Муниципалитет Научно-популярный журнал

5 (127) 1 Июня 2022

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Как донести до каждого музыку большого города? И при этом не сфальшивить

2015-11-14 / Услуги МСУ
Как донести до каждого музыку большого города? И при этом не сфальшивить

В Бишкеке в третьей декаде ноября состоялся первый цикл семинаров для вице-мэров, руководителей аппаратов мэрий городов и кенешей, депутатов и других ответственных работников муниципалитетов, съехавшихся в столицу практически со всех регионов республики. Организаторами выступили Государственная кадровая служба, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений и Фонд Ханнса ЗАЙДЕЛЯ. Этот своего рода курс повышения квалификации для достижения максимальной полезности направлен в большей степени на развитие базовых навыков, нежели передачу новых знаний. Это и понятно, ведь слушатели – люди непростые, у многих за плечами десятилетия трудового стажа в государственной и муниципальной службе. А некоторые пришли в эту сферу, проработав специалистами в разных областях экономики и бизнеса. Однако новые времена диктуют новые требования к управленцам.

Нынче к подготовке и повышению профессионального уровня муниципальных служащих у государства особое отношение. Их продвижение по карьерной лестнице во многом зависит от степени компетентности по многим вопросам, кругозора, понимания современной экономической, социальной политики правительства и задач, стоящих перед регионами, в частности, перед их муниципалитетами. И своей роли во всем этом рсложном процессе. Учеба в течение всего года будет проходить раз в квартал и только в выходные дни, чтобы никто в коллективе не заметил отсутствия вице-мэра или руководителя аппарата, выполняющих, как правило, большой объем работы. К тому же учеба – это дело сугубо добровольное, так как отнимает личное время.
 
Понимая потребности контингента слушателей,все лекторы-тренеры строили свои занятия таким образом, чтобы слушатели все время анализировали услышанное и сравнивали с тем, как должно быть и что в реальности имеет место быть. Например, идет ли на деле в городах модный нынче процесс «стратегическое планирование»? Вообще есть ли само понимание этого многослойного имноговекторного обозначения задачи по развитию чего бы то ни было. В данном случае разговор шел о муниципалитетах, где проживают тысячи граждан республики. Опытные эксперты в области местного самоуправления и межбюджетных отношений – доцент Академии госуправления при Президенте КР Салих МУРЗАЕВ, специалист Института политики развития Асылбек ЧЕКИРОВ, советник Минфина Зоотбек КЫДЫРАЛИЕВ – в ходе своих выступлений постоянно вызывали вопросы слушателей, которым не терпелось получить ответ, почему в их городах доходы не поспевают за расходами, не особо видно результатов реформ в МСУ, развитие муниципалитетов происходит медленнее, чем хотелось бы людям.
 
По убеждению Асылбека ЧЕКИРОВА, происходящие сейчас реформы дали толчок к самостоятельности, которой так хотят руководители муниципалитетов. Однако на практике большинство из них психологически оказалось не готово к резким переменам. «Вы должны перестать думать как чиновники. Ждать, когда вам кто-то даст денег на дороги, строительство социальных объектов, улучшение освещения и т.д., – сказал эксперт ИПР. – Вы должны ощущать себя хозяевами своего города, постоянно думать, как, где и на чем заработать, чтобы решить проблемы ЖКХ, развить инфраструктуру, повысить благосостояние населения. Если мэры не знают своих самых крупных налогоплательщиков, то, конечно, они будут постоянно испытывать дефицит финансов. И инвестиций им не стоит ждать, – сделал заключение А. ЧЕКИРОВ, - потому что с инвесторами и донорами необходимо работать, предлагая им выгодные проекты. Но для этого нужно очень хорошо знать свой город изнутри – все проблемы и все перспективы».
 
Как известно, денег много не бывает. Сколько бы средств ни шло в регионы из республиканского бюджета, там будут жаловаться на их нехватку. Не секрет, что зачастую градоначальники свою неэффективную работу объясняют отсутствием ресурсов – полезных ископаемых, крупных компаний, а низкую мотивацию управленцев среднего звена – маленькими зарплатами. Такие реплики не раз можно было услышать из уст участников. Ответом скептикам, привыкшим работать по старинке, стало посещение участниками семинара столичной мэрии и встреча с ее главой – Кубанычбеком КУЛМАТОВЫМ и его двумя заместителями.Словно продолжая дискуссии, возникшие в ходе обсуждения лекции о стратегическом планировании городов, бишкекский градоначальник напомнил, что город под его управлением добровольно отказался от некоторых преференций и резко поменял систему финансирования, скорректировал приоритеты. Как известно, были переданы министерствам объекты образования и здравоохранения.
 
Впервые за многие годы решение проблем ЖКХ вышло вперед и стало ключевой задачей. Бишкек перестал требовать от Минфина больше денег, мотивируя своим особым статусом и тем, что больше всех городов собирает налогов в казну. «Почему мы должны быть на особом положении? Разве это наша заслуга, что все самые крупные налогоплательщики зарегистрировались в столице, хотя работают по всей стране?» – задавался вопросами мэр КУЛМАТОВ. Думаю, многим гостям было непривычно слышать такие слова. Ведь мало кто из руководителей добровольно отказывается от особого положения. Но это было только начало удивительного по открытости и доверительности разговора. Кубанычбек КУЛМАТОВ, видимо, ощущая себя среди собратьев по борьбе с мусором, незаконными постройками, плохими дорогами, знающими не на словах, а на деле цену «мэрского» хлеба, был предельно откровенен с коллегами.Он рассказал о проблемах с кадрами, которые,как известно, решают все.
 
По его словам, из 97 сотрудников только 14 прошли аттестацию. Из этого он сделал вывод, что в целом мэрия – плохой управленец. Стоит добавить, что «плохой управленец» мэрия еще и потому, что многое внутри этого большого и сложного, но живого организма, меняется.Перемены происходят медленно, болезненно, под пристальным и придирчивым взглядом депутатов, общественников и СМИ, которые признают только быстрые результаты и видимый успех. КУЛМАТОВ же рассказал коллегам из регионов, как мэрия подошла к решению проблемы «Тазалыка». Не путем увеличения техники, выдачи больше топлива, роста зарплаты и т.д., на это просто в столичной казне денег не предусмотрено, а пересмотра механизма взаимоотношений города и муниципального предприятия, которое сегодня учится жить и работать без дотаций, на самофинансировании. Продолжая делиться опытом, мэр акцентировал внимание на бюджете, на необходимости оптимизации расходов. Для Бишкека этот вопрос важнее, чем увеличение доходов.
 
При этом посоветовал коллегам говорить о городских проблемах с населением прямо и открыто, не давая заведомо невыполнимых обещаний. Раскрывать всю финансовую информацию. Например, столица второй год подряд с помощью ИПР издает Гражданский бюджет Бишкека. Кубанычбек КУЛМАТОВ коснулся проблем общественного транспорта, борьбы с коррупцией, как строились взаимоотношения с депутатским корпусом. Он ответил на множество вопросов и пригласил своих коллег к дальнейшему взаимодействию. Он обещал каждому городу подарить программу электронного документооборота, которая сейчас проходит апробацию в мэрии. Программное обеспечение в разы сокращает время на рассмотрение запросов, распоряжений, заявлений, приказов. По словам столичного мэра, роль градоначальника он сравнил с дирижером оркестра. КУЛМАТОВУ, который, несмотря на критику «сверху» и «снизу», упрямо ведет свою дирижерскую партию, виднее.

Похожие материалы: