Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Партнерство «За развитие МСУ В КР» объявляет конкурс «Местный бюджет для местного сообщества»

2024-08-26 / Новости Партнерства за развитие МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)

Партнерство "За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике" (далее – Партнерство) совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики (далее – МФ КР) объявляют конкурс "Местный бюджет для местного сообщества" (далее – Конкурс).

КОНКУРС «МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ ДЛЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА 2025

Цель и задачи конкурса

Основная цель конкурса – выявить и распространить лучшие практики органов МСУ в формировании местных бюджетов через вовлечение граждан в общественные обсуждения проектов местных бюджетов для обеспечения учета потребностей местных сообществ.

Целями конкурса являются:

  • содействие масштабному соблюдению конституционного принципа об участии граждан в бюджетном процессе (ч.6 ст.37 Конституции КР);
  • содействие органам местного самоуправления в укреплении навыков планирования, распределения и эффективного управления средствами местного бюджета с учетом реальных потребностей населения;
  • поощрение опыта и желания городов и айыл окмоту формировать свой проект бюджета как можно реалистичнее;
  • содействие повышению уровня прозрачности и подотчетности органов МСУ перед населением;
  • содействие увеличению числа граждан, реально участвующих в формировании местных бюджетов;
  • содействие формированию гендерно-чувствительного подхода органов МСУ при планировании развития и формировании местных бюджетов;
  • поощрение использования органами МСУ инновационных инструментов информирования населения с использованием IT технологий.

Участники конкурса

Участниками конкурса могут быть все исполнительные органы МСУ Кыргызской Республики, которые провели общественные слушания по проекту местного бюджета на 2025 год в течение мая – августа 2024 года.

Для участия в конкурсе органы МСУ должны подать заявку в установленном данным Положением порядке.

Критерии отбора

Заявки будут оцениваться на основании качества ее содержания и приложенных материалов.

Победители будут определяться в соответствии с критериями (см. рисунок). 

Качество проведения информационных кампаний ДО и ПОСЛЕ общественных слушаний (20%)

Внимание будет уделено количеству и типу использованных механизмов информирования граждан о предстоящих слушаниях. Важно, чтобы граждане могли получить информацию о проекте бюджета заблаговременно, смогли разобраться в этой финансовой информации и сформулировать свои вопросы и предложения во время слушаний.

Граждане должны получить информацию о результатах слушаний. Очевидно, что не все комментарии и предложения, сделанные на слушаниях, могут или должны быть внесены в бюджет. Однако население должно получить разъяснение, почему их комментарии не были учтены. Качество обратной связи будет оценено на основании того, сколько и как были даны объяснения гражданам о том, почему комментарии были или не были внесены.

Внимание будет уделено количеству и типу использованных механизмов. Более высокие баллы будут присвоены органам МСУ, использовавшим наибольшее количество механизмов.

Количество участников ОС и количество проведенных ОС в разных местах (20%)

Обычно муниципалитеты проводят общественные слушания в центре города или в центральных селах айылных аймаков. При этом часто жители отдаленных частей города или сел остаются неохваченными. Внимание организаторов слушаний должно быть уделено не только количеству участников общественных слушаний, а также обеспечению участия в бюджетном процессе представителей разных частей города или сел айылных аймаков соответственно, задачей органов МСУ также является обеспечение участия в процессе всех социальных слоев населения и гендерного баланса. Соответственно, соблюдение баланса при проведении слушаний будет давать преимущества при оценке заявок конкурсной комиссией.

Соблюдение гендерного баланса (создание равных возможностей участия в общественных слушаниях для мужчин и женщин) (15%)

Органы МСУ должны предпринять меры для обеспечения участия в общественных слушаниях представителей обоих полов (не менее 30% представителей одного пола). Органы МСУ, обеспечивая участие граждан при решении вопросов местного значения, через законодательно закрепленные гарантии и формы прямого участия местного сообщества в местном самоуправлении, должны соблюдать гендерный баланс состава участников. Привлечение местного населения, организация и проведение общественных слушаний с учетом гендерных аспектов, является одним из проявлений местного самоуправления, и от его результатов зависит социально-экономическое развитие местного сообщества. Органам МСУ при подготовке и проведении общественных слушаний необходимо соблюдать следующие принципы:

  • подготовка гендерно-сбалансированного списка приглашаемых лиц;
  • выбор места и времени проведения слушаний с учетом занятости бытовыми вопросами в определенное время;
  • выступление на мероприятии, как мужчин, так и женщин;
  • широкая информационная кампания и обеспечение доступа к информации как мужчинам, так и женщинам.

Органы МСУ должны принять меры для учета потребностей женщин в бюджете. При формировании местного бюджета органы МСУ должны уделять внимание гендерному балансу. При оценке конкурсных заявок основное внимание будет уделено мероприятиям, проведенным органами МСУ по выявлению приоритетов женщин, уязвимых слоев населения. Важно, чтобы органы МСУ рассмотрели по мере возможности финансовые ресурсы в проекте бюджета для решения их приоритетов, включая финансирование мер по предупреждению семейного насилия.

Доступность и качество бюджетной информации (15%)

Оценивается уровень детального раскрытия информации о планируемых доходах и расходах в разрезе по статьям, особо важным для сообщества объектам и услугам. Важна наглядность и доступность информации о бюджете для понимания лицами без специальной подготовки. Чем доступнее и понятнее будет изложена в презентации муниципалитета информация о бюджете, тем меньше будет вопросов "не по теме". Если увеличение (сокращение) какой-то статьи бюджета составляет более 10%, то в презентации должно даваться соответствующее объяснение.

Участникам конкурса также необходимо формировать Гражданский бюджет местного сообщества по проекту бюджета. Гражданский бюджет по проектам местного бюджета можно формировать с использованием WEB-приложения, которое находится на сайте http://gb.minfin.kg. Гражданский бюджет будет оцениваться, исходя из того, насколько полноценно и верно представлена информация о доходной и расходной частях бюджета. Размещение гражданского бюджета на официальном сайте органа МСУ является преимуществом. В Гражданском бюджете по проекту бюджета на 2025 год должна содержаться следующая основная информация:

  • общая информация о городе/айылном аймаке на текущий год;
  • количество населения города/айылного аймака на текущий год;
  • основные приоритеты программы социально-экономического развития на будущий год;
  • проекты доходов на будущий год (2025) и доходы, утвержденные на текущий год (2024) в виде инфографики;
  • проекты доходов бюджета на будущий год по основным источникам поступлений, таким как налоговые (местные и общегосударственные налоги), неналоговые поступления и трансферты в виде инфографики;
  • проекты расходов на будущий год (2025) по функциям и экономическим статьям в виде инфографики;
  • внебюджетные инвестиции на будущий год.

Отражение в проекте бюджета стратегических, программных и других документов (10%)

У каждого органа МСУ есть функции и полномочия, включая обязательства по реализации местных программ, направленных на развитие территорий с целью повышения качества предоставления услуг гражданам. Такими документами являются программы социально-экономического развития территорий или другие документы, описывающие планы работ органов МСУ по решению вопросов местного значения, вовлечению населения в местное самоуправление. Эти планы разрабатываются органами МСУ на основе потребностей местных сообществ. Уже во многих муниципалитетах КР для изучения потребностей органы МСУ проводят сессии совместного изучения нужд сообществ (СИНС), фокус-группы, сходы, анкетирование и т.п. для того, чтобы цели и задачи планов развития соответствовали реальным потребностям сообществ. Необходимо предоставить документы, подтверждающие изучение потребностей населения (протоколы и копии списков участников сходов, сессии СИНС, фокус-групп и др).

Степень влияния комментариев/предложений граждан на проект бюджета (20%)

Участники конкурса будут оцениваться по их возможности продемонстрировать изменения в проекте бюджета, которые были внесены на основе комментариев и предложений населения. Органы МСУ должны показать, как изменился проект бюджета в соответствии с комментариями и предложениями граждан, указав перераспределение, увеличение или уменьшение бюджетных средств. В случае, если бюджет был изменен согласно комментариям/предложениям населения, должна быть представлена копия пересмотренного бюджета с выделенными изменениями. Изменения необязательно должны выражаться в выделении дополнительных средств на что-либо. Это может быть детализация целевого использования (например, указание того, какую улицу освещать в этом году, а какую – в следующем); или перераспределение финансовых средств за счет ожидаемой экономии. Также необходимо представить копию протокола слушаний, чтобы показать, сколько и какие комментарии и предложения граждан в отношении  изменений проекта бюджета обсуждались и какие были приняты. При этом указать, сколько и какие предложения поступили от женщин, какие из них нашли отражение в бюджете.

Призы

Призовой фонд конкурса составляет 2 000 000 (два миллиона) сомов. Средства призового фонда предоставлены Партнерством, финансируемым Правительством Швейцарии.

Победителям Конкурса вручаются призы, которые распределяются в следующем порядке:

  • I место –  один приз на сумму не более 300 000 сомов;
  • II место –  один приз на сумму не более 250 000 сомов;
  • III место –  один приз на сумму не более 200 000 сомов;
  • Поощрительные призы на сумму не более 75 000 сомов каждый.

Партнерство оставляет за собой право не использовать весь призовой фонд конкурса.

Призовые средства могут быть использованы для приобретения товаров, предназначенных для решения вопросов местного значения, и услуг, связанных с повышением профессионального развития муниципальных служащих. Такими товарами и услугами могут быть: оборудование для улучшения информационного обмена с населением, вкл. усилители звука (колонки), микрофоны и сопутствующие товары, системы общественного оповещения; оборудование для поставщиков муниципальных услуг, включая муниципальные предприятия, в сфере водоснабжения, сбора мусора, уличного освещения, озеленения; оборудование и принадлежности для муниципальных учреждений (школы, детские сады, музыкальные и спортивные школы); оборудование и принадлежности для повышения участия уязвимых слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями по здоровью, в процессе принятия решений на местном уровне. По запросу победителей Конкурса Партнерства может рассматривать другие варианты использования призовых средств. Призовые средства не могут быть использованы для финансирования строительно-ремонтных работ, оплаты труда или поездок.

Партнерство проводит переговоры с победителями Конкурса по вопросу использования призовых средств. Закупка товаров и услуг проводится Коалицией в соответствии с процедурами закупок Партнерства. Товары передаются победителям Конкурса по акту приема-передачи.

Обязательное условие – предоставление отчета в течение одного (1) месяца после получения приза о проводимой работе с использованием полученных призов или о проведенных мероприятиях.

Конкурсная комиссия

Победители будут определены Конкурсной комиссией, которая состоит из представителей:

  • Министерства финансов КР – 1 человек;
  • уполномоченного государственного органа по делам МСУ – 1 человек;
  • Союза МСУ КР – 1 человек;
  • АМУЦА – 1 человек;
  • Института политики развития – 1 человек;
  • организаций гражданского общества и проектов развития, работающих в соответствующей сфере – 2 человека.

Комиссия рассмотрит представленные материалы и определит победителей в течение месяца после окончательного срока подачи заявок. Решение комиссии подлежит одобрению со стороны финансирующей организации.

Сроки подачи проектной заявки

Заявки по указанной ниже форме и соответствующие приложения
нужно представить в электронной форме
в офис Института политики развития
в период с 1 по 20 сентября 2024 года
специалисту ИПР Азамату МАМЫТОВУ, по адресу:

г. Бишкек, ул. Шевченко, д. 114, III этаж.
Тел. (0312) 97-65-30 (31, 32). Факс: 97-65-29 или по эл. почте AMamytov@dpi.kg

Скачать форму заявки для участия в конкурсе можно по ссылке:
https://dpi.kg/ru/about/tenders/full/339.html