2016-01-10 / Услуги МСУ
Данный обзор касается таких услуг, как вывоз твердых бытовых отходов, сфера водопроводно-канализационного хозяйства и оказание услуг в социальной сфере, в частности, культура и местные библиотеки.
Вывоз мусора Теоретически санитарная очистка населенных пунктов в Кыргызстане должна затрагивать все стадии обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО): сбор, транспортировку, обезвреживание и переработку, однако в большинстве случаев санитарная очистка органами местного самоуправления (МСУ) сводится лишь к сбору и транспортировке бытовых отходов. В соответствии со статьей 18 Закона КР «О местном самоуправлении», организация сбора, вывоза и утилизации ТБО относится к ведению исполнительных органов МСУ, а статья 31 вышеуказанного закона вопросы установления тарифов за сбор, вывоз и уничтожение твердых бытовых отходов относит к компетенции городского и айылного кенешей.
Одной из ключевых задач в сфере управления ТБО является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное возможностью появления в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, способных в иных формах и методах осуществлять процессы на всех стадиях управления ТБО в условиях ограниченных бюджетных средств. Однако договорные отношения между организациями по вывозу мусора и населением находятся не на должном уровне, в том числе и на столичном предприятии «Тазалык».Муниципальное предприятие «Тазалык» создано постановлением мэрии г. Бишкека от 01.08.2008 года, № 340 «О создании муниципального предприятия «Тазалык». Учредителем предприятия является мэрия города Бишкека.
Для комплексного решения своих задач предприятие располагает соответствующими службами, в которых работает около полутора тысяч человек. Предприятие осуществляет свою деятельность на принципах муниципального заказа. В объеме муниципального заказа предприятие производит санитарную очистку городских улиц, площадей, скверов, парков и бульваров. Все эти объемы распределены по технологическим картам с указанием определенного участка (местонахождения), вида работ, единицы измерения, наименования убираемого объема, периодичности убираемого объема, нормы времени, расценки и заработной платы. Количество технологических карт, без учета вновь реабилитированных в конце года улиц, составляет 818 единиц.
Все выполненные объемы в конце месяца сводятся в Акты выполненных работ, которые в течение месяца постоянн согласовываются с органами МСУ (муниципальные территориальные управы) и после согласования предъявляются заказчику – Управлению ЖКХ и сферы жизнеобеспечения мэрии г. Бишкека. К хозрасчетной деятельности предприятия относится: оказание физическим и юридическим лицам услуг на договорной основе по вывозу мусора, сбор денежных средств за предоставляемые услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, а также строительство и ремонт контейнерных площадок, установка и ремонт мусорных контейнеров. Будучи монополистом в сфере управления ТБО в г. Бишкеке, муниципальное предприятие «Тазалык» только за последние 5-6 лет накопило большие долги. Так, с 1 ноября 2008 года (до этого не было задолженностей по налогам и Соцфонду) по настоящее время задолженность предприятия составляет 213 млн. 287 тысяч сомов. Финансовые убытки предприятия сложились в основном за счет несовершенства работы предприятия по охвату населения договорными отношениями, а также системных проблем в управлении.
Что касается муниципального заказа для «Тазалыка», то, в соответствии со ст. 25 Закона Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления», исполнительный орган МСУ вправе осуществить муниципальный заказ на производство продукции, работ и услуг для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей местного сообщества. Муниципальный заказ может исполняться муниципальным предприятием или учреждением, а также иными физическими и юридическими лицами. Передача исполнения муниципального заказа производится по договору. Передача муниципального имущества по договору о муниципальном заказе производится с согласия местного кенеша. Субъект муниципального заказа определяется органами МСУ на основе открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Однако размещение муниципального заказа муниципальному предприятию «Тазалык» напрямую, без конкурса, также противоречит вышеуказанному закону.
Другой пример. В районном центре Аксыйского района Джалал-Абадской области в городе Кербене вопросами вывоза мусора, как и наружным освещением, благоустройством и озеленением, занимается отдел ЖКХ при мэрии. Отдел создан в 2004 году. На балансе управления муниципальной собственности имеются 8-9 единиц коммунальной техники, однако заработную плату водители, а также рабочие коммунального сектора – 17 человек, получают в мэрии. Избежав различных отчислений по налогам и сборам, отдел ЖКХ мэрии по существу совместил функции заказчика и подрядчика в одном лице, что неверно в правовом отношении.В других населенных пунктах республики вывозом мусора занимаются как муниципальные коммунальные предприятия, так и частные физические лица, в основном дворовой вывоз мусора. Помощь таким организациям заключается в разработке и утверждении уставных документов и договоров. В случае отсутствия специализированных коммунальных организаций в айылном аймаке или городе, орган МСУ вправе привлекать частные организации или индивидуальных предпринимателей по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, применяя при этом процедуры муниципального заказа.
Такие предложения высказаны руководителям органов МСУ.Другим, не менее важным недостатком в работе коммунальных предприятий является несовершенство расчета стоимости услуг по вывозу мусора.Подготовку предложений по расчету стоимости за сбор и вывоз бытовых отходов должно осуществлять специализированное предприятие на основе плановых затрат по обобщенной статье себестоимости. Потребность в финансовых средствах для выполнения работ по сбору и вывозу отходов определяется как сумма затрат по каждой статье себестоимости. Исходной базой для определения стоимости услуг служат утвержденные нормы накопления отходов у различных категорий потребителей. Нормы накопления отходов определяют: по жилым домам – на 1 чел., по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатры и т.д.) – на 1 место, по магазинам и складам – на 1 м2 торговой площади. Объем накопления мусора организациями и учреждениями города и его состав определяются на основании договоров. На основе расчетных годовых объемов накопления определяют мощность и производительность сооружений по обезвреживанию или переработке, а на основе среднесуточных расчетных норм – потребность в транспортных средствах и мощность оборудования по сбору и кратковременному хранению.
На объем накопления ТБО влияют такие факторы, как природно-географические условия; характер застройки; степень инженерного оборудования зданий и благоустройства территории; развитие систем водоснабжения и канализации; демографический состав населения; культура производства товаров и торговли; развитие систем общественного питания и бытовых услуг; способ сбора ТБО; время года. Однако эти критерии или часть приемлемых для конкретной территории критериев при расчетах стоимости в большинстве случаев не учитываются. Имеется также политический фактор, когда повышение тарифов на коммунальные услуги на местах «заморожены» до определенного срока.Водопроводно-канализационное хозяйство В соответствии с законами КР «О местном самоуправлении» и «О питьевой воде», обеспечение населения питьевой водой и услугами канализации отнесено к ведению органов МСУ. При этом питьевая вода является товаром, а канализация сточных вод отнесена к услугам.
Функции управления, содержания, эксплуатации и технического обслуживания систем водоснабжения и канализации, а также очистных сооружений, осуществляют различные организации в зависимости от уровня (категории населенных пунктов). В Бишкеке и Оше – соответственно, муниципальные предприятия «Бишкекводоканал» и «Ошводоканал». В районных центрах – государственное предприятие «Кыргызжилкоммунсоюз» и местные предприятия по обеспечению питьевой водой, в сельских населенных пунктах – сельские общественные организации потребителей питьевой воды (СООППВ) или муниципальные и частные организации. Содержание и эксплуатация водопроводно-канализационного хозяйства при подаче питьевой воды населению осуществляется с использованием следующих экономических ресурсов:
-
платежи за услуги водоснабжения и водоотведения (канализации) с потребителей питьевой воды;
-
привлечение средств внешней и донорской поддержки;
-
привлечение средств местного, а в необходимых случаях, республиканского бюджета.
В целом экономический механизм в питьевом водоснабжении населения вводится для решения следующих задач:
-
установления тарифов на услуги по обеспечению населения питьевой водой;
-
планирования работ, направленных на улучшение качества питьевой воды и на ее рациональное использование;
-
предоставления налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям водоснабжения;
-
возмещения в установленном порядке ущерба от загрязнения, ухудшения условий работы предприятий водоснабжения, причинения вреда здоровью людей.
Общий порядок разработки и применения дифференцированных тарифов на услуги по обеспечению населения питьевой водой, отпускаемой потребителям из систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, определяется Правительством Кыргызской Республики. Тарифы на услуги по обеспечению населения питьевой водой устанавливаются по представле нию предприятий, осуществляющих эксплуатацию и содержание сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, органами МСУ айылных аймаков и городов по согласованию с территориальными антимонопольными органами.
ПРИМЕР В городе Кербене Аксыйского района Джалал-Абадской области проживают 26 тыс. человек, в состав города входят еще 8 сел. Обеспечением питьевой водой занимается коммунальное предприятие «Кербен таза-суу», охвачено чистой питьевой водой 60-70% населения, в двух селах население пользуется питьевой водой из канала, а в некоторые части села питьевую воду привозят.Последний тариф на питьевую воду городской кенеш установил в 2014 году, население платит за воду из дворовых колонок по 150 сомов в месяц, с колонок - по 40 сомов в месяц. Всего по плану за поставку воды «Кербен таза-суу» должен получить 3,5 млн. сомов, в том числе с организаций – 1,35 млн. сомов, с населения - 1,8 млн. сомов. Бюджетные организации не имеют задолженностей, так как мэрия покрывает все расходы, собираемость с населения составляет 60%.
Договорных отношений предприятия с населением нет, так как этого не хочет само предприятие. По словам руководителя «Кербен таза-суу», наличие договорных отношений невыгодно самому предприятию, так как предприятие не может в полном объеме обеспечить население питьевой водой и, как итог - население может предъявить претензии (санкции). Аналогичная ситуация в айылном аймаке Ала-Бука Алабукинского района Джалал-Абадской области. Здесь также нет договорных отношений с населением по той же причине. В связи с тем, что питьевая вода поступает с гор самотеком, здесь не применяются подъемные насосы, в результате чего тариф на воду незначительный – 5 сомов за один куб с бюджетных организаций и 6 сомов - с коммерческих. Население платит 4 сома с человека в месяц и 22,8 сома за полив одной сотки. План по доходам предприятия составляет 1,2 млн. сомов, однако только 20% населения платит за воду.
Пример с Алабукинским водоканалом приведен по другой причине. Действующий Устав предприятия датирован 1986 годом, тогда предприятие входило еще в состав Джалал-Абадского областного ЖКХ, и статус предприятия был совершенно другим. У руководства предприятия есть понимание необходимости разработки нового Устава, учитывающего современные реалии, однако нет потенциала для этого. Положение усугубляется еще тем, что на балансе предприятия нет ни одной единицы техники. Водопроводные сети находятся в неудовлетворительном состоянии, необходимо реконструировать 11 км сетей. К тому же в старую сеть население (300 дворов) самовольно врезало свои трубы и подвело воду во дворы. Культура и местные библиотеки В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», к вопросам местного значения в части предоставления культурных услуг населению относятся:
-
организация и обеспечение работы библиотек местного значения;
-
создание условий для развития народного художественного творчества и организации досуга;
-
контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения.
Закон Кыргызской Республики «О культуре» вопросы организации и предоставления услуг в данной сфере относит к уполномоченному государственному органу в области культуры. Исключение составляют статьи 27 и 28 вышеупомянутого закона в отношении библиотек и культурно-досуговых учреждений, к которым относятся и клубы. Так, библиотеки обеспечивают право свободного доступа граждан к пользованию информационно-библиотечными ресурсами, и отношения, связанные с деятельностью библиотек, регулируются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Что касается культурно-досуговых учреждений, то они функционируют в целях создания благоприятных условий для развития самодеятельного творчества всех желающих проявить и развить свои художественные и интеллектуальные способности и дарования.
В двух последних редакциях закона о местном самоуправлении в 2008 и 2011 гг. к перечню вопросов местного значения, помимо создания условий для развития народного художественного творчества, организации досуга, контроля в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения, были дополнительно включены вопросы организации и обеспечения работы библиотек местного значения. Фактически разграничение функций местных органов государственной власти и органов местного самоуправления произошло по принципу принадлежности объектов культуры к объектам государственной собственности либо к муниципальной собственности. На местах, преимущественно в районных центрах, клубы и библиотеки, если они находятся в государственной собственности, финансируются из бюджета района, а соответствующие объекты муниципальной собственности стали финансироваться из местного бюджета, т.е. из бюджета айыл окмоту,либо из бюджета мэрии. Двойственная природа сферы культуры породила ряд других проблем.
Так, например, учреждения культуры, относящиеся к ведению органов местного самоуправления, не занимаются вопросами назначения руководителей учреждений и предоставления им или их сотрудникам отпусков. Необходимы меры по разработке новых уставных документов муниципальных учреждений с конкретной компетенцией и полномочиями органов местного самоуправления. Проведение государственной политики в сфере культуры отнесено к ведению уполномоченного государственного органа. К ведению органов МСУ отнесены, как было указано ранее, создание условий для развития народного художественного творчества и организации досуга, а также контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения. Более конкретизирована работа библиотек местного значения. В связи с этим органы МСУ финансируют расходы на коммунальные услуги, а также заработную плату сотрудникам данных учреждений. В исключительных случаях за счет средств местного бюджета, грантов международных организаций на объектах культуры проводится текущий либо капитальный ремонт.
Согласно статье 35 Закона КР «О культуре», основой государственных гарантий поддержки деятельности в области культуры в Кыргызской Республике является ежегодное финансирование в размере не менее 3% расходной части республиканского бюджета. К сожалению, это требование Закона правительством ежегодно не исполняется. В местных бюджетах эти нормы также не соблюдаются. Начиная с 2012 года, финансирование культуры проводится в размере лишь 1% расходной части республиканского бюджета. Имеющиеся недостатки и упущения в области культуры государственные органы и органы МСУ оправдывают недостаточным финансированием.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года, N85, утвержден Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями. Некоторые услуги, которые оказывают органы МСУ, вошли в перечень государственных услуг. При этом предоставление начального музыкального образования, воспитания и содержание учащихся, предоставление начального художественного образования, которые органы МСУ оказывали на платной основе,стали бесплатными. В связи с этим возможна вероятность, что эти услуги органами МСУ не будут предоставляться.