Муниципалитет Научно-популярный журнал

6 (152) 8 Июля 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Академическое сообщество и гражданское общество Кыргызстана и Узбекистана создали платформу для сотрудничества в сфере местного управления и развития

2024-07-08 / Новости Партнерства за развитие МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Академическое сообщество и гражданское общество Кыргызстана и Узбекистана создали платформу для сотрудничества в сфере местного управления и развития

Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант по коммуникациям ИПР и АМУЦА

25 и 26 апреля 2024 года в Бишкеке состоялся региональный семинар на тему «Модель управления местным развитием в Центральной Азии» с участием представителей академического сообщества, национальных и субнациональных органов госуправления, некоммерческих организаций и экспертного сообщества Кыргызской Республики и Республики Узбекистан.

Семинар был организован с целью выявления системных характерных особенностей местного управления в Центральной Азии для формирования оптимальной региональной модели с участием местных сообществ. Участники семинара – эксперты и представители органов управления Кыргызстана и Узбекистана – обменялись уроками, полученными в сфере развития местного управления и самоуправления, а также обсудили системные особенности, характерные для стран региона, сходство которых обусловлено общей историей, традициями, культурными кодами и практиками.

«Каждая страна уникальна. В мире существует огромное количество моделей самоуправления, и Узбекистан – не исключение. Мы с большим интересом изучаем опыт наших соседей через призму «махалли», сравнивая с нашей системой, которая сложилась за прошедшие 30 лет. Наше совместное мероприятие совпало с финальным этапом огромной реформы в Кыргызстане – административно-территориальной, в результате которой количество муниципалитетов в Кыргызстане сократилось приблизительно на 40%. Во времена СССР на территории сегодняшнего Кыргызстана были организованы сельские советы, колхозы, совхозы, созданные на основе родоплеменных отношений. С тех пор ничего почти не изменилось. Это и есть особенность кыргызского народа, и эта модель оказалась схожа с узбекскими махалля. И это не единый случай схожести наших систем и государственного устройства, в чем мы убедились в течение двух дней», – сказал Алмазбек АКМАТАЛИЕВ, ректор Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики.

«Местное самоуправление становится сильным и успешным только тогда, когда отвечает ожиданиям и потребностям местных сообществ, приверженных своим традициям, истории, культуре. У местных сообществ в Кыргызстане и Узбекистане есть свои традиционные формы местного самоуправления – курултай, махалля, ашар и др., о которых мы сегодня узнали еще больше. Они приобретают новое звучание, новое воплощение как в законодательстве, так и в жизни, а местное самоуправление в наших странах наполняется местным контекстом и самобытностью. Это интересный и важный процесс, который требует осмысления», – сказала Асель КУРМАНАЛИЕВА, директор Академии местного управления Центральной Азии. 

Руководитель Программы EGED, финансируемой Правительством Великобритании, Джафар УСМАНОВ обратил внимание участников встречи на два ключевых понятия – «местное самоуправление» и «местное развитие»: «Соединяя в сознании два этих понятия, мы подчеркиваем важность процесса организации жизни в местных сообществах с целью обеспечения их устойчивого и самодостаточного развития. Несмотря на мировую тенденцию урбанизации, население в Кыргызстане и Узбекистане проживает преимущественно в сельской местности: около 65% населения в Кыргызстане и около 49% – в Узбекистане. И в обеих странах первичной задачей является развитие регионов, а краеугольным компонентом – эффективность определения приоритетов развития. Нет сомнений, что развитые регионы – это залог успешного достижения более амбициозных задач устойчивого развития страны. Одна из задач Программы EGED – помощь системе местного управления в управлении местным развитием таким образом, чтобы решения властей опирались на данные, имели доказательную базу. В итоге это приведет к лучшим результатам с учетом имеющихся ресурсов, а граждане и местное сообщество будут иметь платформы и возможности для выражения своего мнения и участия в организации жизни в своих сообществах. Работая на территории четырех стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, мы также отмечаем, что важное значение имеет содействие обмену опытом между странами. В частности, в таком вопросе, как совершенствование местного самоуправления в целях обеспечения развития через обмен идеями и наработками». 

Семинар прошел в формате панельных дискуссий, в ходе которых участники рассмотрели конституционные рамки местного самоуправления в Кыргызстане и Узбекистане, традиционные формы самоорганизации и самоуправления в местных сообществах, изучили опыт работы местных кенешей и кенгашей, опыт внедрения 30%-ной гендерной квоты и опыт местных сообществ, гражданского общества и местных органов управления в преодолении бедности и инклюзивном экономическом росте, обсудили вопросы межбюджетных отношений и уроки Кыргызстана и тренд в Узбекистане в вопросах субсидиарной ответственности, и ознакомились с результатами регионального исследования в гендерном контексте с учетом иерархии ценностей. 

«Нам хотелось понять, как соседняя крупная страна собирается реформировать систему управления, каким видит местное самоуправление в будущем. И то определение местного самоуправления, которое появилось в Конституции Узбекистана, стало очень важной вехой на этапе становления местного самоуправления региона в целом. Конституция Узбекистана определила местное самоуправление как право и действительную способность граждан самостоятельно и в рамках закона решать вопросы местного значения, исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций. Это определение соответствует истинной сути самоуправления, близко по форме к международно признанному трактованию самоуправления. Но бросается в глаза, радует и вдохновляет смелая и актуальная локализация этого определения: «исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций». Мой личный опыт развития местного самоуправления говорит о том, что такая локализация, самобытность должна стать тем звеном, которого до сих пор не хватало странам региона для подлинного успеха в развитии местного самоуправления. Если с самого начала создавать свою, локализованную модель самоуправления, близкую, понятную людям, органически врастающую в ткань политики, практики и быта, тогда самоуправление принесет обильные плоды в виде разделения ответственности власти с гражданами, более оптимального использования ресурсов, более быстрого сокращения бедности и роста благосостояния и даже сокращения государственных расходов. Мы в Кыргызстане очень давно говорим об этом, но в Узбекистане это получило конституционное закрепление», – сказала Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития, модератор семинара. 

С целью обсуждения извлеченных уроков и системных особенностей оптимальной модели местного управления с участием местных сообществ, характерных для Кыргызстана и Узбекистана, на второй день семинара участникам была предоставлена возможность работы в группах для выработки идей для будущих совместных проектов. В итоге группы разработали совместные инициативы для развития сотрудничества с учетом особенностей существующих систем управления двух стран. 

По итогам практической работы каждая группа презентовала свои наработки, которые после семинара были переосмыслены и оформлены организаторами в формат следующих мини-проектов или проектных идей: 

  • усиление подотчетности и представительной демократии: парламент и местные советы;
  • сравнительная оценка систем подотчетности в Узбекистане и Кыргызстане;
  • совместные исследования в вопросах эффективного управления устойчивым местным развитием, развитием регионов (традиции и современность: концепции, данные, планирование и прогнозирование);
  • летняя школа «Участие граждан в местном самоуправлении» для представителей органов МСУ и гражданского общества;
  • региональный молодежный Хакатон «Молодежь – сила сообщества»;
  • тренинг «Ресурсы для местного развития – эффективная мобилизация и распределение»;
  • создание платформы / туристической дестинации / форума «Города Ферганской долины»;
  • обучение механизмам устойчивости и финансовой грамотности для ННО Узбекистана.

«Мы предложили инициативу сотрудничества между парламентами двух стран. Связь парламента с местными советами в каждой стране означает, что система представительной демократии реализуется на всех уровнях управления. Как правило, опыт и возможности национального парламента обширнее, чем местных советов, а местные советы нуждаются в прямых контактах с национальными парламентами и парламентариями. В Узбекистане эта связь устойчива и институционально закреплена через Центр изучения деятельности представительных органов власти при Сенате Олий Мажлисе, который поддерживает и развивает институт представительной демократии на местах; обеспечивает связь между парламентариями национального уровня и местными депутатами, создавая условия для прямого взаимодействия парламента с местными сообществами и помогая формировать отклик парламента на потребности и проблемы сообществ, усиливая подотчетность; повышает потенциал местных депутатов. В Кыргызстане связи между парламентом и местными советами не такие устойчивые, и хотелось бы изучить и перенять полезный опыт», – сказал Бектурган ОРОЗБАЕВ, директор Союза МСУ КР. 

Кандидат экономических наук, национальный консультант Комитета по бюджету Сената Олий Мажлис, доцент Ташкентского государственного экономического университета Зарина СРОЖИДДИНОВА предложила глубже изучить опыт бюджетных систем двух стран и межбюджетных отношений: «Бюджетные системы Узбекистана и Кыргызстана развивались в последние 30 лет по различным траекториям, у каждой из систем есть свои слабые и сильные стороны, а специалисты говорят о необходимости обмена опытом для изучения лучшей практики соседей, позитивных и негативных полученных уроков. Предлагаю провести ряд тренингов для представителей министерств финансов двух стран. Например, Кыргызстан мог бы поделиться своим опытом по таким вопросам, как увеличение собираемости налогов и сборов; формирование и применение Гражданского бюджета, в том числе, в онлайн формате; механизмы финансирования местных инициатив и государственного социального заказа на национальном и муниципальном уровнях; стимулирующие гранты и общественные бюджетные слушания. Узбекистан готов рассказать об опыте формирования информационной базы по уязвимым слоям населения («железная» тетрадь, молодежь, женские советы); горизонтальных трансфертах, внебюджетных фондах развития регионов; муниципальных инвестициях, Open budget». 

Менеджер Программы «Партнерство «За развитие МСУ» Алия МЫРСАЛИЕВА отметила важность вовлечения представителей молодежи во все сферы сотрудничества: «Молодежь способна производить нестандартные цифровые решения для местного развития, организации услуг, инклюзивных возможностей для уязвимых групп. Однако у молодежи не хватает знаний о потребностях и возможностях местного самоуправления. Объединенные команды молодежных групп и органов МСУ могут создать инновационные и перспективные цифровые решения в ходе Хакатона (практического семинара по разработке совместных IT-инициатив). Организаторы (НКО, ННО) в партнерстве с государственными органами и партнерами по развитию могут провести ре-гиональный молодежный хакатон, о том, какие совместные инициативы молодежь и уязвимые группы населения хотели бы реализовать при поддержке местной власти, доноров и НКО, направленные на улучшение условий для самореализации инклюзивных групп (культурные и спортивные мероприятия, улучшение местной инфраструктуры для лиц с инвалидностью, создание социальных предпринимательских проектов, направленных на обеспечение рабочими местами уязвимых групп). Наши коллеги из Узбекистана подтвердили, что имеют и опыт проведения подобного хакатона, и место на территории Джизакской области».

Исполнительный директор Центра социально-экономической, правовой поддержки “Istiqlol avlodi” Тохир УМАРОВ выразил благодарность организаторам мероприятия, отметив его важность и вклад в установлении двусторонних связей в сфере обмена опытом, и уверенность в том, что оно будет способствовать партнерству и братству двух стран. 

Подводя итоги мероприятия, модератор Надежда ДОБРЕЦОВА отметила, что «родственные связи и общая история двух стран никуда не делись, но за 30 лет системы управления двух стран существенно изменились, и заинтересованным лицам есть, чему поучиться друг и друга: «Мы просто привыкли по инерции думать, что мы похожи, но эти два дня показали, что у каждой страны есть собственный опыт и выученные уроки, которые представляют ценность. И практические идеи, которые сегодня родились, вполне жизнеспособны и имеют хорошие шансы быть реализованными, потому что они основаны на взаимном интересе. Следующим шагом будет развитие этих идей, а результаты будут зависеть от нас самих, наших желаний и реальных возможностей». 

Мероприятие проведено при поддержке Программы «Эффективное управление для экономического развития», финансируемой Правительством Великобритании, через Институт политики развития и Академию местного управления Центральной Азии, которые входят в Партнерство «За развитие МСУ в Кыргызской Республике»1. Участие делегации из Республики Узбекистан стало возможным в рамках поддержки Проекта USAID «Содействие развитию органов государственной власти на местах», реализуемого на территории Республики Узбекистан.

Все презентационные материалы и тезисы семинара доступны на русском языке по QR-коду: 

_____________ 

1 Партнерство «За развитие МСУ в Кыргызской Республике» создано общественным объединением «Институт политики развития», объединением юридических лиц «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики» и учреждением «Академия местного управления Центральной Азии» с целью объединения усилий и совместного осуществления деятельности, направленной на развитие местного само-управления в Кыргызской Республике. Партнерство получило финансовую поддержку Правительства Швейцарии.

Похожие материалы: