2013-07-31 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Всего в тренинге приняли участие 250 человек, из них 42 участника представляли 26 непилотных АА Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей.
Тренинг проводился на уровне пилотных айылных аймаков с участием представителей местного сообщества непилотных АА. Всего в тренинге приняли участие 250 человек, из них 42 участника представляли 26 непилотных АА Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Семинар-тренинг ставил перед собой следующие задачи: ознакомить участников с местным бюджетом и механизмами участия граждан в бюджетном процессе.
В ходе тренинга представители местного сообщества и органов МСУ бурно обсуждали местный бюджет, доходы и расходы местного бюджета. Выполняя практические упражнения, участники сами считали реальные доходы, которые могли бы увеличить доходную часть местного бюджета.
В ходе обсуждений также было выявлено, что население еще не осознает свою роль в бюджетном процессе. Недостаточно развиты формы участия местного сообщества в бюджетном процессе.
В рамках тренинга были представлены следующие механизмы участия граждан в бюджетном процессе:
• мониторинг прогноза доходов местного бюджета;
• мониторинг исполнения местного бюджета;
• предложения и запросы органам местного самоуправления;
• общественные слушания;
• инициативные группы.
В ходе тренинга участники поделились опытом сбора налогов. Например, представители Липенского АА отметили, что повысить доходную часть смогли бы за счет оплаты налога за приусадебные участки. В данном АА объем таких земель достигает 90 соток. Старосты села совместно с налоговым инспектором делают подворный обход и готовят свои прогнозы по налогам. В Багышском АА участники в качестве практического упражнения считали потенциальные доходы от четырех бильярдных столов. Участник из Ырысского АА – владелец строящегося магазина - произвел расчет налога на здание, который составил 4032 сома. Произведены расчеты по налогу на несельскохозяйственные земли автозаправки в Багышском АА. Налоговый инспектор Багышского АА сказала, что отраслевой коэффициент будет составлять 10,0, по данному коэффициенту делают расчет налога на земли, используемые под автозаправки.
Прозвучало мнение, что участие граждан в бюджетном процессе будет эффективным, когда озвученные общественностью проблемы войдут в повестку органов МСУ, принимающих решения по бюджету, а потребности населения будут учитываться при принятии бюджетных решений. Чем правильнее выбран уровень и форма участия граждан и организовано взаимодействие, тем больший эффект можно получить от участия граждан в бюджетном процессе.
Тренинг помог участникам осознать, от чего зависит местный бюджет и как они могут повлиять на его результаты. Члены местного сообщества увидели важность ведения переговоров о включении мероприятий (проектов), определенных как приоритеты населения, в расходы местного бюджета. Для этого члены местного сообщества в сотрудничестве с аппаратом айыл окмоту и другими специалистами будут готовить смету расходов и проекты. Затем будут вести переговоры с органами МСУ, чтобы их проект (мероприятие) был отражен в расходной части местного бюджета на 2014 год. Депутаты местных кенешей и члены инициативных групп поднимали вопрос об эффективности использования бюджетных средств, часто в обсуждениях задавались вопросом, как измерить достигнутые результаты и эффективность затраченных средств.
Также участники с интересом выполняли практическое упражнение по подготовке вопросов к краткому описанию бюджета. Это упражнение помогло понять, что необходимо уметь читать представленную информацию и правильно сформулировать вопросы. Сообщество еще не до конца понимает бюджетную информацию и плохо умеет вести переговоры с помощью хорошо сформулированных вопросов. Часто участники сформулировали не вопросы, а свои соображения и предположения. А иногда давали ответы и рекомендации к представленной информации. Было заметно, что граждане недостаточно доверяют информации, представленной органами МСУ.
В ходе обсуждений члены инициативных групп отметили, что в айыл окмоту нет полной информации о налогоплательщиках. Не все предприниматели зарегистрированы и оплачивают налоги. В такой ситуации понятна важность прогнозирования доходов со стороны айыл окмоту и необходимость сотрудничества с соответствующими структурами: налоговой инспекцией, Государственной регистрационной службой, статистическим комитетом и другими государственными органами.
Гульшан КАБЫЛБЕКОВА, член Инициативной группы: «Почти год мы посещаем тренинги и участвуем в жизни своего сообщества. Первые результаты есть, проблемы решаются с учетом приоритетов. Сегодня получили информацию, как грамотно участвовать в бюджетном процессе. Поняли важность участия местного сообщества в решении проблем и учете интересов в местном бюджете. Тренинг был интересным, будем делать домашнее задание по подготовке проектов. Затем будем вести переговоры с органами местного самоуправления для внесения в расходную часть местного бюджета».
М. ОРОЗГОЖОЕВА, ответственный секретарь: «Нужно писать проекты не только донорам, но и для органов МСУ, и продвигать свои интересы через местный бюджет».
А. АКЖОЛОВА, депутат кенеша Ничке-Сайского АА: «Приоритетные проблемы айылного аймака буду решать посредством разработки плана и через местный бюджет. Нужно больше проводить такого рода тренинги. Недостаточность информации по бюджету приводит к разногласиям среди местного сообщества. Было бы хорошо детально рассматривать расходы местного бюджета всем вместе».
Айнура БАЛАКУНОВА,
Анара МУСАЕВА,
специалисты Проекта ГГПОМСУ