Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять

2024-09-18 / Услуги МСУ
Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять

Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант по коммуникациям АМУЦА и ИПР

Летом 2024 года Академия местного управления Центральной Азии (АМУЦА) при поддержке проекта USAID "Успешный аймак 2", выполняемого Институтом политики развития, провела заседания платформы "равный– равному" (Р2Р)1 в Тонском районе Иссык-Кульской и Нарынском районе Нарынской, Ноокатском районе Ошской и Аксыйском районе Джалал-Абадской областей. В заседаниях платформы Р2Р принимали участие представители органов местного самоуправления в лице глав или заместителей глав айыл окмоту или мэрий, торага или депутатов местных кенешей, соответствующих специалистов и экспертов, руководителей и специалистов муниципальных предприятий, глав районных государственных администраций (РГА) или их заместителей.

Р2Р В ТОНСКОМ РАЙОНЕ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН С ГРАЖДАНАМИ ПОВЫШАЕТ ДОВЕРИЕ И УЛУЧШАЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МСУ

Участников приветствовал Болот МАМБЕТОВ, заместитель главы-акима Тонской райгосадминистрации: «С проектом USAID «Успешный аймак 2» мы сотрудничаем уже несколько лет. За это время мы не раз убеждались, что Проект ведет целенаправленную и систематическую работу в сфере организации местных услуг в правовом поле, планируя и реализуя все свои действия поэтапно. А платформа АМУЦА Р2Р не раз уже доказывала свою эффективность в «горизонтальном» обучении органов МСУ и депутатов местных кенешей. Академия также помогла нам в обучении и внедрении новой методики разработки программ социально-экономического развития (ПСЭР)2. Мы все понимаем, насколько важны инструменты информационного обмена и коммуникаций в целом в нашей работе. Ведь именно благодаря этим инструментам органы МСУ имеют возможность обучаться, получать информацию, новые знания и навыки для успешной реализации практик, направленных на организацию услуг по решению вопросов местного значения». 

Успешные практики, представленные участникам заседания:

  • проведение общественных бюджетных слушаний (ОБС) с использованием платформы гражданского бюджета (ГБ) Министерства финансов3 (www.gb.minfin.kg) и распространение бюджетной информации через страницу на Фейсбуке (презентатор – специалист Ж. Абдрахмановского айыл окмоту Толон АГАТАЕВА);
  • деятельность группы совместного мониторинга и оценки (группы СМиО)4 (презентатор – Гульжамал УРБАЕВА, ответственный секретарь Садыр Аке айыл окмоту Иссык-Кульского района).

Замглавы района Б. МАМБЕТОВ подчеркнул, что социальные сети играют большую роль в обнародовании и распространении информации о деятельности органов МСУ: «Если раньше для того, чтобы донести какую-либо информацию от айыл окмоту или решениях местного кенеша до местного населения, было необходимо развешивать объявления на информационных досках, в местах массового скопления людей, публиковать в местных СМИ, то сейчас это легче и быстрее сделать через социальные сети и мессенджеры. Для представителей органов МСУ и групп СМиО не составляет большого труда создать общедоступные группы, размещать важную для граждан информацию. Но нужно модерировать группы, чтобы избегать распространения недостоверной или вредной агитации».

Депутат Б. Мамбетовского айылного кенеша Рана БЕЛЕКОВА выразила поддержку группам СМиО, отметив их важность в организации и проведении государственных закупок и реализации общественных проектов: «Многие жители, к сожалению, не понимают роль мониторинговых групп. Им не понятно, почему группа людей, даже не получая зарплату, так рьяно защищают «чужие», по их мнению, деньги, когда члены группы СМиО выходят на объект, проверяют, составляют акты и передают всю эту информацию айыл окмоту. Но на моей практике было множество случаев, когда благодаря такой своевременной реакции со стороны групп СМиО, было устранено много недочетов со стороны недобросовестных поставщиков. Ведь в результате могут пострадать наши же дети, например, если поставщик не соблюдал требования по обеспечению технической безопасности при строительстве детсада или школьного учреждения, дорог или тротуара; поставке угля или оборудования. Необходимо проводить разъяснительные работы, чтобы донести цель, роль и задачи группы СМиО».

Р2Р В НАРЫНСКОМ РАЙОНЕ: ГОРДОСТЬ ЗА ДЕТЕЙ-УЧАСТНИКОВ КРУЖКА КОМУЗА И СТАНОВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Выступая с приветствием, глава Нарынской райгосадминистрации – аким Нуридин МАДИМАРОВ отметил вклад проекта USAID «Успешный аймак 2» в развитие Нарынского района и призвал участников воспользоваться сегодняшним мероприятием, чтобы получить максимум информации и новых знаний: «Мы рады, что платформа Р2Р дает нам возможность узнать о практике наших партнеров из других районов и областей, направленной на улучшение жизни местных сообществ. Благодаря сотрудничеству с проектом USAID «Успешный аймак 2» мы получили ценные советы в части организации местных услуг с соблюдением всех требований законодательства. И сегодня у нас есть возможность ознакомиться с успешными практиками коллег из Баетовского айылного аймака Ак-Талинского района и уточнить все непонятные моменты, задав свои вопросы».

Участникам заседания платформы в этот раз были презентованы успешные практики Баетовского айылного аймака на тему организаций местных услуг. В частности, руководитель кружка «Комуз» Гульзат ШАКИРОВА поделилась с участниками опытом организации услуги обучения игре на комузе.

«Моя профессия – искусствовед, имею диплом по специальности «Социально-культурная деятельность» и «Менеджмент оркестрового коллектива, педагог» в КГУиИББ. Сама работаю в Детском образовательном центре (ДОЦ), но  сентябре 2023 года я приняла участие в конкурсе и была отобрана в качестве учителя кружка «Комуз», который был открыт в кабинете №3 СШ им. К. Молдобасанова. Данная услуга была организована в рамках сотрудничества Баетовского айыл окмоту и проекта USAID «Успешный аймак 2» с целью обучения молодежи и жителей Баетовского муниципалитета игре на музыкальном инструменте комуз. Сегодня мы уже можем гордиться успехами наших учеников. Например, ученицы кружка приняли участие в конкурсе «Горжусь тем, что я из Кыргызстана», по результатам которого Тахира АСАНБЕКОВА была награждена дипломом 2 степени по вокалу, Нур НАРЫНБЕКОВА и Айлин ЧОРОБЕКОВА награждены благодарственными письмами. Особая благодарность родителям детей, которые сами закупают музыкальные инструменты и оплачивают расходы на участие в конкурсах и мероприятиях», – сказала Г. ШАКИРОВА, презентуя свою практику.

Согласно информации от координатора проекта по Ак-Талинскому району Табылды БАЙБАГЫШОВА, Проект помог муниципалитету организовать и провести конкурс на отбор учителя кружка с участием конкурсной комиссии; произвести калькуляцию тарифа за услугу; заключить договоры между поставщиком услуги и потребителем, между поставщиком услуг и родителями; разработать график работы кружка и предпринять другие действия, направленные на обеспечение устойчивости кружка. 

«В настоящее время игре на комузе учатся 20 детей, оплата составляет 500 сомов в месяц. Открытие данного кружка позволило многим талантливым детям реализовать себя, лучше научиться играть на комузе, принять участие и победить в различных конкурсах, получить бесценный опыт общения со сверстниками на местном, районном, областном и республиканском уровнях. Начав обучать детей игре на комузе, я и сама научилась многому, в том числе улучшила свои навыки планирования и реализации мероприятий, научилась коммуницировать с родителями детей, делиться своими навыками и знаниями, выявлять проблемы и искать пути их решения с учетом имеющихся ресурсов. Прохождение через этот процесс был для меня хорошей школой, и я нисколько не жалею, что каждый раз я еду из Баетово в Терек, чтобы провести свои занятия. Это того стоит», – сказала учитель кружка «Комуз» Г. ШАКИРОВА, отвечая на вопрос одного из участников обменного тура о том, какую пользу для себя лично она получила от Проекта. 

Практику муниципального предприятия «Таза аймак» в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) и питьевого водоснабжения презентовала специалист данного учреждения Уулкан ЖЭЭНБЕКОВА.

По результатам административно-территориальной реформы в 2023 году к Баетовскому айылному аймаку присоединились Терекский и Угутский муниципалитеты; численность населения составила 13 598 человек (1493 домохозяйства). В апреле 2023 года было создано муниципальное предприятие «Таза аймак», основные функции которого включают:

  • снабжение населения питьевой водой;
  • вывоз твердых бытовых отходов;
  • управление пастбищами;
  • обеспечение ирригационной водой на договорных условиях.

Утвержденный бюджет муниципального предприятия на 2024 год составил 6 млн 426 тысяч сомов.

При участии Проекта USAID «Успешный аймак 2» была создана рабочая группа, члены которой обучились методологии организации услуг на местном уровне; проведен анализ ПСЭР, выявлены приоритетные вопросы местного значения и определены причинно-следственные связи; разработан план действий; состоялось обучение методике произведения калькуляции тарифов за услуги обеспечения питьевой и поливной воды, сбора и вывоза ТБО и управления пастбищами.

«Летом, в жаркую погоду, и осенью, в период тоев и праздников, мусор вывозится 1 раз в неделю. В остальное время года – 1 раз в 2 недели. Территория полигона огорожена, все документы оформлены. Начали работу по организации единого гаража, чтобы собрать всю спецтехнику в одном месте и обеспечить надлежащее обслуживание. На каждую единицу спецтехники будет установлен GPS-навигатор для отслеживания ее местонахождения, времени начала и завершения работы в течение дня. Также мы запланировали приобретение грузового автомобиля для оперативного реагирования на жалобы и происшествия. Радует и то, что частные предприниматели начали принимать пластиковые бутылки, которые после сортировки и складирования отправляются для дальнейшей переработки. Мы надеемся, что сами в скором будущем сможем открыть центр переработки», – завершила свою презентацию Уулкан ЖЭЭНБЕКОВА.

Вопросы участников преимущественно касались калькуляции тарифов оплаты за услуги, в том числе услуг поставки питьевой воды и сбора твердых бытовых отходов: наличия счетчиков за питьевую воду; выбора между квартальной и месячной тарификацией услуги по вывозу твердых бытовых отходов; наличия одобрения антимонопольного комитета тарифа за услугу поставки питьевой воды; состава затрат, включенных в тариф за воду и т.д. 

Руководитель муниципального предприятия Доболинского айылного аймака выразил свое мнение относительно справедливого расчета тарифа за питьевую воду: «После проведения административно-территориальной реформы наш аймак был выбран Антимонопольным комитетом в качестве пилотного муниципалитета. В течение месяца мы прошли обучение, в ходе которого нас учили, как производить калькуляцию тарифов за питьевую воду, вывоз ТБО и др. По мнению комитета, необходимо выработать единый тариф для всех муниципалитетов в области. Слушая презентации коллег из Баетовского муниципалитета, я думаю, что было бы справедливо рассчитывать тариф на душу населения или поголовье животных. Ведь если еще не установлены водомеры, то ставить тариф за кубометр не совсем логично, правильнее – считать на душу населения, по числу жителей домохозяйства. Ведь есть случаи, когда в одном доме проживают 2 пенсионера, которые оплачивают 150 сомов, и рядом же в другом домохозяйстве проживает 10 человек, которые так же платят 150 сомов. Думаю, в данном случае было бы справедливо платить из расчета на 1 человека. Касательно вывоза ТБО – те же самые пенсионеры могут выносить 1 пакет мусора, а их соседи из 10 человек, естественно, будут выносить мусор в разы больше, но при этом оплачивать ту же сумму. Поэтому в данном случае, думаю, было бы правильно ставить тариф за м3, а не за домохозяйство. Вопросы также возникают в отношении тарифа за вывоз ТБО и заключения договоров с социальными учреждениями, рекреационными зонами и иными организациями, которые мы должны обсудить с местным населением». 

Ответственный секретарь местного кенеша муниципалитета Чет-Нура поделился своми опасениями относительно увеличения расходов, которые лягут на местный бюджет, когда при создании муниципального предприятия будут необходимы средства для обеспечения его устойчивости в первое время.

Руководитель еще одного муниципального предприятия рассказал о своем опыте сотрудничества с международным партнером по развитию, в пилотный проект по замене водопроводных труб которого они были включены, его результатами и последствиями.

Продолжение читайте в октябрьском номере журнала «Муниципалитет».

 

_______________ 

1 Принцип «равный – равному» или «практик – практику» (P2P) означает расширенное взаимное обучение и обмен инструментами и передовым опытом между равными участниками (равными по профессии, по должности или в ином качестве). В качестве источника информации для сотрудников органов МСУ выступают их коллеги – такие же сотрудники органов МСУ. Подробнее о принципе «равный – равному»: http://municipalitet.kg/ru/article/full/2893.html 

2 Обучающие курсы были проведены в рамках образовательной программы повышения квалификации «Эффективное муниципальное управление» Академии местного управления Центральной Азии (АМУЦА) при поддержке Правительства Великобритании и Всемирного банка в рамках реализации программы «Эффективное управление для экономического развития» (EGED), программы Партнерства «За развитие МСУ», поддерживаемой Правительством Швейцарии, и Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», реализуемого консорциумом организаций, представленным филиалом Ассоциации ХЕЛВЕТАС Свисс Интеркооперейшн в Кыргызской Республике и Институтом политики развития при поддержке Правительства Швейцарии. Подробнее: https://myktyaimak.gov.kg/single-news?lang=ru&id=564 

3 См. публикацию в журнале «Муниципалитет»: http://municipalitet. kg/ru/article/full/3422.html

4 Там же.

Похожие материалы: