Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О детях, О замене терминов и определений, О доходах местного бюджета, О землях ГФСУ и страховых взносах, О собственности, О кадрах, Об оценке работы МСУ

2012-09-30 / Новости Законодательства

О последних изменениях и дополнениях в Законодательстве КР

 

Кодекс Кыргызской Республики о детях от 10 июля 2012 года № 100
 
Новая редакция Кодекса Кыргызской Республики о детях (далее – Кодекс) направлена на решение вопросов, связанных с защитой прав детей в Кыргызской Республике, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В целом Кодекс рассматривает концептуально новые подходы в регулировании сложившихся правоотношений в области защиты прав детей и закрепляет ряд функций органов местного самоуправления, направленных на принятие конкретных мер по выявлению семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предотвращению, профилактике и улучшению жизненной ситуации и обеспечению основных гарантий прав и законных интересов детей.
 
Отныне органы местного самоуправления входят в перечень органов, занимающихся обеспечением прав и интересов детей в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом и Законом КР «О местном самоуправлении». Кодексом установлены дополнительные полномочия и ответственность органов местного самоуправления при выявлении и первичной оценке детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, при органах местного самоуправления в рамках защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются комиссии по делам детей и комиссии по социальным вопросам. При этом следует отметить, что, в соот-
ветствии с пунктом 20 части 1 статьи 18 Закона КР «О местном самоуправлении», к вопросам местного значения органов местного самоуправления относится исключительно организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. 
 
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» от 29 июня 2012 г. № 91
 

 

Закон внес поправки технического характера. Произошла замена слов «исполнительно-распорядительные», «аильный, поселковый, городской и районный», «общегосударственных и других доходов» словами «исполнительные»; «айылный и городской»; «общегосударственных налогов и других доходов» соответственно в различных падежных и числовых формах.
 
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления» от 13 июля 2012 г. № 106
 
Закон внес поправки технического характера. Произошла замена слов «исполнительно-распорядительный»; «общегосударственные налоги и доходы», «аила, поселка, города и района» словами «исполнительный», «общегосударственных налогов и других доходов»; «айылного аймака и города» соответственно в различных падежных и числовых формах. Также в статье 1 в части 2 после слова «бюджетов» текст дополнен словами «включает доходы и расходы»; часть 15 изложена в следующей редакции: «Источники доходов местного бюджета – местные налоги и сборы, неналоговые поступления; налоги и доходы, распределяемые на республиканском уровне; трансферты, добровольные взносы». В абзаце третьем статьи 2 слово «дел» заменено словом «вопросов» (речь идет о том, что ныне в законодательстве больше не используется форма «дела местного значения», которая заменена на форму «вопросы местного значения»). По всему тексту статьи 13 слово «предполагаемые» заменено словом «прогнозируемые».
 
Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнения и изменения в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» от 9 августа 2012 года № 162
 

 

Данный закон принят в целях создания экономического механизма, стимулирующего недропользователей более эффективно осуществлять свою деятельность по поиску, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Подписанный закон дополняет Закон «О неналоговых платежах» новой статьей 19-2, предусматривающей новый вид неналогового платежа, согласно которой вводится платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. Этот платеж вносится недропользователем, получившим право на поиск и/или разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызстане. Порядок и сроки уплаты сумм платежа за удержание лицензии на право пользования недрами будут устанавливаться Правительством в соответствии с Законом «О недрах». При этом суммы от платежей за удержание лицензии будут поступать в местные бюджеты.
 
Закон Кыргызской Республики «Об охране плодородия почвы земель сельскохозяйственного назначения» от 10 августа 2012 г. № 165
 
Закон регулирует отношения в области охраны почв, плодородия, сохранения качества и защиты от деградации и других негативных явлений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земель сельскохозяйственного назначения. Закон относит к компетенции органов местного самоуправления следующие вопросы (статья 7):
 
1) реализация единой национальной почвенной политики;
 
2) реализация стратегии развития, целевых программ в области охраны почв;
 
3) применение прогрессивных разработок науки и научных исследований в сфере охраны почв с учетом рисков горного земледелия и животноводства;
 
4) мониторинг за соблюдением нормативов, регламентов качества, плодородия почв;
 
5) разработка и реализация программ на уровне района и айылного округа по рациональному использованию и повышению плодородия почв, охране почвенных ресурсов;
 
6) информирование граждан о состоянии почвы и проводимых мероприятиях по охране почвы;
 
7) принятие мер по повышению плодородия земель Государственного земельного фонда;
 
8) принятие мер по привлечению к ответственности за вред, причиненный почве.
 
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» от 8 августа 2012 г. № 157
 
Закон должен решить наболевшую проблему органов МСУ – перенести бремя уплаты страховых взносов при предоставлении земель ГФСУ с органов МСУ на арендатора. Страховые взносы отныне будут уплачиваться арендаторами и зачисляться на их личные страховые счета (пункт 3 статьи 7).
 
Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 8 августа 2012 года № 155
 
Вступил в силу закон, определяющий права и обязанности государственных регистраторов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникающих на основании договоров, не требующих обязательного нотариального удостоверения.
 
Как известно, с принятием 30 марта 2009 года Закона КР «О внесении изменений в Гражданский кодекс Кыргызской Республики» (статья 416 ГК КР) было отменено требование об обязательном нотариальном удостоверении договоров отчуждения недвижимого имущества. В связи с этим в настоящее время договора купли-продажи объектов недвижимости заключаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации без нотариального удостоверения. 
 
Однако Законом КР «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не были четко определены права и обязанности государственных регистраторов, осуществляющих государственную регистрацию договоров  купли-продажи объектов недвижимости, не требующих обязательного нотариального удостоверения.
 
Теперь законодательно определены права и обязанности государственных регистраторов, в частности, проверка личности каждого участника сделки и подлинность его подписи; установление дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в сделке; выяснение истинной воли сторон при заключении сделок; разъяснение прав и обязанностей сторон, их ответственности за ненадлежащее исполнение принятых обязательств; предупреждение о последствиях сделки, составлении договора, при регистрации договоров отчуждения, не требующих обязательного нотариального удостоверения. 
 
Также с принятием этого Закона данные о зарегистрированных правах могут предоставляться из единой информационной системы по недвижимости (ЕИСН) посредством сети Интернет в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
 
Указ Президента Кыргызской Республики «О некоторых мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственного и муниципального управления» от 11 июля 2012 г. УП № 135
 
Важнейшей составляющей в процессе проводимой в стране реформы государственного и муниципального управления является эффективность государственной и муниципальной службы на всех уровнях власти, которая во многом достигается отработанной системой и практикой подготовки высококвалифицированных кадров.
 
Подготовку кадров по базовым специальностям в сфере государственного управления и местного самоуправления ведет ряд высших учебных заведений республики, при этом количество и компетентность специалистов, прошедших такое обучение, не отвечает требованиям.
 
В целом в Кыргызстане еще не сложилась единая система переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной и муниципальной службы, отвечающая современным потребностям государственного управления и запросам общества.
 
Нуждается в существенном развитии нормативная правовая база, предусматривающая реализацию комплекса мер правового, организационного, финансово-экономического и учебно-методического характера, связанных с профессиональным развитием специалистов сферы управления.
 
Созданная в 1997 году Академия управления при Президенте Кыргызской Республики пока еще не стала ведущим в стране образовательным, научно-исследовательским, научно-информационным и экспертно-аналитическим центром по вопросам государственного и муниципального управления.
 
Все это обуславливает необходимость принятия оперативных мер по созданию единой системы подготовки и переподготовки кадров для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при активной государственной поддержке, приведения деятельности Академии управления при Президенте Кыргызской Республики в соответствие с ее предназначением, а также задачами современного этапа государственного строительства.
 
В целях формирования эффективной системы обеспечения органов государственного и муниципального управления Кыргызской Республики высококвалифицированными кадрами, их непрерывного профессионального развития, совершенствования законодательной базы, регулирующей функционирование государственной и муниципальной службы, постановляю:
 
1. Преобразовать Академию управления при Президенте Кыргызской Республики в Академию государственного управления при Президенте Кыргызской Республики.
 
2. Установить, что основными направлениями деятельности Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики являются:
 
1)  разработка  и реализация образовательных программ для специалистов в области государственного и муниципального управления, соответствующих лучшим мировым стандартам;
 
2)  организация эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
 
3)  организация и проведение научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы по вопросам государственной политики;
 
4)  проведение исследований, выполнение работ и услуг по заданиям Аппарата Президента Кыргызской Республики, а также экспертно-аналитическое и научное обеспечение его деятельности;
 
5)  оказание консультационных, информационно-аналитических и научно-методических услуг органам государственной власти и местного самоуправления.
 
3.  Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики:
 
1) в соответствии с пунктом 2 настоящего Указа:
 
• внести на утверждение Президенту Кыргызской Республики проект нового Устава, а также предложения по приведению структуры Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики в соответствие с заявленными направлениями деятельности;
 
• в  двухмесячный срок разработать Стратегию развития Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики на период до 2015 г.;
 
• организовать эффективную систему контроля за качеством процесса обучения, промежуточной и завершающей аттестации обучающихся;
 
• до  1 сентября 2012 года реализовать меры по обеспечению единства учебного процесса и научно-исследовательской деятельности Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики;
 
• до 1 сентября 2012 года разработать и внедрить систему объективной оценки качества труда профессорско-преподавательского состава на основе научно обоснованных критериев;
 
2) совместно с Министерством образования и  науки Кыргызской Республики:
 
• провести  анализ эффективности и качества реализации в Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики образовательных программ по заочной и вечерней формам обучения;
 
• внести предложения по вопросам поэтапной переориентации образовательной и научно-исследовательской деятельности Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики исключительно на основные направления, установленные пунктом 2 настоящего Указа.
 
4. Министерству образования и науки Кыргызской Республики проработать и осуществить мероприятия:
 
1) по определению координирующей роли Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики в системе высшего образования по вопросам подготовки специалистов государственного и муниципального управления;
 
2) по поэтапному увеличению бюджетных квот для Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики по специальности «Государственное и муниципальное управление».
 
5. Государственной кадровой службе Кыргызской Республики:
 
1) разработать и внести на утверждение:
 
• Стратегию обучения государственных и муниципальных служащих;
 
• проект  нового положения о формировании и функционировании Национального и внутреннего резервов кадров государственной и 
муниципальной службы;
 
2) разработать и внести в установленном порядке на утверждение нормативно-правовые акты, регулирующие:
 
• процедуры  по отбору государственных программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации государственных и муниципальных служащих;
 
• порядок  отбора на обучение по программам целевой подготовки и трудоустройства выпускников Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики в государственных органах и органах местного самоуправления.
 
6. Министерству финансов Кыргызской Республики совместно с Государственной кадровой службой Кыргызской Республики и Академией государственного управления при Президенте Кыргызской Республики проработать, с последующим отражением в проекте республиканского бюджета на предстоящий год, вопросы полноценного финансирования мероприятий:
 
1) по формированию и исполнению государственных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
 
2) по организации и проведению научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы по вопросам государственной политики;
 
3) по проведению исследований, выполнению работ и услуг по заданиям Аппарата Президента Кыргызской Республики, а также экспертно-аналитическому и научному обеспечению его деятельности.
 
7. Государственной кадровой службе Кыргызской Республики в двухмесячный срок разработать проекты законов о внесении изменений в законодательные акты Кыргызской Республики, вытекающие из настоящего Указа.
 
8. Контроль за исполнением данного Указа возложить на Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики.
 
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете «Эркин Тоо» 
от 13 июля 2012 г. № 61
Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев

 

Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки потребностей населения в социальных услугах на местном уровне» от 2 августа 2012 года № 535
 
Положение, утвержденное постановлением Правительства КР от 2 августа 2012 года № 535, разработано в целях выявления потребности населения в социальных услугах и обеспечения доступа населения к социальным услугам.
 
Данное положение определяет порядок проведения оценки потребностей населения в социальных услугах на местном уровне для организации и предоставления социальных услуг в соответствии с Законом КР «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике». 
 
Так, согласно положению, оценка потребностей населения в социальных услугах на местном уровне (далее – оценка) организуется Министерством социального развития КР при содействии органов здравоохранения, образования, внутренних дел, местных государственных администраций, органов местного самоуправления не реже одного раза в три года,  с 1 февраля по 1 марта соответствующего года.
 
Для этого министерство до 15 января принимает республиканский план проведения оценки и утверждает форму анкеты по оценке нужд населения в социальных услугах.
 
Местные государственные администрации,  мэрии городов республиканского и областного значения, в соответствии с республиканским планом проведения оценки, утверждают составы организационных комиссий и календарный план проведения подворного анкетирования, а также в сроки, установленные в календарном плане:
 
• рекомендуют  органам местного самоуправления определить лиц, ответственных за организацию подворного анкетирования;
 
• совместно  с территориальными органами социального развития организовывают и проводят инструктаж лиц, ответственных за проведение анкетирования;
 
• обеспечивают лиц, проводящих анкетирование, формами анкет.
 
Данная оценка проводится путем подворного анкетирования. Анкетирование ведется путем заполнения анкет по утвержденной форме и заполняется на основе подворного обхода семей, проживающих на данной территории и нуждающихся в адресной социальной помощи, а также на основе заявлений граждан, обратившихся в территориальные органы социального развития. 
 
По окончании анкетирования территориальные органы социального развития систематизируют таблицы с результатами анализа анкетирования, полученные от органов местного самоуправления, мэрий городов, местных государственных администраций, проводят итоговый анализ, определяют нуждаемость населения соответствующей территории в социальных услугах и вносят предложения в Министерство социального развития КР о необходимости внедрения социальных услуг на соответствующих территориях.
 
В соответствии с настоящим положением  нуждающимися в социальных услугах признаются:
 
• граждане (взрослые и дети) с ограниченными возможностями здоровья;
 
• дети,  осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей (родителя), и другие дети, находящиеся в кризисной или трудной 
жизненной ситуации;
 
• безнадзорные и беспризорные дети и подростки;
 
• дети и подростки с девиантным поведением;
 
• дети,  испытывающие (испытавшие) жестокое обращение и насилие в семье;
 
• малообеспеченные семьи;
 
• семьи, в том числе многодетные, страдающие от неблагоприятного морально-психологического климата в семье;
 
• неполные семьи;
 
• семьи несовершеннолетних родителей;
 
• одинокие пожилые граждане;
 
• лица,  находящиеся в специальных учебновоспитательных учреждениях;
 
• лица без определенного места жительства.