Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Партнерство «За развитие МСУ в КР» разрабатывает программу поддержки городов

2024-04-20 / Новости Коалиции МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Партнерство «За развитие МСУ в КР» разрабатывает программу поддержки городов

Алия МЫРСАЛИЕВА, менеджер Аппарата Партнерства «За развитие МСУ в КР»

Городское местное самоуправление, с одной стороны, имеет в своем распоряжении больше возможностей для развития, более значительные ресурсы, чем сельские органы МСУ. Но в то же время перед городами встают более острые и более масштабные социальные и экономические проблемы. Сложнее и дороже инфраструктура, больше численность и население и общественный спрос на услуги и блага, больше групп интересов и сложнее процесс балансирования между ними. Однако последние десятилетия города получали меньше поддержки от партнеров по развитию, чем сельские муниципалитеты, прежде всего потому, что уровень бедности в городах ниже, доступ к услугам выше, а значит, помощь городам не была в приоритете для партнеров по развитию. 

Однако время ставит перед Кыргызстаном новые задачи, связанные с внешними и внутренними вызовами, необходимостью урбанизации и технологического развития. Это означает, что города должны получить новый импульс развития и нуждаются в методологической помощи по самым разным направлениям. Если помощь селам в первую очередь способствует преодолению бедности и сокращению разрыва между городом и селом, то помощь городам направлена на развитие во всех смыслах этого слова. Особенно актуальной помощь городам становится в свете решений Президента Кыргызской Республики об административно-территориальной реформе и опорных точках развития. 

Отвечая на эти потребности, Партнерство «За развитие МСУ в КР» планирует развернуть в 2024 году программу помощи городам. Для разработки программы необходимо было провести исследование, которое оценило бы первоочередные потребности городских органов МСУ в консультационной помощи. Чтобы провести такое исследование, Партнерство разработало инструмент оценки потребностей, состоящий из 20 вопросов, сгруппированных в пять категорий или областей городского развития, включая следующие:

  • планирование на основе потребностей граждан;
  • услуги, предоставляемые органами МСУ;
  • управление пространством и муниципальной собственностью;
  • доступ к знаниям, технологиям и повышению квалификации;
  • окружающая среда и адаптация к изменению климата.

Оценка потребностей состоялась в 12 городах Кыргызской Республики: Баткене, Оше, Шамалды-Сае, Кызыл-Кие, Таш-Кумыре, Кара-Суу, Балыкчы, Чолпон-Ате, Канте, Кара-Балте и Токмоке. 

В результате проведенного опроса выявлены ключевые потребности и необходимые изменения в работе мэрий городов. В ходе анализа было выявлено множество жизненно необходимых потребностей и нужд каждого отдельно взятого города. Оценка проводилась по 10-балльной шкале, и опрос обнаружил, что потребность в консультациях города испытывают в отношении всех сфер управления, так как даже самая «благополучная» сфера – управление пространством и муниципальной собственностью – набрала всего лишь 3,7 балла. Однако самую большую потребность в помощи города ощущают в сфере окружающей среды и адаптации к изменению климата (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Рейтинг сфер, в отношении решения которых города ощущают благополучие и не нуждаются в консультационной поддержке (0 – минимум, 10 – максимум)

Как сказано выше, перед мэрией были задачи – 20 вопросов по пяти сферам, и рейтинг сфер не дает полной картины о точных целевых задачах, которые будут основой программы поддержки городам, поэтому кроме рейтинга сфер полезно рассмотреть также и рейтинг вопросов, в отношении которых города выражают наибольшую заинтересованность в поддержке. На диаграмме 2 представлен Рейтинг проблем, в отношении решения которых города ощущают благополучие и не нуждаются в консультационной поддержке. Каждый вопрос был оценен по 10-балльной шкале на основе интервью со специалистами мэрий и изучения предоставленных ими документов, при этом 10 баллов означали бы, что в отношении данного вопроса в мэрии все благополучно и никакой консультационной помощи не требуется. Как видно из Диаграммы 2, таких вопросов, которые решаются в полной степени, у городов не оказалось. В отношении всех вопросов управления отмечаются сложности и недоработки. Однако есть группа вопросов, где работа ведется, отмечаются существенные результаты, и оценка составила 4 и более баллов: финансовое управление и легитимность управления муниципальным имуществом; доступ к знаниям, лучшей практике и повышению квалификации. Наихудшая ситуация складывается в отношении питьевого водоснабжения; качества воздуха и волн жары; доступа к технологиям и инновациям, мониторинга качества услуг со стороны граждан, финансовой устойчивости услуг.

И все же оценка показала, что в мэриях формируется передовой и прогрессивный корпус муниципальных служащих, которые применяют нестандартные решения и добиваются существенных результатов в развитии своих городов.

Например, есть хорошая практика взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Канте, Кара-Балте и Балыкчы.

Город Кант также демонстрирует пример управления мусорным полигоном, который будет отвечать нормативным требованиям по сбору и утилизации мусора и поможет решить актуальную проблему с мусором в городе. Вокруг мусорного полигона установили ограждения, поставили спецтехнику–бульдозер для рекультивации, будет проведена линия электропередачи мощностью 250 кВ. Также в городе установлены камеры наружного наблюдения, благодаря которым в значительной степени сократилась преступность и число дорожно-транспортных происшествий. В городе с успехом реализован проект «Кумайык» по защите животных Фонда по защите бездомных животных французской актрисы Брижит Бордо. В рамках этого проекта при поддержке мэрии г. Кант ведется контроль и вакцинация бездомных собак. Был создан приют, где с бездомными животными работают профессиональные ветеринары, которые чипируют, кастрируют и лечат собак, контролируя таким образом прирост популяции. За 2023 г. в рамках проекта «Кумайык» было прооперировано и вакцинировано 1436 бездомных собак. Так в городе решился вопрос с вынужденным отстрелом и безопасностью бездомных животных.

Успешная работа проводится в городе Кара-Балте в отношении процесса разработки ПСЭР, во время которого принимались во внимание вопросы инклюзивного развития. Мэрией г. Кара-Балты проводится работа по мониторингу и оценке промежуточных результатов, своевременному выявлению трудностей и несоответствий, выработке рекомендаций по их устранению, анализу обращений граждан во время подготовки отчетов поставщиков услуг. Мэрия г. Кара-Балты разработала электронную систему АИС «Аренда», которая позволяет вести учёт доходов аренды муниципального имущества и предоставлять гражданам своевременную информацию о муниципальных землях, сдающихся в аренду. 

Прогрессивное управление городом Балыкчы позволяет вернуть статус прибрежного города, используя все возможности региона, и развивать судоходство и рыбный промысел. Уже сейчас имеются реализованные проекты по поддержке местных предпринимателей и бизнеса. В дальнейшем мэрией г. Балыкчы планируется расширение имеющихся направлений, что обеспечит местное население стабильной работой и занятостью. Безопасность горожан обеспечивается установленными камерами наблюдения в городах Кант и Балыкчы, активно внедряется тесный контакт с руководством МСУ и лично с мэрами городов. 

В целом по итогам проведенного опроса можно выделить несколько ключевых проблем. Наиболее острой проблемой можно назвать нехватку человеческих ресурсов, финансирования и низкую заинтересованность со стороны центрального управления. Но даже при имеющихся возможностях местные органы власти стараются всячески поддерживать и развивать свои города, обеспечивая горожан комфортной и безопасной жизнью. 

Диаграмма 2. Рейтинг вопросов, в отношении решения которых города ощущают благополучие и не нуждаются в консультационной поддержке (0 – минимум, 10 – максимум) 

 

 

Похожие материалы: