2015-06-16 / Кадры МСУ
А. КЫПЧАКОВ, заведующий отделом развития экономики
и привлечения инвестиций города Кызыл–Кии
В нашей стране сейчас идут реформы во многих областях общественно-политической жизни.Одним из важнейших направлений считается реформирование органов местного самоуправления, так как от них во многом зависит социальное
самочувствие граждан, связанное с созданием им достойных условий жизни.Основополагающая роль в выполнении этих ответственных задач возложена на органы местного самоуправления и на муниципальных служащих, которые обеспечивают их деятельность.
В пределах своих полномочий, определенных соответствующими нормативно-правовыми актами,органы местного самоуправления выполняют свои функции и задачи.Для успешного их выполнения, на мой взгляд, есть необходимость в решении отдельных проблемных вопросов, положительное решение которых способствовало бы эффективному развитию местных органов самоуправления.В первую очередь, нужно повышать мотивацию работников, так как в настоящее время большинство лучшей образованной части нашей молодежи работает в других сферах и отраслях экономики, а также за рубежом, где, естественно, более высокая оплата труда. Создание необходимых условий сопряжено, как всем известно, с дефицитом бюджета.
Но если мы хотим, чтобы вопросы местного значения решались оперативно, жизнь наших граждан улучшалась день ото дня, нам нужно решать проблемы, связанные с повышением эффективности работы органов МСУ.Ответственность за сбор налогов и неналоговых поступлений, наряду с налоговыми органами, несут и мэры городов. В целях улучшения собираемости и пополнения доходной части местных бюджетов можно было бы большую долю отдельных видов налогов расщеплять и оставлять органам МСУ, что расширило бы их возможности по решению вопросов местного значения и позволило в какой-то мере стимулировать труд муниципальных работников.Как известно, в последнее время Государственной кадровой службой принимаются меры по улучшению конкурсных процедур, подготовки и переподготовки кадров, в связи с чем возникают предложения с мест.
Каждый желающий устроиться на работу в органы местного самоуправления должен пройти конкурсный отбор (тестирование) в ГКС. Тесты на компьютере, предлагаемые конкурсанту, включают более 500 вопросов. Теперь представьте себе среднестатистического конкурсанта 20-30 лет, впервые участвующего в компьютерном тестировании, который должен четко знать вышеуказанный объем нормативно-правовых вопросов, касающихся деятельности органов МСУ и законодательства республики. Вряд ли он справится. Поэтому целесообразно уменьшить объем включаемых в тесты вопросов, но сделать их более конкретными, целевым образом направленными на проблематику МСУ. Важный вопрос – это вопрос карьерного роста муниципальных служащих.
На мой взгляд, в Кыргызстане нет четко построенной системы отслеживания роста муниципальных работников по служебной лестнице. Надо создать банк данных о муниципальных служащих с начала работы (прохождения конкурса) в органах МСУ и в последующем держать сотрудника в поле зрения, учитывать все поощрения, взыскания и другие виды оценок его работы.Следующий вопрос – курсы повышения квалификации. Чтобы обучающийся там служащий действительно получил требуемые знания и навыки, надо привлекать к обучению лучших лекторов – профессоров, докторов наук – признанных специалистов, имеющих авторитет в своей отрасли (экономика, право, социология, психология, конфликтология и др.). Неплохо было бы проводить обучение на базе лучших вузов страны, а также привлекать к проведению практических занятий опытных и авторитетных муниципальных работников. Наряду с этим нужно знакомить муниципальных служащих с достижениями ИКТ.
Этот вопрос является актуальным еще и в связи с тем, что правительством намечены меры по введению электронного документооборота и электронного правительства.По итогам переподготовки муниципальных служащих и в целях улучшения мотивации, выдача сертификатов должна сопровождаться оценкой (провести тестирование для определения уровня полученных знаний для последующего включения его в систему надбавок к заработной плате и использовании при аттестации).Система непрерывного обучения служащих хорошо поставлена в ряде развитых стран, и использование их положительного опыта с учетом наших особенностей сыграло бы положительную роль.
Вопросы подготовки и переподготовки муниципальных служащих нового поколения, являющихся высокопрофессиональными менеджерами по работе с местными сообществами, должны оставаться в поле зрения и первоочередного внимания руководителей органов МСУ и вышестоящих органов.В целях стимулирования муниципальных работников к улучшению выполнения ими своих функциональных обязанностей, можно было бы дать большие полномочия руководителям МСУ в их поощрении. Большой вопрос вызывают шаговые надбавки заработной плате работников МСУ, введенные соответствующим решением Правительства в 2012 году.
Мизерные надбавки за отличную работу, пересматриваемые каждые два года, не служат действенным стимулом, и благое начинание не дает ожидаемого результата.В большой и многотрудной работе муниципальных служащих есть ряд других проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе. Но если вопросы, поднятые в статье, хоть на малую толику будут озвучены и решены, это даст моральный и материальный стимул.В заключение хотелось бы внести предложение об издании сборника по вопросам муниципальной службы, который включал бы: теоретическую часть (вопросы и ответы по конкурсной программе) и практическую часть (имеющийся опыт и наработки по вопросам муниципальной службы).Муниципальная служба и его носители - муниципальные служащие - могут и должны вносить свой весомый вклад в дело развития городов и сел нашей страны, и если мы общими усилиями решим стоящие перед ними задачи, то внесем свою лепту в прогресс страны.
Послесловие редакции В целом, поддерживая некоторые предложения автора, редакция журнала «Муниципалитет» рада сообщить, что пособие по муниципальной службе, включающее ответы на тестовые вопросы, уже готовится Институтом политики развития, его издание запланировано на конец 2015 – начало 2016 гг.