Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Передача полномочий по администрированию некоторых видов местных налогов: готовь сани летом

2013-01-31 / Новости Проекта ГГПОМСУ

Законопроект, предполагающий передачу органам МСУ администрирования некоторых видов местных налогов, успешно прошел третье чтение в Жогорку Кенеше и ожидает подписи президента.

Законопроект, предполагающий передачу органам МСУ администрирования некоторых видов местных налогов, успешно прошел третье чтение в Жогорку Кенеше и ожидает подписи президента. После того, как закон будет подписан, его ожидает внедрение, но процесс не обещает быть быстрым и простым – слишком много процедурных вопросов неизбежно возникнет как у Государственной налоговой службы, так и у органов МСУ. А потому к процессу передачи полномочий администрирования надо готовиться уже сейчас. Проект ГГПОМСУ предложил свою экспертную поддержку ГНС, которую начал с изучения вопроса самих органов МСУ – насколько они готовы или не готовы взять на себя ответственность за сбор местных налогов? Какие трудности они ожидают?
 
Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, 7 декабря 2012 года Проект провел фокус-группу с участием глав и специалистов по доходам Бостеринского, Липенского, Сакалдинского, Юрьевского, Беловодского, Петровского и Ивановского айылных аймаков Кыргызской Республики. Кроме того, эксперты Проекта изучили существующую практику взаимоотношений органов МСУ с налоговыми службами. Кое-что удалось обобщить.
 
В настоящее время законодательством Кыргызской Республики не определены роль, права и полномочия органов МСУ по участию в налоговых правоотношениях. Существующая практика взаимодействия органов МСУ и налоговых органов основана на исторически сложившихся положениях, а также человеческом факторе. Необходимыми условиями налоговых правоотношений между ГНС и ОМСУ должны являться:
 
• наличие взаимной мотивации для выполнения задач как для органов МСУ, так и для ГНС;
• наличие нормативно-правового акта, регулирующего эти взаимоотношения;
• наличие методического и учебного обеспечения по исполнению этих функций;
• необходимость мониторинга и контроля правильного исполнения этих функций органами МСУ.
 
Анализ налоговых взаимоотношений показывает, что в настоящее время функции органов МСУ по налоговым вопросам рассматриваются как дополнительная помощь ГНС. Однако приоритетом сотрудников органов МСУ должен быть максимальный сбор доходов, поступающих в местный бюджет. Взаимодействие органов МСУ и ГНС должно строиться на равноправной партнерской основе для достижения общей цели – повышения доходов местного бюджета, который является частью государственного (консолидированного) бюджета. Ключевой задачей для достижения такого рода взаимодействия должно быть гармоничное, обоснованное распределение функций и полномочий по администрированию налогов, поступающих в местный бюджет.
 
Для органов МСУ приоритетом является наличие условий для максимального сбора доходов, поступающих в местный бюджет, в том числе налоговых доходов. При этом некоторые вопросы администрирования налогов, в частности, учет и регистрация налогоплательщиков, взыскания недоимок и штрафов и некоторые другие действия, необходимы для органов МСУ только в рамках возможности обеспечить сбор налогов. В то же время для ГНС равным приоритетом является исполнение всех этапов администрирования налогов в соответствии с законодательством и наделенными полномочиями (таблица 1).
 
Таблица 1. Данные по исполнению функций органами МСУ по сбору налогов, поступающих в местный бюджет
Наименование налога Осуществляемые функции Уровень взаимодействия с ГНС Примечание
Земельный налог  
сельхозугодия
приусадебные участки, богара, орошаемая,
сенокосы)
Прогноз, учет, сбор, выявление задолженностей
Частично методическое
обеспечение, сдача отчетов в ГНС
Имеется база данных
для прогноза, проводится
анализ поступления
сельхозугодия (пастбища)
Прогноз, учет, сбор, выявление задолженностей (совместно с жайыт комитетами)
Частично методическое
обеспечение, сдача отчетов в ГНС
Имеется база данных для прогноза, проводится анализ поступления
населенные пункты и
земли несельскохозяй-
ственного назначения
Прогноз, учет и сбор налогов с ограниченного круга
налогоплательщиков
(владельцы павильонов,
киосков), частично прогноз по отдельным объектам
налогообложения
Отчетность по собираемым налогам
Отсутствует механизм прогноза,
контроля за правильностью начисления, контроля исполнения
Налог на имущество   
1 группа
Учет и сбор с владельцев недвижимости
(совместно с ГНС),
подпадающей под налогообложение
Отчетность по собранным
налогам
В настоящее время не актуально для сельских ОМСУ
2 группа Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие
Значительные суммы доходов
выведены из-под контроля ОМСУ – наиболее заинтересованной стороны
3 группа Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие или частичное
Значительные суммы доходов
выведены из-под контроля ОМСУ – наиболее заинтересованной стороны
4 группа Функции исполняются совместно с ГНС
Частично методическая
поддержка, отчетность по
поступившим налогам
Отношения формально и юридически не отрегулированы
Налог на недра (роялти) Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие
Значительные суммы доходов
выведены из-под контроля ОМСУ – наиболее заинтересованной стороны
Добровольное патентирование Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие
Со стороны ОМСУ отсутствует
возможность влиять на повышение сбора налога
Обязательное патентирование Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие
Для сельской местности
актуальность невысока, ограничены источники
Налог с продаж Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие
Из-за специфики сбора предоставление полномочий ОМСУ не является потребностью, только контроль по исполнению
Подоходный налог Функции не исполняются Отсутствует взаимодействие
Из-за специфики сбора предоставление полномочий
ОМСУ не является потребностью, только контроль по исполнению
Основой при рассмотрении необходимости и механизмов передачи отдельных полномочий должна стать оценка потребностей и возможностей органов МСУ. При этом предлагается придерживаться следующих принципов:
 
• сохранение ответственности ГНС за исполнение процедур налогового законодательства;
• обеспечение мотивации и возможности органов МСУ повышать сбор налогов, поступающих в местный бюджет;
• обеспечение интересов налогоплательщиков, минимизация рисков усложнения налоговых обязанностей;• анализ потенциала органов МСУ в кадровых вопросах, а также наличие материально-технического обеспечения;
• требования по единообразному применению налоговых процедур, положений и инструкций ГНС.
 
Подготовка процедур, разработка документов потребуют времени и усилий всех заинтересованных сторон, в первую очередь Государственной налоговой службы. Чтобы обсудить план дальнейших действий по подготовке к передаче полномочий, 25 декабря 2012 года Проект ГГПОМСУ организовал рабочую встречу, в которой участвовали представители Государственной налоговой службы, Аппарата правительства, Министерства экономического развития, эксперты. Стороны пришли к единому мнению о необходимости разработки методологической основы для реализации закона и согласились действовать по следующему плану, представленному на схеме.

 

Похожие материалы: