Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Органы местного самоуправления пяти муниципалитетов Баткенской области улучшат муниципальные услуги

2024-01-30 / Новости Коалиции МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Органы местного самоуправления пяти муниципалитетов Баткенской области улучшат муниципальные услуги

Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант по коммуникациям ИПР, при участии М. МОЛДОБЕКОВА и С. МАЙРАМБЕКОВА, консультантов по местному развитию ИПР

Баткенским муниципалитетам и местным сообществам предоставлена поддержка в реализации инициатив в сфере организации и управления услугами на местном уровне1

1 Все материалы тренинга доступны на кыргызском языке по указанному QR-коду

Участниками стали представители Кыштутского, Суу-Башинского, Тогуз-Булакского, Сумбулинского и Кен-Талинского айылных аймаков Баткенской области, которые прошли тренинги на тему «Повышение социальной ответственности органов управления и улучшение доступа к муниципальным услугам». Тренинги провели эксперты Института политики развития по заказу проекта «Развитие приграничных территорий Баткенской и Согдийской областей», реализуемого ОФ «MSDSP KG» (Эм Эс Ди Эс Пи Кей Джи).

«Местные услуги, такие как водоснабжение, сбор, вывоз и утилизация ТБО, уборка улиц, содержание парков и дорог, играют важную роль в повседневной жизни жителей. Однако для поддержания и улучшения услуг необходимы средства, и сборы платежей по тарифу за местные услуги являются ключевым источником их финансовой устойчивости. При этом не последнюю роль играют такие факторы, как активное гражданское участие и информационный обмен, которые служат важным механизмом распространения информации, изменения общественного мнения и воздействия на поведение людей. К сожалению, на сегодняшний день многие муниципалитеты сталкиваются с проблемой низкой собираемости платежей по тарифу за предоставляемые услуги. Это, в свою очередь, приводит к нехватке средств для обслуживания муниципальной инфраструктуры, включая дороги, водоснабжение и другие услуги жизнеобеспечения», – сказал Мирлан МОЛДОБЕКОВ, тренер-консультант Института политики развития.

Важность правильной организации местных услуг и их дальнейшего ведения были раскрыты в ходе тренингов. Участники получили новые знания и навыки по работе с законодательством Кыргызской Республики об услугах, углублении понимания сообществом взаимной ответственности местных поставщиков услуг и потребителей, включая участие в обсуждении тарифов по принципу взаимной ответственности, когда поставщик отвечает за качество поставляемой услуги, а потребитель своевременно оплачивает предоставляемые услуги.

В ходе мероприятия участники также получили информацию об улучшении эффективной коммуникации между органами МСУ и местными сообществами через участие в реализации местных инициатив и использование современных технологий (социальные сети, мессенджеры) в дальнейшем распространении данной практики. Совместно с участниками были рассмотрены законодательные основы получения информации, находящейся во введении органов МСУ и госорганов; ресурсы информационного обмена и возможности гражданского участия в процессе принятия решений; определены текущие уровни информационного обмена между органами МСУ и местными сообществами. Наряду с этим были изучены права и обязанности граждан согласно законодательству Кыргызской Республики, роль местных сообществ в решении вопросов местного значения (ВМЗ) и продемонстрирован видеоролик о способах, случаях и важности участия молодежи/ граждан в местном самоуправлении и принятии решений на местном уровне1

В свою очередь, участники поделились своим опытом по выявлению приоритетов местных сообществ, ранжированию и успешному внедрению проектов; о том, какие трудности были ими преодолены, и дальнейших планах на примере полученной от проекта «Развитие приграничных территорий Баткенской и Согдийской областей» грантовой помощи на реализацию социальных проектов/инициатив.

На примере других стран участники также узнали о способах участия в местном самоуправлении через механизм местной инициативы, государственного (муниципального) социального заказа, когда активные представители местных сообществ обращаются к органам местного самоуправления с просьбой о помощи для реализации общественно полезного проекта или инициативы за счет средств из местного бюджета согласно законодательству Кыргызской Республики2.

«Участники тренингов получили теоретические знания, которые впоследствии смогли применить на практике. Например, благодаря приобретенным навыкам разработки плана совместных действий по повышению доступности и стабильности услуг на местном уровне (органов МСУ и сообществ), они успели подготовить свои первые проекты. Кроме того, представители каждого муниципалитета определили свой «социальный проект» в данном направлении и наметили мероприятия по его реализации. В качестве способов дальнейшего распространения примеров успешно реализованных проектов мы предложили Портал лучших практик МСУ, социальные сети и журнал «Муниципалитет», который издается в Кыргызстане Институтом политики развития через Академию местного управления Центральной Азии3», – сказал тренер-консультант ИПР Султан МАЙРАМБЕКОВ.

Двухдневный тренинг состоял из 11 сессий, во время каждой из которых участники задавали вопросы, с которыми сталкивались в своей работе. Например, во время сессии «Государственная политика в сфере услуг» на сессии у участников были вопросы по местному реестру муниципальных услуг, который делится на базовый реестр муниципальных услуг, который является единым для всех муниципалитетов, и дополнительный перечень муниципальных услуг, которые определяются самими органами местного самоуправления и привязаны к ресурсным возможностям айылного аймака.

Участники сами признавали, что на местах существует ряд проблем в сфере государственных (муниципальных) услуг: слабое понимание стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг и параметров качества; повсеместное низкое качество оказываемых услуг; размытость ответственности государственных и муниципальных органов за некачественное предоставление услуг обществу и т.д. Особый интерес вызвал вопрос от одного из участников о том, какие виды услуг они могут включать в дополнительный перечень муниципальных услуг, потому как выяснилось, что ни у одного из 5 муниципалитетов нет разработанного дополнительного перечня муниципальных услуг. Кроме того, участниками было озвучено, что у них отсутствует практика планирования процесса организации и предоставления местных услуг и системных подходов по контролю качества предоставления услуг со стороны местного кенеша и граждан. В основном это связано с ограниченностью финансовых ресурсов в местных бюджетах.

Обсуждение вызвала и тема о механизмах социальной подотчетности, обеспечивающих взаимодействие гражданского общества с органами власти, которые способствуют прозрачности в принятии решений на благо общества. В основе подобного сотрудничества лежит идея о том, что «мы все живем в одном обществе, и благополучие каждого из нас зависит от благополучия общества в целом». Участники спрашивали о том, как правильно разрабатывать расчеты стоимости услуг (тарифы), отбирать поставщиков услуг и составлять договорные отношения.

АЙТКОЗУ УУЛУ Алчынбек, молодой активист, частный предприниматель из Суу-Башинского айыл окмоту Баткенского района, сказал, что как представитель местного сообщества стремится принимать активное участие во всех этапах принятия решений по вопросам местного значения: «Многие из нас мало знают о том, как более качественно организовать услуги. И сегодня в процессе тренинга мы обучаемся многим механизмам и инструментам по успешному решению на местах в вопросах организации и оказания услуг на местном уровне. Я очень рад, что в итоге мы сможем разработать план совместных действий по улучшению доступа муниципальных или иных общественных услуг и реализовать их, тем самым принести пользу своему айылному аймаку. Нам дают понять, что все решения в отношении организации и повышения качества услуг должны приниматься прозрачно, при участии граждан, в пользу всего сообщества, а не для отдельных его представителей».

Для вовлечения местного сообщества в решение вопросов местного значения участникам были презентованы инструменты «Картирование», «Галерея проблем» и «Анкетирование», которые были затем использованы участниками для определения приоритетных проблем и их ранжирования в разрезе своего муниципалитета для последующей подачи запроса на финансирование из Фонда Ага Хана. В результате наибольшее количество голосов получили направления: дошкольное образование (Суу- Башы, Кыштут и Тогуз-Булак), поливная вода (искусственный лед в Сумбуле) и спорт (Кен-Талаа).

«На этом тренинге я узнал, как донести свой голос до местной власти, как добиться внимания и как работать с группами интересов. Кроме того, я усвоил урок: я всегда пытался решить любую проблему самостоятельно. И после этого тренинга я понял, что нужно мобилизовать людей, чтобы совместно выявить проблемы с помощью вспомогательных механизмов, расставить их приоритеты, найти имеющиеся ресурсы и правильно их использовать», – рассказал Кисматулло ДЖУМАЕВ, директор школы «Молодежь» села Таш-Булак Сумбулинского айылного аймака.

Для получения обратной связи и конструктивной критики на улучшение, участники презентовали своим коллегам результаты своих выполненных работ в группах, основанных на примере различных жизненных ситуаций. Также они отметили, что узнали о новостях в сфере законодательства, выявлении приоритетов в местных вопросах, важности устойчивости реализуемого проекта и способах ее обеспечения.

«За последние 2 дня лично для себя я понял, что органы местного самоуправления должны вести работу с местными сообществами при принятии решений, учитывать их мнения и предложения, организовывать муниципальные услуги и создавать муниципальные предприятия, регулировать их деятельность, контролировать реализацию проектов в аймаке. Также узнал, как работать с фокус-группами при выявлении приоритетных вопросов и о важности групп совместного мониторинга и оценки в процессе реализации проектов на местном уровне», – сказал Исманали ЖОРОБАЕВ, староста села Айкол Тогуз-Булакского айылного аймака.

В завершающей части тренингов участники получили задание – составить План совместных действий (ПСД) по улучшению доступа к муниципальным и иным общественным услугам, форма которого была презентована и разъяснена в ходе одной из сессий. В результате выполненной работы участники разработали ПСД своих муниципалитетов с включением планируемой деятельности по улучшению услуг в 2024 году.

Презентуя свои наработки, участники тренингов также озвучили свои ожидания от сотрудничества с ОФ «MSDSP KG» в части грантовой и консультационной поддержки и выдвинули темы трех примеров лучшей практики МСУ для размещения на Портале лучших практик:

  • «Проведение трубопровода для обеспечения питьевой водой», Тогуз-Булакский айылный аймак;
  • «Открытие дополнительного класса», Сумбулинский айылный аймак;
  • «Жашыл мурас», Кен-Талинский аймак.

По завершении тренингов участники получили задание – совместно с молодежью определить один социальный проект, улучшающий доступ к предоставлению услуг, для получения финансирования от Фонда Ага Хана.

Таблица 1. Перечень выбранных сообществом социальных проектов для получения финансирования от Фонда Ага-Хана

Эмилбек ЖОРОЕВ, глава Сумбулинского АО: «С помощью обучения я получил новую информацию о пользе сотрудничества между органами МСУ и местными сообществами в процессе определения актуальных проблем; роли и важности участия местных сообществ и помощи в поиске ресурсов для их решения. Особенно полезными были практические работы в группах, где мы почувствовали себя в роли представителей местных сообществ, а местные сообщества – в роли органов МСУ в различных ситуациях. Я также выражаю благодарность Фонду Ага Хана за сотрудничество и помощь, в результате которой мы решили одну из насущных проблем, и надеюсь, что проект продолжит свое сотрудничество с нами».

Вернувшись в свои муниципалитеты, с помощью консультантов ИПР участники тренингов доработали планы совместных действий по улучшению доступа и предоставлению муниципальных или иных общественных услуг и провели отбор приоритетных социальных проектов.

В результате проведенных мероприятий, в которых приняли участие свыше 300 человек из числа местных жителей, были определены следующие социальные проекты для получения финансирования от Фонда Ага Хана (см. таблицу 1).

«Программа поддержки развития горных сообществ в Кыргызстане (MSDSP KG), инициатива Фонда Ага Хана, стремится улучшить условия жизни отдельных сообществ в горных районах Кыргызстана. Фонд реализует ряд интегрированных мероприятий в области инклюзивного экономического развития, сельского хозяйства и продовольственной безопасности, приграничного сотрудничества, дошкольного и школьного образования и здравоохранения. Усиление местного самоуправления, гражданского сообщества и повышение устойчивости к изменению климата являются комплексными направлениями в деятельности Фонда Ага Хана/ ОФ «MSDSP KG»», – сказал Таалайбек АЗИМОВ, Координатор проекта трансграничного развития Баткен-Согдийской области (Фаза II).

Консультанты Института политики развития разработали рекомендации для органов МСУ, местного сообщества и проекта, направленные на расширение сотрудничества.

Рекомендации органам МСУ:

  • постоянно улучшать качество предоставления услуги посредством улучшенного планирования, управления, эффективного взаимодействия с поставщиками услуг, социальной подотчетности и другими партнерами;
  • создавать благоприятные условия для поставщиков услуг;
  • привлекать частный сектор к оказанию услуг в рамках решения вопросов местного значения;
  • следить за тем, чтобы организация услуг была основана на экономической целесообразности;
  • повышать потенциал поставщиков услуг по управлению;
  • обеспечивать открытость и прозрачность деятельности поставщиков;
  • рассматривать субсидии из местного бюджета на оплату услуг;
  • стимулировать участие граждан в местном самоуправлении, прозрачности и подотчетности органов МСУ;
  • активно привлекать молодых граждан к принятию общественно значимых решений, учитывать мнение молодежи при формировании молодежной политики на различных уровнях, помогать реализовать инициативы;
  • разработать планы действий по организации услуг, основанные на балансе интересов граждан и возможностях органов МСУ;
  • регулярно проводить мониторинг степени удовлетворенности населения предоставляемыми услугами.

Рекомендации местному сообществу:

  • выполнять свои обязательства по исполнению договора поставки (оплата тарифа, бережное отношение к имуществу, соблюдение правил, указанных в договоре);
  • своевременно информировать поставщиков услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении услуг;
  • предоставлять сведения и документы, необходимые для предоставления услуг;
  • активно участвовать в приоритизации инициатив местного сообщества в процессе принятия решений органами МСУ по вопросам местного значения;
  • активно участвовать в процессе проведения общественных слушаний по проекту местного бюджета, обсуждении тарифов за использование питьевой воды, поливной воды их стандартов и других услуг, если они есть;
  • участвовать в планировании совместных действий местного сообщества и органов МСУ по решению вопросов местного значения;
  • активно принимать участие в бюджетном процессе местного самоуправления;
  • активно принимать участие в проведении мониторинга и оценки оказываемых услуг на местном уровне.

Рекомендации партнерам по развитию:

  • продолжить накопление знаний об улучшении качества услуг, методах развития, примерах лучших практик и институционализации знаний путем их внедрения в программу курсов повышения квалификации муниципальных служащих на базе Академии местного управления Центральной Азии (АМУЦА);
  • поддерживать обучение местных органов управления технологиям управления и развития, включая вопросы организации услуг на местном уровне, управления муниципальной собственностью, создания муниципального предприятия по решению вопросов местного значения, инклюзивного социально-экономического планирования, совместного мониторинга и оценки грантовых проектов, окружающей среды и адаптации к изменению климата и поддержки женского лидерства;
  • поддерживать внедрение на местном уровне механизмов, позволяющих реализовать инициативы местного сообщества;
  • на обучение больше приглашать женщин и активную молодежь, лиц с инвалидностью, депутатов местных кенешей, представителей малого и среднего бизнеса;
  • работать с группами совместного мониторинга и оценки в процессе реализации грантовых проектов;
  • проводить обмен опытом между целевыми органами МСУ по практике вовлечения граждан в процесс совместного решения вопросов местного значения.

_________

 1 https://youtu.be/mWjC6f6EM7g

2 Типовое положение о порядке отбора и финансирования органами местного самоуправления местных инициатив, утвержденное приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики от 5 сентября 2019 г. № 01- 18/84, устанавливает порядок отбора и финансирования органами МСУ местных инициатив (МИ), направленных на решение вопросов местного значения (ВМЗ). Цель: стимулирование участия членов местного сообщества (МС), их объединений, иных физических и юридических лиц в решении вопросов местного значения путем финансирования местных инициатив. Под понятием «Местная инициатива» подразумевается: проект, идея и иные инициативы, направленные на решение ВМЗ и инициируемые членами МС, их объединениями, иными физическими и юридическими лицами. Источники финансирования: средства местного бюджета, предусмотренные на финансирование МИ, средства международных и иных организаций, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, а также иные средства, не запрещенные законодательством КР. 

3 Академия местного управления Центральной Азии (АМУЦА)– одно из передовых учебных учреждений в Кыргызстане, созданное в 2021 году и которое имеет лицензию на повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Под управлением АМУЦА функционирует Портал лучших практик МСУ (www.myktyaimak.gov.kg) и издается журнал «Муниципалитет» (www.municipalitet.kg). Миссия: Предоставление актуальных и практических знаний по местному развитию органам управления, 

 

2 Типовое положение о порядке отбора и финансирования органами местного самоуправления местных инициатив, утвержденное приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики от 5 сентября 2019 г. № 01- 18/84, устанавливает порядок отбора и финансирования органами МСУ местных инициатив (МИ), направленных на решение вопросов местного значения (ВМЗ). Цель: стимулирование участия членов местного сообщества (МС), их объединений, иных физических и юридических лиц в решении вопросов местного значения путем финансирования местных инициатив. Под понятием «Местная инициатива» подразумевается: проект, идея и иные инициативы, направленные на решение ВМЗ и инициируемые членами МС, их объединениями, иными физическими и юридическими лицами. Источники финансирования: средства местного бюджета, предусмотренные на финансирование МИ, средства международных и иных организаций, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, а также иные средства, не запрещенные законодательством КР. 

Похожие материалы: