2014-08-22 / Новости Проекта ГГПОМСУ
новая модель повышения квалификации основана на Программе развития системы обучения государственных и муниципальных служащих на 2013-2017 годы Государственной кадровой службы КР.
Новизна модели
Долгое время обучение муниципальных служащих в Кыргызстане велось, в основном, силами международных донорских проектов. Эти тренинги носили хаотичный характер, сам процесс никак не управлялся со стороны государства, слабо учитывались потребности муниципалитетов. И никто не оценил эффективность такого обучения, на которое за 20 лет было потрачено не меньше миллиарда сомов донорских средств. Исключение составляла лишь Академия государственного управления при Президенте КР, которая однако не могла удовлетворить потребности в обучении более трех тысяч муниципальных служащих ежегодно.С принятием Программы развития системы обучения государственных и муниципальных служащих на 2013-2017 годы появилась необходимость систематизировать повышение квалификации муниципальных служащих, навести порядок в тренингах. Новая модель повышения квалификации отличается от старых методов тем, что:
-
заказчиком выступает государство в лице
Государственной кадровой службы;
-
обучение проводят кыргызстанские образовательные организации (а не сотрудники проектов), выбранные через конкурс;
-
программа обучения основана на фактических потребностях муниципальных служащих, а не на приоритетах донорских проектов;
-
обучение финансируется за счет бюджета (в данном случае частично);
-
обучение проводится в областных центрах в течение времени, достаточного для усвоения учебного материала.
В целом новая модель повышения квалификации основана на Программе развития системы обучения государственных и муниципальных служащих на 2013-2017 годы Государственной кадровой службы КР.Первый практический пример В 2014 году началось тестирование модели. Сначала был размещен пилотный заказ на разработку учебных модулей по девяти темам: «Государственные закупки», «Местное экономическое развитие»,«Инвестиционная привлекательность территорий.Привлечение внебюджетных средств», «Организационно-правовые основы местного самоуправления», «Управление муниципальной собственностью», «Основы компьютерной грамотности»,«Формирование и исполнение местных бюджетов»,«Стратегическое планирование айылных аймаков»,«Правовые основы муниципальной службы». Новым важным элементом модели стало участие в обучении преподавателей национальных вузов, вместо временно нанятых тренеров. 30 апреля 2014 года представителям высших учебных заведений, где преподается государственное и муниципальное управление, была представлена информация о пилотном тестировании новых подходов к размещению и реализации государственного заказа на обучение муниципальных служащих. Это мероприятие было организовано с целью более широкого информирования вузов и других образовательных организаций о тендере на проведение пилотного обучения. Вузы-исполнители отбирались на конкурсной основе, в этот раз победителями тендера и, соответственно, исполнителями заказа на обучение стали преподаватели Бишкекской финансово-экономической академии в консорциуме с Иссык-Кульским государственным университетом им. К. Тыныстанова в Караколе и Учебным центром Министерства финансов Кыргызской Республики в Джалал-Абаде.В июне 2014 года в Учебном центре Министерства финансов состоялся тренинг для 15 преподавателей, которых предложили образовательные организации. В период с 16 июня по 5 июля 2014 года участниками тестирования новой модели стали 57 муниципальных служащих, занимающихся финансово-экономическими вопросами в айыл окмоту Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Расходы на их проживание и проезд оплачивались из местных бюджетов. Заказчиком обучения выступила Государственная кадровая служба.Участники были разделены на 4 учебных группы по 20-25 человек, а девять тем отобраны по запросу работников финансово-экономических отделов айыл окмоту (по результатам предварительно опроса 400 человек): «Государственные закупки»,«Местное экономическое развитие», «Инвестиционная привлекательность территории. Привлечение внебюджетных средств», «Стратегическое планирование развития айылных аймаков», «Организационно-правовые основы местного самоуправления»,«Формирование и исполнение местных бюджетов»,«Управление муниципальной собственностью»,«Основы компьютерной грамотности» и «Правовые основы муниципальной службы». Продолжительность курсов составила 18 учебных дней (21 календарный день по 8 часов в день).Новая модель повышения квалификации муниципальных служащих была сконструирована Проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее Проект), финансируемым Правительством Швейцарии в партнерстве с Британским Министерством по международному развитию и выполняемым Институтом политики развития. Главным партнером и офици альным заказчиком тестирования модели стала Государственная кадровая служба Кыргызской Республики.Сертификаты участникам пилотных курсов вручили представители Проекта, Государственной кадровой службы Кыргызской Республики и образовательных организаций, проводивших обучение. Теперь Проект ГГПОМСУ проведет оценку воздействия повышения квалификации на качество и результативность работы обученных муниципальных служащих и представит широкому донорскому и экспертному сообществу комплексные результаты тестирования новой модели повышения квалификации.