Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Рецепт управления диктует молодежь Молодые исследователи и студенты видят будущее муниципальной службы по-своему

2017-05-18 / Кадры МСУ
Рецепт управления диктует молодежь Молодые исследователи и студенты видят будущее муниципальной службы по-своему

автор: Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, специалист по связям с общественностью Проекта ГГПОМСУ, ИПР Использованы фрагменты статьи Галины ЛУНЕВОЙ, "Слово Кыргызстана"

Студенты и молодые исследователи вузов Кыргызстана в третий раз соревнуются в изучении местного самоуправления – основы государства и демократии.

14 июня 2017 года в Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики в Бишкеке состоялась III межвузовская научнопрактическая конференция молодых исследователей «Местное самоуправление в Кыргызской Республике: состояние и перспективы-2017». В конференции приняли участие около 70 человек, вниманию которых были представлены отобранные Конкурсной комиссией доклады, для защиты которых и были приглашены потенциальные победители-призеры. Будущие муниципальные чиновники соревновались на предмет того, кто лучше знает местную власть и что каждый собирается изменить, когда получит диплом и приступит к службе.

Одна из самых сложных проблем отечественного высшего образования – слабая связь обучения с практикой, что приводит к выпуску «сырых» специалистов, не приспособленных к реальной работе, не знающих мировых тенденций развития самоуправления.

Сегодня ключевые институты, занимающиеся развитием МСУ и подготовкой кадров, объединили силы для решения этой проблемы: госорганы, НПО и профильные вузы. Цель – пробудить интерес студентов – будущих управленцев – к повышению качества муниципального обслуживания, предоставить им возможность погрузиться в прак-тику, сформулировать собственные «рецепты» совершенствования институтов местного самоуправления, содействовать развитию научной мысли.

С приветственным словом выступили заместитель директора Государственной кадровой службы Калыбек АЛЫШБАЕВ, замдиректора Госагентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений Михаил ХАЛИТОВ, председатель правления Института политики развития Надежда ДОБРЕЦОВА и другие.

На конференции будущие менеджеры – более 110 человек из 16 вузов нашей страны, включая регионы, – вместе со своими научными руководителями состязались в умении решать местные проблемы: обеспечение аймаков чистой питьевой водой, ремонт пригородных сооружений, уборка бытовых отходов, организация досуга детей и подростков, забота о пожилых сельчанах и многодетных семьях.

С докладом на тему «Улучшение осуществления делегированных полномочий работы ОМСУ» выступил Ажыбек ТУРУМБЕКОВ, студент второго курса АПГУП КР; студент третьего курса Академии государственного управления при ПКР КАДЫРОВ Арген представил доклад «Роль стимулирующих грантов в развитии МСУ в Кыргызской Республике»; о реформах в региональной экономике сообщила студентка четвертого курса Нарынского госуниверситета Саадат МЕДЕРБЕКОВА.

Прозвучали критические замечания в адрес стратегического плана развития города Балыкчы,активности гражданского общества, а также взаимодействия местных сообществ и бизнеса.

Внимание присутствующих привлекли исследования студентов и их рекомендации по пресечению участившихся суицидов среди подростков, созданию благоприятной среды проживания для лиц с ограниченными возможностями МСУ, сохранению и обновлению традиций кочевого народа.

Так, молодые специалисты утверждали, что самостоятельность это прежде всего ответственность за принимаемые решения. И лишь образованные люди способны взять эту ответственность на себя.К тому же учитывать мнение меньшинства – это элемент демократии, их необходимо смелее развивать в нашем обществе. Конкурсанты даже предлагали упростить систему выравнивающих грантов, ежегодно предоставляемых регионам Министерством финансов, заменить их на стимулирующие. Не рано ли? В мировой практике принято поддерживать отдаленные слабые районы за счет перераспределения прибыли, полученной от более крупных и сильных аймаков.

Может быть, такой переход и возможен, но только в отдаленном будущем, к тому же он должен быть осторожным, постепенным. По Конституции все граждане должны получать равные услуги от своих муниципалитетов, независимо от их природного потенциала, в богатом или бедном аймаке они проживают.

От студентов – участников конференции - прозвучало множество рекомендаций по усовершенствованию института местного самоуправления, впоследствии эти предложения, возможно, лягут в основу практической деятельности молодых специалистов.

Оценка докладов и победители «Оценка поступивших работ проводилась ано- нимно, все работы были закодированы, поэтому оценка оказалась объективной. От имени Института политики развития выражаю благодарность всем участникам и членам комиссии за проделанные работы.Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству, выполняемый нашим институтом, продолжит оказывать поддержку в организации и проведении этого конкурса в ближайшие годы. И я надеюсь, что в этом году будет еще больше вопросов, по сравнению с прошлым годом, как со стороны аудитории, так и членов комиссии. Предыдущие две конференции на данную тему состоялись в 2015-м и 2016 годах. Третья конференция состоялась в 2017 году, благодаря плодотворному сотрудничеству между Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР, Государственной кадровой службой КР, Академией управления при Президенте КР и Институтом политики развития. Финансовую поддержку оказал Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству (далее – Проект)», – сказала Надежда ДОБРЕЦОВА.

«Институт политики развития провел активную информационную кампанию, а для 30 научных руководителей и около 100 будущих участников конкурса в конце 2016 года состоялись семинары по актуальным темам местного самоуправления. Для региональных участников были проведены скайпвебинары, все участники были обеспечены презентациями экспертов и раздаточными материаламиВ вузах страны состоялись ставшие уже традицией открытые лекции, в которых приняли участие более 3000 студентов и преподавателей. Участники открытых лекций обсудили с экспертами-практиками влияние МСУ на ежедневную жизнь граждан, выявили проблемы, которые могут быть темой для доклада, – сказала Гузель ЖАНАЛИЕВА, координатор конкурса от Института политики развития.

Оценка докладов проводилась конкурсной комиссией в три этапа: проверяли на плагиат и соответствие требованиям, оценивали содержание, оригинальность, умение обстоятельно и всесторонне отвечать на вопросы аудитории. Иными словами, мало только написать достойный доклад, важно представить и защитить его на конференции перед сверстниками и опытными экспертами в сфере МСУ.

Лучшие доклады отметили ценными подарками, дипломами и поощрительными призами. Не забыли и научных руководителей, оценив их заслуги. А полученные студентами сертификаты можно было обналичить в одном из Бишкекских книжных магазинов, купив на указанную сумму книги в традиционном бумажном или электронном виде.

 Решением Конкурсной комиссии призовые места были распределены следующим образом:

1 место – МАМЫТБЕКОВ Эмир, студент 3 курса Академии государственного управления при ПКР, за доклад «Проблемы взаимодействия местных сообществ и бизнеса»; научный руководитель – АЛЫБАЕВА Гульдана.

2 место – КУЛЧОРОЕВА Аделина, студентка 3 курса КНУ им. Жусупа Баласагына, за доклад «Жергиликтүү өз алдынча башкаруу органдарынын мүмкүнчүлүгү чектелген жарандарга ыңгайлуу шарт түзүүдөгү мүмкүнчүлүктөрү жана ролу. Роль и возможности МСУ в создании благоприятной среды для лиц с ограниченными возмож-ностями здоровья»; научный руководитель – НУРМАТОВА Гулсайра.

3 место – ТАГАЕВ Максат, студент 3 курса Академии государственного управления при ПКР, за доклад «Стратегический план развития города Балыкчы: критический взгляд перспективы»; научный руководитель – АЛЫБАЕВА Гульдана.

Поощрительными призами были отмечены:

ТУРУМБЕКОВ Ажыбек, студент 2 курса Академии государственного управления при ПКР, за доклад «Мамлекет тарабынан жергиликтүү өзүн өзү башкаруу органдарына өткөрүлүп берилген ыйгарым укуктардын ишке ашырылышын жакшыртуу. Улучшение осуществления делегированных полномочий работы ОМСУ», научный руководитель – ДУЙШО кызы Нуржан.

КАДЫРОВ Арген, студент 3 курса Академии государственного управления при ПКР, за доклад «Роль стимулирующих грантов в развитии МСУ в Кыргызской Республике»; научный руководитель – ТУРСУНОВА Салтанат.

ИРИСБАЕВ Абдыкадыр, студент 2 курса Ошского технологического университета, за доклад «Роль и возможности МСУ в создании благоприятной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья», научный руководитель – КАСЫМОВА Сюита.

САМАТОВА Айкыз, студентка 2 курса КНУ им. Жусупа Баласагына, за доклад «Жарандардын жергиликтуу өз алдынча башкарууга болгон катышуусу. Участие граждан в местном самоуправлении»; научный руководитель – ИБРАЕВА Венера.

ДУЙШЕЕВ Азамат, студент 3 курса Кыргызской государственной юридической академии при ПКР, за доклад «Кыргыз элинин каада-салттарын сактап калуу жана модернизациялоодо жергиликтүү өз алдынча башкаруунун ролу жана мүмкүнчүлүктөрү. Роль и возможности ОМСУ в сохранении и обновлении традиции кыргызского народа»; научный руководитель – МУСАЕВА Венера.

САДЫРОВА Айжамал, студентка 3 курса Академии МВД имени генерал-майора милиции Э.А. Алиева, за доклад «Роль местного самоуправления в пресечении суицидов среди несовершеннолетних»; научный руководитель – КАДЫРОВА Чолпон.

Гость конференции: стабильность страны определяется местным самоуправлением  О системе развития местного самоуправления в целом рассказал гость конференции молодых исследователей – Андрис ЯУНСЛЕЙНИС, председатель Латвийской ассоциации местных и региональных самоуправлений.

«Большинство стран Европы имеет свои ассоциации самоуправлений, являющиеся формой координации и сотрудничества. Каждая из стран, присоединившихся к Европейской хартии местного самоуправления, присоединилась и к ее статье 10-й: «Право местных органов самоуправления на ассоциацию». Основная роль ассоциации – защищать интересы своих членов, самоуправлений, и помочь им выполнить их главную цель: предоставлять качественные услуги жителям. Латвийская ассоциация местных и региональных самоуправлений – добровольная общественная организация, существует с 1991 года. Принципиальными вопросами создания ассоциации являются: членство (только самоуправление и только добровольное), единство, учет мнения меньшинства, финансирование и функции. Но везде нужно уметь находить компромисс. Говоря об учете мнения меньшинства, мы должны понимать, что, принимая мнение большинства, меньшинство не меняет своего мнения, оно остается при своем мнении. И с этим надо считаться в будущем. Потому что меньшинство со временем может поменять свое мнение или может остаться при своем. Либо же по истечении определенного времени может оказаться так, что меньшинство было право. Мы учились этому в свое время, и так как ваша страна идет по тому же пути, вам тоже следует научиться этому.

В 2009 году в Латвии завершилась административно-территориальная реформа, по итогам которой вместо бывших 548 самоуправлений стало 119 местных самоуправлений: 110 муниципалитетов (novads) и 9 больших городов. В Латвии местное самоуправление не является органом – оно является телом (юридическое лицо публичного права). Другими словами, МСУ у нас не является исполнительным органом центральной власти. Местное самоуправление у нас – самостоятельно, и оно работает по закону.Центральная власть может повлиять на решение МСУ в Латвии только через парламент. И так как наша страна ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, то все основано на принципах этого документа. Ведь самостоятельность – это значит, ответственность; ты не можешь быть самостоятельным и не брать никакой ответственности. Выборы местных самоуправлений проводятся один раз в четыре года. Голосование – прямое, тайное, пропорциональное, равноправное, а число депутатов определяется в зависимости от количества жителей самоуправления. И только саейма (парламент), по предложению кабинета министров, может распустить совет самоуправления с назначением новых выборов и c назначением временной администрации до этих выборов. У местного самоуправления в Латвии две основные функции: автономная и делегированная компетенции. В этом наши страны похожи. Кыргызстан тоже движется по этому пути. Автономные функции закреплены в 15-й статье Закона «О самоуправлении», который иначе называют «Конституционный закон для самоуправлений». Это значит, что его статус практически выше других законов, скажем, отраслевых, потому что он определяет систему работы самоуправления, и отраслевые законы должны соответствовать закону о самоуправлении. Это очень важный момент, так как все остальные вопросы, в том числе связанные с делегированными, четко обговорены, потому что ты выполняешь тогда функции центрального управления.

У нас в стране был эксперимент – 10 лет само-управления сами определяли зарплату всех своих сотрудников, без вмешательства государства. В 2008 года в Латвии был экономический кризис, и мы приняли закон об определении зарплаты служащих. Основной урок, извлечённый нами от этого эксперимента, это – правильное распределение доступных средств, которые ты имеешь в бюджете, с учетом интересов всех сторон.

Еще одна особенность системы МСУ в Латвии заключается в системе переговоров, закрепленная в законе. Кабинет министров принял Правила ведения переговоров. Обязательность процедуры выгодна, потому что министерства процедуру соблюдают. Вопросы, рассматриваемые во время переговоров, могут быть следующими: размер общей государственной дотации и целевых дотаций, порядок выравнивания финансов, источники финансирования новых автономных функций, законопроекты и проекты правил Кабинета министров и др.»

Председатель Ассоциации также рассказал о системе поддержки и поощрения работников самоуправления по линии социальной защиты. Например, для руководителя самоуправления, который избирался не менее двух раз подряд и отработал около 20 лет, но потом, когда ему оставалось лет 5 до пенсии, его не избрали, он получает пособие в размере двух минимальных зарплат до получения пенсии, в течение оставшихся пяти лет. За это ему еще будут сохранены социальные страхования и пенсионный капитал. К слову, на сегодня минимальная зарплата в Латвии составляет 760 евро.