов коммуникации в отношении процессов, происходящих в экономике. Таким образом, потребность в Пресс-клубе есть не только у бизнеса. В равной степени она есть и у общества, и у государства».

Андрей ДОГАДИН, директор агентства «Биз-эксперт», согласен с тем, что создание Пресс-клуба – это требование времени: «Актуальность усиления работы со СМИ в сфере улучшения понимания и изложения экономических тем в СМИ усиливается во время кризисов, когда власть и бизнес вынуждены реформировать экономическую политику, принимать множественные сложные решения, которые нуждаются в разъяснении для лучшего понимания происходящего со стороны широких слоев населения. Особую актуальность, наряду с решениями, принимаемыми на национальном уровне, имеют темы экономики регионов, от сбалансированного развития которой зависят условия жизни, социальная стабильность, территориальное равенство в доступе к рабочим местам, услугам и товарам для всех граждан Кыргызской Республики».

Клуб будет помогать журналистам, блогерам, активистам медиасферы разбираться в сложном экономическом контенте, разбирать «по косточкам» важные экономические решения и события, при этом важная цель – дойти до сути события или процесса, до его воздействия не только на бизнес, экономических субъектов, а на каждого гражданина, включая уязвимые группы населения.

Другой важной аудиторией для улучшения понимания экономического контекста являются организации гражданского общества, специализирующиеся в создании условий для уязвимых групп, и их объединения (коалиции). В процессе адвокации как решения для бизнеса, так и интересов уязвимых групп необходимы взаимные консультации между представителями бизнеса и уязвимых групп для поиска согласованных решений и проведения совместных кампаний по поводам, имеющим важное значение для всех слоев населения. И хотя в рамках адвокации интересов бизнеса и уязвимых групп не исключены противоречия, НАБА считает, что эффективность совместных действий повышает шансы на успех для всех категорий. 

Цель создания Пресс-клуба – повысить уровень общественного понимания и восприятия экономических явлений, решений и процессов. В рамках достижения данной цели Пресс-клуб решает следующие задачи:

  • организует предоставление журналистам актуального, существенного, покрепленного оперативными данными и доступными экспертными комментариями контента по различным вопросам развития экономики;
  • помогает СМИ в процессе интерпретации и упрощения экономического контента с учетом особенностей восприятия различных аудиторий;
  • расширяет трехстороннее взаимодействие бизнеса, СМИ и «социальных» организаций гражданского общества для совместной адвокации развития значимых для общества и уязвимых групп тем;
  • организует обмен опытом, создание контента, публикацию лучших практик, партнерство между региональными и национальными ассоциациями по вопросам развития регионов.

Пресс-клуб как площадка для диалога и работы со СМИ – форма не новая, имеет давнюю и славную историю. Подобные клубы в свое время были организованы Кыргызской фондовой биржей, Международным деловым советом, и помогли улучшить качество экономической журналистики. Светлана АХМЕТШИНА, редактор бизнес-портала «Тазабек», была участницей Пресс-клуба КФБ в 2011-2012 годах: «Участие в субботних школах пресс-клуба помогло мне лучше сориентироваться в разработке экономических тем в СМИ, лучше расставлять акценты. Большим плюсом стало близкое знакомство с экспертами, к которым еще долгое время после окончания школы обращалась за комментариями и информацией. Сама форма была оптимальной с точки зрения результативности: поскольку все эксперты были практиками, после занятий слушатели могли не только получить знания, но и создать контент для своего издания – выполнить свою работу. Считаю, что возобновление такой формы работы со СМИ – нужное и важное дело». 

Формы работы клуба в 2023 году включают: пресс-сессии, субботнюю школу, конкурс журналистских работ.

  • Пресс-сессии 

проводятся для немедленного разъяснения СМИ и представителям «гражданских» коалиций текущих изменений экономической политики (например, в случае принятия нового акта, влияющего на условия жизни людей и ведение бизнеса). Формат пресс-сессии отличается от пресс-конференции тем, что включает более глубокое погружение в тему, включение элементов просвещения аудитории не только в отношении самого информационного повода, но и истории его возникновения, общественной и экономической значимости. В ходе пресс-сессии приглашенные эксперты дают оценку происходящему, помогают журналистам и другим участникам интерпретировать факты. Обычно пресс-сессия включает выступление ньюсмейкера, который представляет заинтересованную сторону и делает заявление об информационном поводе. Следом выступает приглашенный эксперт, который глубоко разбирается в теме и дает журналистам и другим участникам возможность разобраться в вопросе или проблем. Обычно по этому принципу строятся телевизионные сюжеты или аналитические статьи, которые готовятся по структуре «событие + комментарий экспертов», и в данном случае журналисту не нужно прилагать усилия по поиску комментаторов и экспертов, пресс-сессия дает возможность получить всю информацию в одном месте и сразу. Кроме того, к пресс-сессии готовятся дополнительные письменные материалы, инфографика (по возможности), что также облегчает для журналистов подготовку качественной аналитики. 

Спикеры будут выбираться в зависимости от те-мы информационного повода, преимущественно из числа членов НАБА. В качестве гостей будут приглашаться представители уполномоченных государственных органов. 

  • Субботняя школа «Экономика для всех» 

будет организована для углубленного понимания экономических процессов представителями СМИ. Суббота выбрана для удобства участников из числа представителей СМИ, которые в рабочие дни заняты подготовкой материалов и неохотно принимают участие в обучающих мероприятиях.

В течение апреля и мая 2023 года продолжается формирование рейтинга экономических тем, которые привлекают наибольший интерес СМИ и общества. Пока в рейтинг вошли следующие вопросы: Может ли Кыргызстан извлечь выгоды из геополитических сдвигов в экономике? Сколько стоит коррупция? Доживает ли свой век теневая экономика и какую роль в процессе может и уже играет цифровизация? Может ли Кыргызстан стать цифровым хабом? Проверки бизнеса – почему пятый мораторий? Туризм – это угроза или как возможность? Каково транспортное будущее КР? Может ли частный сектор улучшить доступ к коммунальным услугам?

В результате участия в школе ее выпускники – представители СМИ и «гражданских» коалиций – смогут углубить свое понимание экономических процессов, установят хорошие рабочие контакты с экспертами в экономической сфере, разработают собственные аналитические материалы и смогут в дальнейшем лучше ориентироваться в темах школы.

В рамках подготовки к пресс-сессиям и школе поддержку окажет Национальный статистический комитет, который будет готовить подборку фактических данных по каждой теме пресс-сессии, а также проведет как минимум одно занятие в рамках школы.

В 2023 году субботняя школа начнется в начале июня и после 9 занятий завершится в конце июля.

По вопросам участия в мероприятиях Пресс-клуба НАБА просьба обращаться к Нургуль ДЖАМАНКУЛОВОЙ по электронной почте njamankulova@dpi.kg 

______________ 

1 Программа «Эффективное управление для экономического развития (EGED)», компонент 2 «Гражданское общество за подотчетность: активизация гражданского общества в целях обеспечения инклюзивного, основанного на фактах экономического роста в Центральной Азии». Реализуется при финансовой поддержке Правительства Великобритании в сотрудничестве с ACTED (при участии Института политики развития).

Похожие материалы: