Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Тренинги по формированию и исполнению местных бюджетов – удачный пример координации донорских проектов под руководством Министерства финансов КР

2013-05-31 / Новости Проекта ГГПОМСУ

Необходимость и важность проведения обучения было продиктовано несколькими причинами.

Двухдневные тренинги по формированию и исполнению местных бюджетов были проведены совместно с Проектом «Голос граждан и подотчетность ОМСУ: бюджетный процесс» (далее Проект), Министерством финансов и его территориальными районными финансовыми отделами. Были охвачены все пять районов Иссык-Кульской области и все восемь районов Джалал-Абадской области. Тренинги проводились в соответствующих районных центрах областей.
 
Необходимость и важность проведения обучения было продиктовано несколькими причинами:
 
• сменой большинства глав айылных аймаков и председателей местных кенешей в результате последних выборов в местные органы власти;
 
• реформами и изменениями в системе межбюджетных отношений и муниципальных финансов;
 
• необходимостью повышения потенциала местных бюджетов посредством глубинного понимания доходного потенциала и расходных обязательств органов местного самоуправления;
 
• отсутствием системного и полноценного подхода к обучению ключевых должностных лиц органов местного самоуправления;
 
• недостаточным потенциалом ключевых организаций по проведению обучения и необходимостью консолидации ресурсов для предоставления услуг по обучению представителей органов местного самоуправления.
 
Обучение явилось отличным примером плодотворной кооперации между Проектом «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемым правительством Швейцарии и реализуемым Институтом политики развития, Агентством развития и инвестирования сообществ (АРИС), Министерством финансов и его территориальными подразделениями, в лице районных финансовых отделов, и Учебным центром Министерства финансов.
 
Основной целью обучения было повышение качества учебно-образовательного процесса по обучению ключевых специалистов органов местного самоуправления через оказание интеллектуальной, методической и практической помощи и привитию навыков сотрудникам органов местного самоуправления в разработке и исполнении местных бюджетов. Другими целями стали:
 
• содействие и продвижение местных тренеров с целью создания собственной национальной группы экспертов по вопросам межбюджетных отношений и муниципальных финансов;
 
• повышение потенциала и знаний ключевых лиц органов местного самоуправления в вопросах межбюджетных отношений и муниципальных финансов и для более эффективного принятия решений на местном уровне по вопросам местного бюджета.
 
Для достижения данной цели были поставлены и реализованы следующие задачи:
 
• совместно с Министерством финансов, Институтом политики развития и Агентством развития и инвестирования сообществ (АРИС) был разработан и утвержден приказом министра финансов Учебный модуль по формированию и исполнению местных бюджетов;
 
• был проведен ТоТ (тренинг) для тренеров АРИС, руководителей территориальных подразделений Министерства финансов и других тренеров для создания команды, которая в последующем и провела обучения на местах;
 
• проведение кластерного обучения для каждого района Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей;
 
• обеспечение обучаемых учебными материалами, питанием и компенсацией транспортных расходов.
 
В качестве тренеров привлечены семь представителей, являющихся руководителями территориальных подразделений Министерства финансов, сотрудниками Проекта ГГПОМСУ, АРИС и независимые эксперты. За организационные вопросы отвечали сотрудники Проекта ГГПОМСУ.
 
Проведение обучения было рассчитано на два дня. Начинались занятия несколько поздно, в 9.30-10.00, с тем, чтобы участники дальних айылных аймаков смогли вовремя прибыть к месту обучения.
 
Проведение данного обучения совместно с Министерством финансов стало удачным решением, так как приглашение/оповещение участников было выполнено районными финансовыми отделами. Посещаемость была высокой, за исключением некоторых отсутствующих по уважительным причинам. Места/помещения для проведения тренинга были организованы начальниками райФО соответствующих районов.
 
В конце каждого тренинга проводилось ознакомление с электронной базой данных Казначейства. Данные по доходам местных бюджетов в режиме реального времени вызвали удивление участников.
 
Общее количество обученных составило 382 сотрудника, представляющих председателя местного кенеша, главу айылного аймака и глав финансово-экономических отделов АА из 133 айылных аймаков.
 
Тренинги в Иссык-Кульской области были проведены с 18 по 29 марта 2013 года для всех пяти районов. Количество участников обучения составило 172 человека.
 
Тренинги по Джалал-Абадской области были проведены с 26 марта по 12 апреля 2013 года. Количество участников обучения в данной области составило 210 человек.
 
Основное количество участников составили мужчины, средний возраст - 46 лет. Подавляющее большинство имели высшее образование, по всем районам количество участников со средним и средне-специальным образованием составляло порядка 3-5 человек.
 
Наибольший интерес вызвали сообщения о новых предстоящих изменениях в сфере МСУ, в частности, участники были обрадованы, узнав, что категориальный грант будет выведен из состава местных бюджетов. Передача права администрирования некоторых налогов органами местного самоуправления также вызвала интерес, однако поднимался вопрос о необходимости расширения штатного расписания для дополнительного найма специалиста по доходам (налогового инспектора).
 
Вопросы расчета роялти, налога на имущество и налога с розничных продаж, которые были рассмотрены на практическом занятии, также вызывали интерес, так как в будущем органы МСУ самостоятельно должны будут составлять свои бюджеты. По наблюдениям, семинар прошел очень успешно, много вопросов задавалось по ходу проведения обучения.
 
Большой интерес вызвал роялти, его расчет, база налогообложения для роялти. Практически все участники посчитали обучение полезным, так как получили практические рекомендации по составлению и исполнению местных бюджетов. Также вызвала очень большой интерес информация по базе данных местных бюджетов и работа с сайтом www.okmot.kg.
 
Сложности и затруднения
 
Несмотря на повышенный интерес к расчету роялти, он (расчет) вызвал затруднения. При проведении практической работы участники допускали ошибки. Также вызывали затруднения расчеты по расходным обязательствам при исполнении как своих собственных, так и государственных делегированных полномочий. Это типично для многих представителей МСУ, так как у многих сложилось впечатление, что все функции, выполняемые на местах, включая государственные делегированные полномочия, являются их собственными.
 
Кроме того, выяснилось, что при составлении расходной части местных бюджетов главы ФЭО не всегда корректно проводят роспись расходов по статьям. К примеру, многие затраты, относящие к ЖКХ (ремонт дорог, сбор и вывоз твердых бытовых отходов), они относят в статью “Государственные расходы общего назначения” либо в статью “Прочее”, из-за чего у АА возникают сложности при их проверке со стороны Счетной палаты. Затраты на социальные вопросы (поддержка социально уязвимых слоев населения, праздники) некоторые айылные аймаки относят к государственным услугам общего назначения, это дает ложное представление, что органы местного самоуправления значительную часть своих средств тратят на содержание аппарата.
 
Идеи и предложения участников
 
Высказывались пожелания проводить такие тренинги для представителей государственных органов власти и органов местного самоуправления одновременно, лицом к лицу, чтобы можно было совместно четко определить функции государства и органов местного самоуправления, а также выяснить, где нарушаются законы и кто их нарушает.

Похожие материалы: