2014-02-20 / Новости Проекта ГГПОМСУ
19 февраля 2014 года в г. Бишкеке состоялась пресс-сессия по проекту Бюджетного кодекса Кыргызской Республики.
Спикером пресс-сессии стала Назира ТЮЛЮНДИЕВА, специалист по межбюджетным отношениям Проекта ГГПОМСУ. Модератором – Асылбек ЧЕКИРОВ, менеджер компонента проекта. В пресс-сессии также принял участие представитель аппарата Жогорку кенеша КР Б.К. НАРБЕКОВ.Со стороны участников пресс-сессии поступило множество вопросов. Прежде всего, был поднят вопрос о необходимости принятия Бюджетного кодекса. Журналисты согласились, что введение Бюджетного кодекса позволит гарантировать стабильность бюджетного законодательства, поскольку кодекс в иерархии нормативно-правовых актов стоит выше обычного закона. Отраслевые законы,часто вступающие в противоречие с основным законом в настоящее время, когда их статус одинаков, не смогут «расшатать» основные бюджетные принципы в будущем.Особый интерес у участников вызвал вопрос новых полномочий Минфина (статья 73), которые могут стать основой для коррупционных схем. Предполагается, что Минфину будет разрешено:
-
открывать в Национальном банке и коммерческих банках счета по учету средств бюджетов и иные счета для размещения временно свободных средств, предусмотренных законодательством;
-
размещать в Национальном банке и коммерческих банках временно свободные средства республиканского бюджета;
-
выдавать бюджетным учреждениям разрешения на открытие счетов в коммерческих банках.
По мнению участников, такие полномочия противоречат антикоррупционной политике, проводимой Президентом, Правительством и ЖК.28 февраля 2014 года в Бишкеке состоялись парламентские слушания по Бюджетному кодексу, в которых приняли участие и эксперты Асылбек ЧЕКИРОВ и Назира ТЮЛЮНДИЕВА. Во время слушаний они представили комментарии к проекту Бюджетного кодекса, подготовленные специалистами ИПР.Согласно этим комментариям, одним из главных положений любого бюджетного законодательства является норма, регулирующая величину дефицита бюджета. В своем документе эксперты ИПР выступают с инициативой ввести законодательное ограничение размера дефицита государственного бюджета. Наиболее целесообразным представляется вариант введения запрета на финансирование бюджетного дефицита по текущим расходам.
«Для введения такого положения необходимо институционально отделить бюджет развития от бюджета текущих расходов. Тогда мы будем точно знать, сколько кредитов мы привлекаем для инвестиций, а сколько для текущих нужд. Следовательно, бюджет развития не должен быть частью республиканского и местных бюджетов, как это предлагается в законопроекте», – считает Н.ТЮЛЮНДИЕВА.Другая норма, против которой выступают эксперты ИПР, – это отрицательные гранты, т.е. принудительное изъятие доходов из местных бюджетов. Такой механизм противоречит Конституции КР.
К тому же изъятие доходов из местных бюджетов будет отрицательно сказываться на проявлении инициатив органов МСУ для их пополнения.ИПР предлагает ввести положение, стимулирующее направление использования «избыточных» средств на капитальные проекты в целях развития.Другая важная рекомендация касается статьи «Общественные бюджетные слушания», в которой говорится лишь о том, что рассмотрение и утверждение бюджетов производится гласно и публично, а сама процедура общественных слушаний не раскрывается. Формализация процедуры повысит бюджетную прозрачность.
Концептуальной проработки в проекте Кодекса требуют также вопросы определения смешанных обязательств государства и органов МСУ, механизм установления приоритетов бюджетов, порядок оценки эффективности бюджетных программ органами МСУ и др.