Муниципалитет Научно-популярный журнал

2-3(100-101) 12 Марта 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Клановость и родоплеменной эгоизм – тормоз на пути создания государства нового типа

2015-07-03 / Кадры МСУ
Клановость и родоплеменной эгоизм – тормоз на пути создания государства нового типа

Известный американский футуролог Э. ТОФФЛЕР достаточно емко изложил суть сбалансированной власти в современном обществе в своей книге «Метаморфозы власти» и четко охарактеризовал, к чему может привести чрезмерная ее концентрация или недостаточность: «… есть понятие «избыток власти» или сверхконцентрация власти она опасна. Примеров в истории более чем достаточно, но не менее опасен недостаток концентрации власти, когда десятки группировок с амбициозными претензиями стремятся к власти, сея анархию и хаос в обществе, добиваясь власти антиконституционным методом. Таким образом, избыточная и недостаточная власть равно приводят к ужасным последствиям. Власть, врученная правительству, должна быть достаточной для обеспечения защиты от реальной (невоображаемой) внешней угрозы, а также для минимума внутреннего порядка и добрых отношений».

Государственность должна служить национально-оправданным, народосостоятельным целям.В противном случае государство перестает преследовать национальные интересы, захлебывается в коррупции и предательстве. Государство должно придавать огромное значение духовному развитию общества, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, поскольку духовная культура, духовная ценность – эта часть развития, часть прогресса. Для успешной реализации своей миссии и достижения цели государства, необходимо осуществить ряд непопулярных мер, вопреки нашим традициям, ценностям, нашим представлениям и нашему сознанию. К примеру, ввести систему ротации в госорганах, во всех структурах власти, в учреждениях и т.д.; разработать и внедрить отбор госслужащих, обладающих государственным мышлением, отличающихся моральными и интеллектуальными достоинствами, по принципу профессионализма, компетентности. Во многих странах давно внедрена система ротации, которая благополучно функционирует и приносит свои плоды, там чиновник знает, что его профессионализм, компетентность и эффективное управление дают ему шанс карьерного роста, соответственно, повышения заработной платы.
 
Без таких субъективных факторов нельзя укрепить государственность, создать эффективное качественное управление с целью дальнейшего развития государства.Современное кыргызское общество отравлено постоянными склоками, клановостью, групповщиной. Это объясняется тем, что кочевники на протяжении длительного времени находились в состоянии социальной разобщенности, отличались отсутствием внутренней коммуникации. Внешняя изоляция и внутренняя самоорганизация, основанная на кровном родстве, не позволяли вступать в продуктивный контакт с иными социальными группами другого типа. Номады не могли легко находить компромиссы, согласованность в своих действиях с другими системами, им было неведомо такое понятие, как интересы государства; не всегда было ясное понимание, что для достижения справедливости и социальной гармонии необходима сплоченность, единство, целеустремленность и политическая воля, без которых трудно представить построение общества нового цивилизационного типа.
 
Учитывая особенности традиционного общества, важно, чтобы государство и его институты взяли на себя обязательства и ответственность по реформированию общества. Если необходимо – нужно иметь смелость проводить реформу в жесткой форме, в целях сохранения единства народа и целостности государства. Давать гарантию своим гражданам достойной жизни не потом, а сейчас; обеспечить их безопасность, всячески развивать и укреплять духовно-нравственные отношения в обществе, особенно среди молодежи. Государственная власть должна определить основные направления развития страны в интересах всех и каждого, должна выступать как организация всех граждан и только от имени всех членов общества принимать властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым.Участие государства необходимо и важно в инновационной деятельности в целях цивилизованного функционирования рынка, рыночных отношений,недопущения пауперизации общества.
 
При иных неблагоприятных обстоятельствах капитализм может превратиться в антинациональную систему,чего не допустили некоторые страны, такие как Франция, Италия, Япония, Южная Корея после Второй мировой войны. Принятая ими государственная программа по модернизации помогла вывести капиталистическую экономику этих стран из состояния развала и сделать ее конкурентоспособной. Сегодня в независимом Кыргызстане понятие государства, отделенного от личности и правителя, в обществе еще не сформировалось. Государство и государственность не проникли в сознание людей, ни бывшая советско-партийная номенклатура, ни современная аппаратно-чиновничья бюрократия не прониклись государственным сознанием, мышлением. Нет понимания, что чиновники должны служить и защищать Родину не ради правителя, а ради процветания государства и народа.Несмотря на стремление ввести демократические принципы на полуразвалившиеся политические и административные органы советского типа, кыргызы так и не прониклись государственным духом.
 
Экс-президенты рассматривали свою страну как собственность, вроде фазенды или сокровищницы. Они с легкостью отчуждали ее части. Согласно кочевой традиции, экс-президенты продолжали управлять страной, сидя «в седле».В Кыргызстане подбор и расстановка кадров сложились таким образом, что на руководящие государственные посты чиновники назначались не по деловым качествам, а по протекции, знакомству, родственным связям, по принципу личной преданности. На почве трайбализма процветал пышным цветом протекционизм, местничество, землячество, карьеризм, важные государственные проблемы решались в узком семейно-родственном и приятельском кругу.Сложилась такая политическая система, где никто не несет никакой ответственности за свой непрофессионализм, за коррупцию и воровство, и по сегодняшний день в госуправлении продолжает существовать проблема нерасторопности, безынициативности и профнепригодности чиновников. Появился целый класс чиновников-паразитов, присваивающих государственную собственность, родился целый ряд прихлебателей, которые бессовестным образом паразитировали на обществе, ориентировали людей не на производство, а на систематическое присвоение результатов чужого труда.
 
Государственные органы не достаточно хорошо исполняют свои управленческие функции, недостаточно владеют информацией о тех или иных событиях, не ставятся четкие и конкретные цели и задачи каждой государственной структуры. Органы управления часто не владеют ситуацией, в случае нештатного развития событий, теряют контроль. Госорганы в своих действиях часто руководствуются импровизацией, работают в авральном режиме, зависимы от обстоятельств.Иногда госорганы идут на поводу у групп интересов, которые диктуют им свои условия, лоббируют свои интересы на государственном уровне в ущерб национальным интересам. Внутри страны есть силы, которым невыгодно наличие мощного конкурентоспособного государства, способного самостоятельно решать внутренние проблемы.При этом аргументы против усиления государственности могут быть прикрыты демагогическими лозунгами, вроде «усиления демократии» и «борьбы в авторитаризмом».
 
Деятельность таких групп интересов необходимо жестко пресекать, не допуская вмешательства во внутренние дела государства. Слабость государства, коррумпированность госчиновников, институциональная атрофия власти сеет хаос и анархию, неуверенность общества в завтрашнем дне, и все это на руку недоброжелателям суверенитета государства. Государственные институты не предъявляют строгих служебных требований к своим чиновникам, государственным мужам, органам управления, институтам власти в выполнении ими функциональных обязанностей, служебного долга и т.д. Когда государственные органы власти не на должном уровне или недобросовестно исполняют свои обязанности, произвол и беспредел госчиновников неизбежен. Контроль деятельности государственных учреждений и частных структур со стороны государства должен быть достаточно строгим и бескомпромиссным, иначе нельзя ждать эффективной и результативной работы чиновников и органов управления.
 
Созданная за последние десятилетия социально-политическая и экономическая система была основана на инстинкте выживания, как отдельного индивида, так и целого государства. Ушедшие политики особо не заботились о перспективе развития республики. Нажитые многими поколениями материальные ценности были разграблены, духовно-нравственные ценности – растоптаны. Многие государственные чиновники морально разложились, встали на путь казнокрадства, разворовывания государственного добра. Со временем все это стало нормой. Благодаря сложившимся в государстве хаосу и беззаконию, им удалось избежать справедливого суда, что подорвало сами основы законности, поставило под сомнение верховенство права. Клановость и родоплеменной эгоизм стали анахронизмом, тормозом на пути создания государства нового типа. Если общество стремится к обновлению, то оно должно менять мышление и поведение. Чтобы эти изменения были результативными и эффективными, должен измениться тип политической системы, отношений и формы организации управления обществом и государством. У нас получилось наоборот: тип политический системы и отношений поменялся в сторону прогресса, правда, с некоторой оговоркой, поскольку политические реформы оказались, мягко говоря, не совсем удачными.
 
А общество двинулось в обратном направлении – в сторону отжившего мышления, кланово-родоплеменного сознания, низкой политической культуры и безответственности. Этим воспользовались разного рода проходимцы от политики, которые оказались у руля власти, соответственно, подбирали себе подобных чиновников. В руководстве страной отсутствовала критика и самокритика, многие бюрократы-вельможи за знались и стали считать себя непогрешимыми, незаменимыми. Сегодняшний госчиновник ассоциируется с коррупцией, взяточничеством, воровством госимущества. Трудно построить новый тип государства, когда власть и общество пропитаны коррупцией, духом стяжательства и кланово-родоплеменным эгоизмом.... Незрелость граждан и общества порождают незрелость политической культуры и политического сознания, а это, в свою очередь, извращает суть новой политической системы, искажает цель политической реформы. Развращает же власть лишь тех, кто смотрит на нее как на средство удовлетворения своих потребностей. Если человек смотрит на данную ему власть как на долг, как на ответственность, то власть не развращает его, а постоянно развивает как личность, как лидера и как управленца.
 
Цель воспитания государственных чиновников заключается, прежде всего, в воспитании ответственного отношения к своему труду, служебному долгу перед обществом, осознании необходимости преобразования общества, реформирования экономики и перестройки всей политической системы. Без этого воспитания не может быть речи об эффективности и результативности реформ и преобразований. При этом воспитание или развитие государственных чиновников и народа должно идти синхронно, иначе не будет эффекта в реформировании общества и государственных институтов управления. Народу и чиновникам необходимо выработать коллективную волю, решимость для достижения поставленной цели, осознание правоты избранного пути развития и невозможности отступления или отказа от реформ, несмотря на все трудности и препятствия.
 
Для преобразования общества и государства нужен новый тип личности. Это должна быть творческая личность, обладающая практической интуицией, созидательным инстинктом, готовая брать на себя ответственность, этот человек не должен быть связан с традиционными институтами и социальными предрассудками. Именно творческие люди, лидеры-новаторы эффективно используют имеющийся природный потенциал общества, создают новые отрасли производства, новые рынки,новые системы инфраструктуры, осваивают новейшие технологии, внедряют их в производство. При этом они преобразуют формы хозяйства в производстве, торговле, финансах, кардинально обновляя все общество. Преобразующая деятельность творческих людей, лидеров-новаторов может быть эффективна и результативна при двух благоприятных условиях: первое, если их деятельность протекает на исторически благоприятной национальной почве; второе,когда она опирается на государственную поддержку и приобретает мирохозяйственный размах.
 
Рынок с рыночными отношениями может нормально функционировать там, где имеются институциональные предпосылки для деятельности созидателя-новатора, где преобладает именно такой тип предпринимателя. Если таких людей и условий нет, то капитализм способен обеспечить себя только в рамках «стационарного кругооборота», а прогресс отсутствует.В странах, где не существует жестких институциональных рамок, направляющих деятельность частного бизнеса в конструктивное русло, в интересах общества, могут появляться крупные новаторы-разрушители, занимающиеся незаконной деятельностью по приватизации госсобственности, искусственному банкротству успешных конкурентов, изъятию и отмыванию бюджетных средств, рейдерскому захвату прибыльных отраслей и т.д. В последующем такие новаторы сращиваются с властью и превращаются в крупных «олигархов».Глобальный и региональный кризис нарастает, это очевидно. Он бросает вызов всем малым и большим государствам, все предыдущие нормы и правила ставятся под сомнение, старые идеи не помогут справиться с этим кризисом. Наступающий кризис носит иной характер и будет иметь иные последствия, нежели мы привыкли ожидать, и только нестандартные решения помогут его преодолеть.
 
Уровень готовности нашего государства к преодолению кризиса низок, так как низок интеллектуальный уровень госчиновников, руководителей высокого ранга, что не позволяет им масштабно мыслить, анализировать сложившуюся ситуацию, принимать адекватные решительные меры, проявить достаточную политическую волю в достижении поставленной цели. Ныне существующая система изжила себя, класс управленцев вырождается. Необходимо обновление, иначе мы станем государством-изгоем.