Муниципалитет Научно-популярный журнал

12 (158) 31 Декабря 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Сила махаллинской «семерки». Руководители Партнерства делятся опытом развития МСУ с коллегами из Узбекистана

2024-12-16 / Новости Партнерства за развитие МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Сила махаллинской «семерки». Руководители Партнерства делятся опытом развития МСУ с коллегами из Узбекистана

Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант по коммуникациям Института политики развития и Академии местного управления Центральной Азии

Первая международная конференция "Роль махалли в повышении уровня жизни местного населения" состоялась в г. Самарканде Республики Узбекистан 2–5  октября 2024 года в комплексе "Шелковый путь". Мероприятие было организовано Ассоциацией махаллей Узбекистана и собрало делегатов из более чем 70 стран в лице послов зарубежных стран, экспертов из разных отраслей, представителей структур ООН (UNICEF, UNDP, UNODC, UNFPA), USAID, ученых и махаллинских активистов Узбекистана.

«Несмотря на то, что Ассоциация махаллей Узбекистана была создана только в начале 2024 года, уже проведены объемные работы по совершенствованию системы самоуправления и изучению международного опыта в данном направлении; были установлены связи со странами, где существует схожая система управления. Проведение данной конференции в Самарканде стало логичным продолжением наших постоянных усилий», – сказали организаторы в своем сообщении.

Одной из ключевых задач данного мероприятия было активное распространение опыта Узбекистана в становлении и развитии института махалли, а также в укреплении гражданского общества на международной арене с акцентом на дальнейшее изучение лучших практик зарубежных стран и расширение горизонтов сотрудничества.

Большое внимание участников конференции было обращено на систему «Махаллинская семерка», продвигаемую Президентом Республики Узбекистан. «Махаллинская семерка» – это семь специалистов, которые составляют орган управления махаллей. Махалля – древняя устойчивая форма самоорганизации граждан – истинное, природное самоуправление, живущее веками и потому имеющее бесспорную доказанную эффективность и приемлемость для народа Узбекистана. Учитывая древность института, можно говорить о «философии махалли», которая формируется из нескольких базисных компонентов. Первый – взаимная поддержка живущих рядом людей и семей, коллективное принятие решений. Второй – механизм преодоления бедности и сокращения неравенства. Третий – защита семьи и каждого ее члена, включая поддержку женщин и уязвимых. И четвертое – целая система воспитания будущих поколений, которая включает как «прививку» законопослушного поведения, создающего общественную безопасность, так и передачу ценностных ориентиров, так и традиций и опыта поколений, создающих сплоченную и сильную нацию. И по данным Председателя Ассоциации махаллей Узбекистана Кахрамона КУРАНБАЕВА, современная махалля в Узбекистане демонстрирует неизменно растущую эффективность в применении этой философии. Так, в 51% махаллей за прошедший год не совершено ни одного преступления и правонарушения, в 31% махаллей не зарегистрировано ни одного развода, а из 420 тысяч вернувшихся трудовых мигрантов при помощи махалли трудоустроены больше половины.

После пленарного заседания работа конференции была продолжена в трех секциях. В первой секции, посвященной опыту органов самоуправления стран Центральной Азии, выступил директор Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики Бектурган ОРОЗБАЕВ, который поделился историей становления как органов МСУ, так и их ассоциации – Союза МСУ. Вторая секция обсуждала роль органов самоуправления в государственном управлении, третья – обеспечение интересов женщин, молодежи и детей в органах самоуправления. Делегатами от АМУЦА стали директор Асель КУРМАНАЛИЕВА и менеджер проектов Салия АКУЛОВА, которая выступила с Докладом «Гендерная квота в местных кенешах (кенгашах) как эффективный механизм расширения политических прав женщин: поддержка женщин-политиков на местном уровне до, во время и после выборов в местные советы».

В четвертой секции, посвященной внедрению современных технологий в органах самоуправления, развитию научно-исследовательской деятельности и совершенствованию системы обучения с докладом «Инфраструктура поддержки реформ и эффективное управление знаниями и данными по местному развитию: партнерство государства и гражданского общества в сфере повышения квалификации, исследований и экспертизы» выступила председатель правления ИПР Надежда ДОБРЕЦОВА. Руководитель Института политики развития – организации, которая инициировала создание Партнерства «За развитие местного самоуправления», представила ИПР и Партнерство как институциональную среду, позволяющую предоставлять государству и обществу помощь в местном развитии и управлении.

С середины 90-х годов XX века техническую помощь в реформах по развитию МСУ Кыргызская Республика получала от международных партнеров, проектов развития. Но постепенно в стране формировалась национальная экспертная база, например, в лице ИПР, который выполнял и выполняет множество проектов в сфере местного развития и развития МСУ, финансируемых различными партнерами по развития, но всегда в рамках государственной политики страны и при активном взаимодействии с государством. 

Устойчивую систему комплексного управления знаниями ИПР начал создавать, начиная с 2013 года, когда государству были предложены решения, которые нашли свое воплощение в новом законодательстве по государственной и муниципальной службе, создающем отныне правовые рамки повышения квалификации муниципальных служащих по общему и ведомственному направлению (2013-2016 гг.). Параллельно  ИПР создавал платформы для горизонтального обмена опытом и знаниями на местном уровне, между муниципалитетами, сооб-ществами, локальными НКО и консультантами. Горизонтальный обмен укреплялся в форме накопления и распространения примеров лучшей практики МСУ и местного развития через Журнал «Муниципалитет» (www.municipalitet.kg) и в последующем также оформился в виде Интернет-платформы – Портала лучшей практики МСУ (www.myktyaimak.gov.kg). В сфере повышения квалификации по ведомственному направлению (узкие профессиональные вопросы органов МСУ) ИПР предложил государственному органу особую форму государственно-частного партнерства – простое товарищество, которое стало правовой основой для создания АМУЦА. 

Большие усилия ИПР направлял и направляет на накопление, консолидацию, обобщение и анализ данных, исторического опыта и институциональной памяти. ИПР способствует внедрению data-driven методов в управление. Прогноз Ф. Фукуямы о неоспоримой победе экономического и политического либерализма не сбылся1, и государство в мировом масштабе наращивает влияние на экономическое, политическое и социальное развитие наций. Особое ускорение процессу смены парадигмы придают новые вызовы: стремительная цифровизация, изменение климата, пандемия и геополитическая нестабильность. Осознавая смену парадигм, ИПР в 2016-2019 годах сначала проанализировал систему планирования и затем в 2019-2024 годах помогает в строительстве новой системы комплексного планирования и прог-нозирования, помещенной в цифровую среду. ИПР также предоставил государству важные данные для принятия более качественных решений в виде аналитических докладов. Национальный доклад о человеческом развитии, посвященный местному самоуправлению2, дал старт публичной дискуссии о многих важных проблемах в развитии МСУ, ввел этапы развития местного самоуправления, сформулировал стратегические направления развития в дальнейшем. Доклады о воздействии законодательства на развитие МСУ и местных сообществ, которые ИПР готовил и представлял Жогорку Кенешу (парламенту) КР совместно с Союзом местных самоуправлений КР3, внесли вклад в совершенствование законодательства, придали импульс созданию легитимного диалога между властью и МСУ. 

В контексте укрепления регионального сотрудничества между странами Центральной Азии пришло время говорить о создании и развитии центральноазиатских региональных платформ и партнерств по местному развитию и развитию местного самоуправления, для которых ценность представляет богатейший опыт Кыргызстана в сфере развития МСУ. Диалектика развития подталкивает к формированию собственной, региональной модели МСУ, впитавшей лучший опыт человечества, но сопряженной с региональным контекстом, природными условиями, традициями и культурой, что ярко обозначено в новой редакции Конституции Республики Узбекистан. Формирование центральноазиатской модели и регионального партнерства требуют многосторонних усилий, но принесут большие выгоды странам Центральной Азии в сферах местного экономического развития, включая приграничное; туризма; управления последствиями изменения климата; противостояния вызовам водного и энергетического кризисов; расширения прав и возможностей женщин и молодежи, где региональный контекст приобретает особое значение, учитывая региональную потребность роста численности населения4. Для ускорения построения региональной платформы нужны акторы и план действий. В Кыргызской Республике уже создана устойчивая инфраструктура поддержки реформ, в Республике Узбекистан Ассоциация махаллей демонстрирует весь необходимый потенциал для развития такой платформы. Международная конференция, организованная Ассоциацией махаллей, дает старт региональному процессу сотрудничества организаций гражданского общества с государством в сфере местного развития.

Следующим шагом развития отношений между ассоциациями органов местного самоуправления Кыргызстана и Узбекистана должен стать визит Ассоциации махаллей в Кыргызстан, запланированный на 2025 год.

_____________ 

1 Фукуяма Ф. Конец истории? 1989. URL: https://nsarchive.gwu.edu/rus/text_files/East UropeProblems/1989-27-28/27-28-84-118.pdf

2 Человеческое развитие в фокусе местного самоуправления: ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС! Национальный доклад о человеческом развитии, 2013 г. ПРООН, ИПР. URL: https://www.undp.org/ru/kyrgyzstan/publications/chelovecheskoe-razvitie-v-fokuse-mestnogo-samoupravleniya-zdes-i-seychas

3 Доклад Жогорку Кенешу Кыргызской Республики о воздействии законодательства, принятого в период 2016-2018 гг., на развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике, Союз МСУ, ИПР, 2019. URL: https://dpi.kg/ru/library/full/314.html

4 Доведя общую численность населения до 100 и более миллионов человек, Центральная Азия становится важным актором развития на континенте.

 

Похожие материалы: