Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Учимся прозрачности. Тренинги «Прозрачность органов МСУ в управлении муниципальными финансами и муниципальной собственностью» для 112 муниципалитетов

2013-07-31 / Новости Проекта ГГПОМСУ

Основная цель тренинга – обеспечить прозрачность работы органов МСУ в управлении муниципальными финансами и собственностью.

Тренинги проведены с 15 мая 2013 года по 17 июня 2013 года. Тренинги проводились на уровне районов Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Общее количество участников составило 240 человек из всех аймаков двух областей.
 
Основная цель тренинга – обеспечить прозрачность работы органов МСУ в управлении муниципальными финансами и собственностью. Задачи тренинга включали: знакомство участников с законом «О доступе к информации, находящейся в
ведении государственных органов и органов МСУ», изучение механизмов обеспечения прозрачности управления финансами и собственностью, разработку планов по информационному обмену и гражданскому участию.
 
Участники отметили своевременность проведения такого тренинга, так как большинство нарушений со стороны органов МСУ происходит из-за недостаточного знания законов и необеспечения прозрачности в управлении ресурсами.
 
Оценка уровня прозрачности органов местного самоуправления
 
Одним из важнейших результатов тренинга следует признать самооценку уровня прозрачности работы исполнительных органов МСУ, проведенную в пилотных аймаках силами сотрудников айыл окмоту, гражданами и депутатами местных кенешей. Суть упражнения проста: различные группы определяют, какие виды информации, из перечисленных в статьях 17, 18 и 20 закона о доступе к информации, доступны населению. Практика показывает, что видение различных групп отличается, и эти различия и определяют проблемные виды информации, на которые стоит обратить внимание. Например, опыт данного тренинга показал, что граждане и айылного кенеша считают доступными следующие виды информации: 1) обращения граждан; 2) функции и полномочия органов МСУ; 3) отчеты глав айыл окмоту. Сотрудники же аппарата айыл окмоту уверены, что они раскрывают намного больше видов информации: 1) отчеты главы айыл окмоту; 2) обращения граждан; 3) планы работ АО; 4) реестры объектов муниципальной собственности; 5) информация о тендерах, вакансиях на муниципальную должность. При обсуждении расхождений, сотрудники айыл окмоту, как правило, признают, что почти все виды информации есть в каждом муниципалитете, однако не всегда исполнителями осознается важность обеспечения доступа населения к данной информации. В итоге дискуссии участники признали, что только 20-30% информации доступно жителям местного сообщества.
 
Механизмы достижения прозрачности в управлении ресурсами
 
Наибольший интерес у участников вызвали способы и механизмы обеспечения прозрачности в управлении муниципальными финансами и собственностью. Пилотные айылные аймаки поделились опытом проведения общественных слушаний по бюджету и оформлению информационных стендов. Участники получили также материалы с практическими примерами проведения информационных кампаний в рамках общественных слушаний по бюджету и муниципальной собственности. Для большинства участников новым стал опыт привлечения членов инициативных групп для проведения общественного мониторинга работ, финансированных за счет местного бюджета. Участники признали такой опыт полезным, так как он способствует повышению доверия населения к работе органов МСУ и привлечению сторонников.
 
Многие участники отметили, что раскрытие информации о бюджете может повлечь за собой неожиданные последствия. Например, интерес к бюджетной информации начинают активно проявлять не только жители муниципалитетов, но и … контрольные органы, со стороны которых тут же инициируются проверки. Остается вопрос: информация о бюджете доступна этим органам в любое время, зачем они используют общественные слушания как повод для организации проверки?
 
Прозвучала интересная история о том, что начальник ФЭО не показывает информацию о местном бюджете не только населению, но и заместителю главы айыл окмоту.
 
Много говорилось про возможности органов МСУ в отношении бюджета, что на самом деле они не имеют реальных полномочий. Когда айыл окмоту отсылает бюджет в районный финансовый отдел, часто им приходится менять бюджет и ставить ту цифру, какую указал районный финансовый отдел.
 
Большой интерес был проявлен со стороны участников к ролям различных сторон в бюджетном процессе: что должны делать айыл окмоту, айылный кенеш и местное сообщество? Приводилось много примеров, когда депутаты превышали полномочия, касающиеся бюджета: проверяли первичные финансовые документы. На что были даны разъяснения, что депутаты не имеют таких полномочий, депутаты только заслушивают отчет об исполнении местного бюджета, но не проверяют первичную финансовую документацию, для этого есть соответствующие контрольные органы. Очень много было споров относительно того, может ли муниципалитет самостоятельно расширять перечень вопросов местного значения, если того требуют особенности ситуации в конкретном сообществе? Например, обеспечение поливной водой, электричеством новых жилых массивов. Можно ли такого рода работы включать в расходную часть местного бюджета?
 
Остро стоит проблема отсутствия средств для обнародования местных нормативно-правовых актов через СМИ. Участники рассказывали, что прокуратура или другие соответствующие структуры заинтересованы только в наказании за невыполнение требований закона о доступе к информации, судом налагаются административные штрафы. Но возможности органов МСУ не учитываются.
 
Особо хочется отметить айылный аймак Масы (Джалал-Абадская область), где проводится большая работа по обеспечению доступа к информации местного населения. Айыл окмоту Масы по программе USAID получил комплект оборудования для проведения информационных кампаний: большой ксерокс, цветной принтер, фотоаппарат. Заместитель главы во время тренинга рассказал, что в аймаке большое значение придают информированию населения, используют многие механизмы: проводят информационную кампанию во время общественных слушаний по бюджету, создают рабочие группы по разработке предложений в местный бюджет по решению приоритетных проблем. Организуют просмотр видеофильмов о деятельности МСУ в вестибюле айыл окмоту. В будущем планируют организовать «Единое окно» по оказанию услуг.
 
Из механизмов достижения прозрачности управления муниципальной собственностью участники признали самым важным обнародование реестра объектов и земельных участков.
 
Максат САРБАШЕВ, глава Чон-Сары-Ойского АА: «Я получил практические рекомендации от своих коллег и тренеров по обеспечению прозрачности управления муниципальной собственностью».
 
Алтынбек ТАТЫБАЕВ, глава Садыр-Акинского АА: «Став главой, большое внимание я уделяю раскрытию информации, и тренинг оказался очень кстати. Теперь по материалам тренинга я буду качественно проводить общественные слушания. Если население владеет информацией, меньше будет недовольства, больше сотрудничества».
 
Жениш МОЛДОКАНОВ, бывший глава Бостеринского АА: «С тех пор, как наш аймак стал пилотным муниципалитетом Проекта ГГПОМСУ, мы научились многому. Теперь бюджет доступен населению. Мы стали прозрачнее и чище».
 
Айгуль СУЛАЙМАНОВА, специалист Липенского АА: «Думала, что знаю многое, на первый взгляд, прозрачность – очевидная необходимость, и на местах делается все для достижения прозрачности. Но глубже изучив вопрос во время тренинга, поняла, что нужно грамотно использовать механизмы прозрачности. Хорошо, что учим не только теорию,
но и выполняем домашние задания. Как представитель пилотного муниципалитета готова помочь другим, поделиться опытом».
 
Айнура БАЛАКУНОВА,
Анара МУСАЕВА,
специалисты Проекта ГГПОМСУ

Похожие материалы: