Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Р2Р: Я делюсь с тобой, что сделал сам. Платформа взаимообучения органов МСУ по принципу «Равный-равному»

2022-07-01 / Услуги МСУ
Р2Р: Я делюсь с тобой, что сделал сам. Платформа взаимообучения органов МСУ по принципу «Равный-равному»

Принцип «равный-равному» или «практик - практику» (P2P) означает расширенное взаимное обучение и обмен инструментами и передовым опытом.

Авторы: Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, администратор Портала лучшей практики МСУ (www.myktyaimak.gov.kg); Айнура ЧАНДЫБАЕВА, менеджер проектов АМУЦА

С чего начиналась Платформа «Равный - равному»?

В начале 2020 года Союз местных самоуправлений КР инициировал создание Платформы взаимообучения органов местного самоуправления Кыргызской Республики, с помощью которой главы и председатели кенешей по принципу «равный-равному» обучают друг друга эффективному предоставлению услуг на местном уровне. Данный подход отличается тем, что в качестве тренеров для сотрудников органов МСУ выступают их коллеги – такие же сотрудники органов МСУ.  В 2020 году было проведено 12 заседаний в четырех областях страны: Ошской, Джалал-Абадской, Нарынской и Иссык-Кульской. При поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» в целевых районах, Платформа позволила внедрить и апробировать единый подход к обмену продуктами, знаниями и навыками на районном уровне при совместном участии целевых и нецелевых органов МСУ. Учитывая успешный опыт работы Платформы взаимообучения среди сельских муниципалитетов, в апреле 2021 года Союз при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» провел заседание для городских муниципалитетов в столице республики1.

Начав свою деятельность в конце 2021 года, Проект USAID «Успешный аймак 2» продолжил внедрение принципа «равный-равному» среди органов МСУ, но уже через Академию местного управления Центральной Азии на основе подписанного Меморандума о сотрудничестве.

В апреле 2022 года Академия местного управления Центральной Азии (АМУЦА)2 подписала Меморандумы с местными государственными администрациями Ат-Башынского, Иссык-Кульского, Кара-Суйского и Базар-Коргонского районов (целевые районы в четырех областях) для возобновления работы учебной платформы по принципу «равный-равному». В рамках Меморандума запланировано сотрудничество, направленное на содействие развитию органов местного самоуправления в рамках реализации проекта «Организация платформы взаимообучения по принципу «Р2Р» органов местного самоуправления Кыргызской Республики». Дополнительно АМУЦА будет оказывать техническую и экспертную поддержку Платформе, распространять информационные материалы, методологии, продукты и практики успешного решения вопросов местного значения и организацию услуг, в том числе с помощью Портала лучшей практики МСУ (www.myktyaimak.gov.kg). 

В мае 2022 года АМУЦА провела четыре заседания Платформы по принципу «равный-равному» в тесном сотрудничестве с целевыми районными государственными администрациями в рамках Меморандума. Программа заседаний в формате «равный-равному» была посвящена вопросам организации услуг на местном уровне, управлению местным бюджетом, включая повышение доходной части, а также другим востребованным со стороны МСУ темам. 

В мероприятиях по обмену опытом приняли участие представители органов местного самоуправления из 50 муниципалитетов четырех целевых областей Проекта, что способствовало развитию устойчивых горизонтальных связей между органами МСУ, получившими ранее поддержку Проекта USAID «Успешный аймак» и органами МСУ, ставшими целевыми муниципалитетами Проекта USAID «Успешный аймак 2»3

В ходе заседаний участникам были презентованы лучшие практики по организации услуг в четырех сферах: 

1. Питьевое водоснабжение:

  • обеспечение питьевой водой населения в Оргочорском айылном аймаке;
  • обеспечение питьевой водой населения в Кенешском айылном аймаке;
  • обеспечение питьевой водой в Бешик-Жонском АА.

2. Управление твердыми бытовыми отходами:

  • организация услуги сбора и вывоза ТБО через аутсорсинг в Кош-Добинском АА;
  • организация услуги сбора и вывоза ТБО и обеспечение питьевой водой населения через создание муниципального предприятия в Кум-Добинском АА;
  • организация услуги сбора и вывоза ТБО через аутсорсинг в Моголском АА;
  • организация услуги сбора и вывоза ТБО через создание муниципального предприятия в Ырысском АА.

3. Спорт:

  • организация деятельности спортивного комплекса в Джети-Огузском АА; 
  • организация деятельности спортивного комплекса в Кок-Жарском АА;
  • организация деятельности спортивного комплекса в Исановском АА.

4. Доходы местного бюджета:

  • повышение доходной части местного бюджета в Ак-Булунском АА;
  • повышение доходной части местного бюджета в Кара-Ташском АА.

Организация деятельности спортивного комплекса

«Часто причиной возникновения той или иной проблемы становятся такие элементарные вещи, как нехватка или отсутствие средств в местном бюджете, незнание того, куда и к кому обратиться, как организовать эту услугу, чтобы удовлетворить запросы населения и т. д. Например, в Кок-Жарском айылном аймаке Нарынской области органы МСУ не знали, как организовать услугу по занятиям физической культурой и спортом для молодежи даже при наличии спортзала. Как решили эту проблему? При айыл окмоту была создана рабочая группа, члены которой изучили методологию организации данной услуги и методику калькуляции ее стоимости; далее был проведен анализ Программы социально-экономического развития (ПСЭР), и определены приоритетные вопросы местного значения. Выявленная стоимость услуги (тариф) была вынесена на обсуждение с местным населением и после согласования утверждена приказом айыл окмоту. Например, тариф на услуги был следующим: секция борьбы – 100 сомов в месяц, тренажерный зал – 350 сомов в месяц, услуги роллердрома – 100 сомов в час. Кроме того, была предусмотрена возможность передачи услуги на аутсорсинг через заключение соответствующего  договора между частным предпринимателем и айыл окмоту. Также создана группа совместного  мониторинга и оценки для отслеживания использования оборудования и соблюдения ценовой политики», – сказал Бакыт АЙТКУЛОВ, координатор компонента Проекта «Успешный аймак 2».

Таблица 1. Калькуляция (расчет) тарифа на услугу

Стоимость услуги была рассчитана с учетом следующих расходов:

  • амортизация инвентаря;
  • рентабельность;
  • ежегодный ремонт;
  • зарплата двух тренеров;
  • коммунальные расходы (электричество, вода и т.д.);
  • снабжение спортзала спортивным инвентарем.

Жители согласились, что стоимость услуги разумная и справедливая, многие готовы платить за возможность занятий спортом своей семьи. В результате решения данного вопроса, улучшается здоровье подрастающего поколения, получили возможность заниматься физкультурой взрослые жители муниципалитета, а органы МСУ удовлетворили запрос местного населения.

Участники обсуждения из других муниципалитетов задали вопросы в отношении устойчивости услуги, источников финансирования и других аспектов организации услуги. В частности, сотрудников органов МСУ интересовали вопросы: насколько долго и точно соблюдаются условия организации услуги спорта в спортивном комплексе; сколько стоило приобретение инвентаря на начальном этапе; подписан ли договор между айыл окмоту и поставщиком услуги; кто является собственником здания спортивного комплекса?

Ответы на данные вопросы зависят от конкретной ситуации, но некоторые типичные ситуации будут повторяться в каждом муниципалитете. Так, за соблюдением правил по организации услуги может следить группа мониторинга и оценки, если у айыл окмоту недостаточно времени на этот процесс; стоимость инвентаря полностью зависит от того, какой объем занятий и какого рода секции будут организованы, цена может варьироваться от самой минимальной, если приобретаются элементарные предметы – мячи, гантели, а может составить и сотни тысяч сомов, в случае приобретения сложных спортивных тренажеров. Что касается взаимоотношений между поставщиком услуги и местным самоуправлением, ответственным за ее организацию, то договор для оформления этих взаимоотношений подписывать нужно обязательно, а вот здание передавать в собственность (ставить «на баланс») не стоит, лучше в договоре детально описать условия эксплуатации здания на правах аренды или передачи в пользование. В случае долгосрочной аренды, следует обязательно зарегистрировать договор в местном органе регистрации прав на недвижимое имущество.

Но досуг молодежи и возможности для занятий спортом – не единственный вопрос, актуальный для местного населения. Благодаря знаниям и новым навыкам, в некоторых муниципалитетах была разработана стратегия организации местных (муниципальных) услуг, в результате местное население было обеспечено чистой питьевой водой, были решены вопросы поливной воды и сбора и вывоза ТБО. 

Управление твердыми бытовыми отходами (ТБО) и питьевое водоснабжение

Органы МСУ Кум-Добинского айылного аймака Кочкорского района Нарынской области поделились своим опытом о том, как сумели ре-шить три вопроса в рамках одной реализованной стратегии – Стратегии организации услуг (СОУ). 

Что такое СОУ? Стратегия организации услуг включает в себя все аспекты муниципального управления и дает возможность органам МСУ разработать план действий по организации муниципальных услуг для удовлетворения запросов местного населения.

Как была реализована Стратегия?

  • Создана Рабочая группа для реализации Стратегии;
  • члены РГ определили пять приоритетных видов услуг: 
    • организация услуг через создание муниципального предприятия (куда включены услуги обеспечения водой (питьевой и поливной), вывоз ТБО);
    • физическая культура и спортивные кружки;
    • ветеринарные услуги;
    • ремонт внутренних дорог;
    • организация культурных кружков/секций;
  • разработан план действий по организации услуг;
  • выработаны стандарты оказываемых услуг;
  • произведена калькуляция стоимости услуг, размер которой был позже согласован с местным населением;
  • местный кенеш своим постановлением утвердил тариф;
  • разработана система мониторинга и оценки для отслеживания процесса реализации Стратегии;
  • члены РГ прошли обучение по методологии организации услуг, калькуляции стоимости услуг, составлению договоров с поставщиками услуг, выработке стандартов и т.д.;
  • Стратегия организации местных услуг обсуждена и согласована с местным населением, утверждена местным кенешем и передана на реализацию под ответственность айыл окмоту;
  • стандарты по оказанию услуг и тарифы согласованы с местным населением и утверждены местным кенешем;
  • муниципальное предприятие начало свою работу с заключения договоров с получателями услуг (местным населением) на поставку услуг.

В результате муниципальное предприятие заключило индивидуальные договоры с каждым абонентом, согласно которым услуги оплачиваются по следующим тарифам:

  • снабжение питьевой водой: в с. Кум-Добо тариф составил 29 сомов, в с. Ажар – 32 сома, в с. Шамшы – 25 сомов;
  • вывоз ТБО: тариф на вывоз мусора, согласно графику, составил 8 сомов на домохозяйство вместе с субсидией;
  • поливная вода: тариф за воду был установлен в размере 675 сомов в год за 1 га вместе с субсидией.

По словам представителей органов МСУ, такой подход привел к тому, что уровень доверия со стороны населения вырос, количество претензий к работе айыл окмоту уменьшилось, а местное население стало более открыто и активнее сотрудничать с местным самоуправлением. 

Представителей других муниципалитетов,  принимавших участие в обсуждении, интересовали детали организации услуги в рамках СОУ. Например, может ли муниципальное предприятие, созданное для уборки ТБО, заниматься другими вопросами, например, водой и дорогами? Ответ зависит от того, предоставление каких услуг орган МСУ хочет поручить муниципальному предприятию, и как учредитель укажет их в уставе предприятия. В некоторых сообществах остро стоит вопрос о сортировке мусора, о раздельном вывозе и раздельном тарифе на вывоз бытового и строительного мусора. По-прежнему нерешенной остается во многих муниципалитетах проблема захоронения отходов, поскольку официально оформленные свалки есть далеко не у всех муниципалитетов, а современных полигонов нет вообще. 

Горячо обсуждался вопрос об увеличении тарифа на питьевую воду, о готовности граждан платить за услугу. Практика показывает, что население с понимаем относится к увеличению тарифа в случае, если услуга предоставляется в надлежащем объеме и качестве. Споры также вызвал вопрос о разделении расходов с населением: кто должен платить за приборы учета воды, справедливо ли собирать большие объемы софинансирования ремонта сетей водоснабжения с граждан и др. В целом привлечение населения к финансированию организации услуги водоснабжения остается распространенной практикой, но справедливое распределение ответственности надо устанавливать по границе сети общего пользования. Там, где заканчивается сеть общего пользования и начинается индивидуальная разводка труб, там и возникает ответственность пользователя услуги. Иными словами, все, что на улице, – зона ответственности муниципалитета, а все, что находится за границей частного земельного участка, – ответственность жителя. Что касается приборов учета, то плата за их установку может быть разделена между поставщиком услуги и потребителем, так как оба в равной степени заинтересованы, чтобы оплата за услугу соответствовала фактически поставленному объему.

Увеличение доходов местного бюджета

Третьим по уровню важности стал вопрос увеличения уровня дохода местного бюджета. И здесь крайне важно понимать, что муниципалитеты, получающие выравнивающий грант от государства1, также могут и должны находить резервы для увеличения доходной части местного бюджета. А именно:

  • увеличение ставки земельного налога;
  • управление налогами;
  • эффективное управление муниципальной собственностью;
  • увеличение сбора за пользование пастбищами.

Понятно, что увеличение любых сборов не приветствуется населением, но, чтобы получить поддержку людей, необходимо весь процесс организовать с непосредственным и активным участием представителей местных сообществ. Для этого органы МСУ Ак-Булунского айылного аймака Иссык-Кульской области внедрили общеизвестный подход в решении данного вопроса при содействии Проекта USAID «Успешный аймак» (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Вовлечение граждан в процесс принятия решений

В ходе внедрения данного подхода, в 2019 году органы МСУ Ак-Булунского айылного аймака подняли ставку земельного налога и сумели дополнить местный бюджет на 99 620 сомов (см. таблицу 2). 

На поступившие дополнительные средства были решены вопросы, занимающие первые места в рейтинге приоритетных проблем на тот момент: гравирование внутренних дорог в селах Ак-Булак и Токтогул; ремонт моста в селе Ак-Булун. 

___________

1 http://municipalitet.kg/ru/article/full/2582.html

2 АМУЦА – учреждение, созданное в целях развития и совершенствования местного самоуправления Кыргызской Республики и других стран Центральной Азии, и усиления потенциала муниципальных служащих и депутатов местных кенешей. АМУЦА является оператором Портала лучшей практики МСУ (www.myktyaimak.gov.kg), где собрана крупнейшая в Кыргызской Республике коллекция примеров практики местного развития и управления. Подробнее: https://myktyaimak.gov.kg/about?lang=ru  

3 Презентационные материалы заседаний доступны по ссылке: https://myktyaimak.gov.kg/storage/events/May2022/iTrYDbigGvWUZmRQKEJV.pdf

4 В Кыргызстане выравнивающий грант от государства получают 377 айыл окмоту из 452 (данные на октябрь 2021 г.). Источник: https://kabar.kg/news/v-kyrgyzstane-na-dotatcii-nakhodiatsia-377-aiyl-okmotu-iz-452-glava-kabmina/

Похожие материалы: