Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Общественные слушания: как превратить формальное собрание в эффективный механизм участия?

2013-07-31 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Общественные слушания: как превратить формальное собрание в эффективный механизм участия?

С 24 мая по 31 мая 2013 года в районных центрах Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей были проведены тренинги по общественным слушаниям по формированию проекта местного бюджета на 2014 год для представителей всех органов МСУ.

С 24 мая по 31 мая 2013 года в районных центрах Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и на основании меморандума, заключенного с Министерством финансов Кыргызской Республики, экспертами проекта были проведены тренинги по общественным слушаниям по формированию проекта местного бюджета на 2014 год для представителей всех органов МСУ. Основная цель - повышение потенциала специалистов айыл окмоту и депутатов айылного кенеша по правильному и реальному формированию доходной части местного бюджета и обучение механизму вовлечения населения в вопросы местного значения и бюджетный процесс путем проведения общественных слушаний.
 
Участниками обучения стали председатель местного кенеша, председатель постоянной комиссии по бюджету, глава айыл окмоту и начальник ФЭО из каждого айылного аймака двух областей (всего 343 человека).
 
Тренинг состоял из двух больших разделов:
 
• расходная и доходная часть местного бюджета с особым вниманием к практическим расчетам;
 
• проведение общественных слушаний с подготовкой краткого описания проекта бюджета на 2014 г. с учетом приоритетов населения.
 
В рамках ряда реформ в области государственной бюджетной политики норматив отчисления поступлений от общегосударственных налогов в местные бюджеты в размере 100% был закреплен по трем видам налогов, также были закреплены два вида местных налогов. Дополнительные денежные средства для осуществления 22 вопросов местного значения поэтапно увеличивались, но параллельно при прогнозе бюджета стали возникать вопросы у сотрудников аппарата айыл окмоту и нового депутатского корпуса: как посчитать? кто знает? кто должен знать? в наших ли интересах, чтобы доходы местного бюджета росли? как правильно информировать население о бюджете? как получить предложения, мнение населения, лидеров?
 
Чтобы ответить на все эти вопросы, тренинг по общественным слушаниям был переработан. Вместо простого обучения порядку проведения слушаний участникам было предложено обучение, включающее практические расчеты налогов, поступающих в местный бюджет, на примере абстрактного айыл окмоту. Данный материал участники смогли использовать как «шпаргалку» для составления собственного проекта бюджета на 2014 год и проведения общественных слушаний. На тренингах было объявлено о проведении конкурса «Реальное участие граждан в формировании местных бюджетов» - стимула вовлечения населения в принятие решений по вопросам бюджета.
 
Степень информированности об общественных слушаниях по вопросам бюджета у всех участников была достаточно высокой, но уровень понимания расчетов, навыки работы с Налоговым кодексом, постановлениями правительства, самостоятельного проведения слушаний оказался недостаточным у большинства депутатов и вновь избранных глав МСУ. Так, в Чаткальском районе кроме Сумсарского АА общественные слушания ни один аймак не проводил, а в Ак-Суйском районе только два аймака проводили общественные слушания по бюджету. Однако в некоторых айыл окмоту Базар-Коргонского, Сузакского, Джети-Огузского районов практика проведения общественных слушаний по бюджету имеется.
 
В ходе тренинга наибольшие затруднения у участников вызвали следующие вопросы:
 
• обязательное патентирование: годовые расчеты по обязательному патентированию (бани, дискотеки в селах), большие ставки налога по обязательному и как учитывать эти условия при планировании бюджета;
 
• взаимодействие с налоговыми органами, органами статистики и другими госорганами по получению официальной информации о регистрации субъектов бизнеса: к примеру, по айылному аймаку ежегодно проводится перепись домохозяйств, являются ли эти данные официальными, совпадают ли они с данными государственных органов; айыл окмоту знает, кто из жителей занимается бизнесом в конкретном селе, может ли он на основе данной информации проводить расчеты по видам налогов (добровольного обязательного патентирования).
 
Большой интерес вызвали расчеты налога добровольного патентирования бизнеса, к примеру, услуги тракторов, комбайнов, сбора молока, выпас скота и другое; расчет налога на имущество второй и четвертой группы (объекты для осуществления предпринимательской деятельности и расчет транспортного налога). В расчетах принимали участие представители районных финансовых управлений Министерства финансов, что явилось хорошим примером сотрудничества и взаимодействия между государственным органом и местным самоуправлением.
 
После расчетов обсуждались пошаговая организация общественных слушаний и подготовка краткого описания бюджета. Участникам был предоставлен CD-диск, включающий образец краткого описания бюджета некоего айыл окмоту с описанием доходной и расходной частей. Диск также содержал презентацию тренинга, ставки и перечень услуг по добровольному и обязательному патентированию, Налоговый кодекс КР для расчета земельного налога и налога на имущество, нормативно-правовые акты в области местного самоуправления, описание лучшей практики пилотных айыл окмоту по проведению общественных слушаний и положение конкурса «Реальное участие граждан в бюджетном процессе». Все материалы были представлены на кыргызском и русском языках.
 
А. ШАЙЫМКУЛОВ, заместитель главы Кок-Артского АА: «Сегодня мы прошли все шаги расчетов доходов, этапов организации слушаний до и после, теперь все обсудим и постараемся вовлечь население в этот процесс».
 
Т. АКМАТОВА, Тогуз-Тороузский район: «Ставки налогов и услуги по патенту для меня были очень интересны, раньше я думала, что только магазины работают по добровольному патентированию, сегодня узнала, что таких услуг намного больше – 124 наименования».
 
Т. МАМАТАЗИМОВ, начальник ФЭО Шайданского АА: «Бюджетные возможности МСУ не могут в полной мере покрыть реальные потребности населения, поэтому очень важно правильно, полно и своевременно информировать граждан о выборе приоритетов финансирования. Но граждане сами не всегда открыты, внимательны, позитивны, критика бывает неконструктивной, времени для участия в обсуждении жалко. Но время меняется, меняется и отношение граждан к местному самоуправлению, к бюджету. Сегодня самым важным становится не вопрос «Почему мы столько тратим?», а вопрос «Почему мы не можем тратить больше?». Отвечая на этот вопрос, граждане придут к выводу о необходимости платить налоги, пополнять бюджет и получать более качественные услуги».
 
Роза СУРАНЧИЕВА,
специалист Проекта ГГПОМСУ

Похожие материалы: