Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

БЕКБОЛОТ МАДЫМАРОВ, ШААРМАН БАТКЕНА: РОДНОЙ ГОРОД ПОМОЖЕТ СОЗДАТЬ КОМАНДУ И ПРОЛОЖИТЬ СВОЙ ПУТЬ

2017-04-04 / Шаарманы
БЕКБОЛОТ МАДЫМАРОВ, ШААРМАН БАТКЕНА: РОДНОЙ ГОРОД ПОМОЖЕТ СОЗДАТЬ КОМАНДУ И ПРОЛОЖИТЬ СВОЙ ПУТЬ

Бекболот МАДЫМАРОВ – активный пред­приниматель из Баткена, менеджер Бат­кенского информационного центра, один из основателей представительства Ассоциации молодых предпринимателей (ЖИА) в Батке­не. Вся его деятельность направлена на пре­доставление услуг жителям города: радиоузел на базаре, общественная баня и производство абрикосового сока. Управленец по образова­нию, Бекболот подчеркивает, что вся его дея­тельность носит социально ориентированный характер, и считает, что именно правильного ме­неджмента во многих сферах не хватает, чтобы развивать регион.

В чем специфика бизнеса в Баткене? Баткен – это небольшой город, который во­обще не считался городом, а стал им искус­ственно после событий 1999 года. Расположен в центре большой долины. Это преимущество с точки зрения административного управления, скорее всего, именно из-за этого его и выбрали областным центром. Большинство людей здесь зарабатывает сельским хозяйством, а именно на выращивании и продаже абрикосов; у всех есть абрикосовые участки, плантации. Большин­ство бизнесменов занимается перепродажей, как и в других городах. Тех же, кто занимается переработкой, можно пересчитать по пальцам. Хотя именно в этом направлении есть большой потенциал.

Была ли потребность в открытии пред­ставительства организации ЖИА (Ас­социация молодых предпринимателей) в Баткене? Нуждался ли бизнес города в такой структуре? Я являюсь менеджером Баткенского инфор­мационного центра, и мне не хватало команды. Как говорится, «один в поле не воин». Ассоциа­ция ЖИА показалась очень эффективной струк­турой, мне их политика, деятельность очень нравились, и не мне одному. Нашлись едино­мышленники, и вместе мы открыли Баткенскую ассоциацию ЖИА. Юридически она независима от основной ассоциации, но направления оди­наковы и действуют под одним брендом. Члены нашей ассоциации – это образованные, добро­совестные люди разного возраста, есть и жен­щины, и мужчины. Стать членом ассоциации непросто – нужно, чтобы кто-то дал рекоменда­цию. В области уже почти 50 человек являются членами ЖИА Баткен. Из Баткена в ассоциацию вошли представители оптовой торговли, гости­ничного и строительного бизнеса, а также пред­ставители сферы пищевых услуг. ЖИА часто проводит семинары, мы ездим в другие регионы, знакомимся и обмениваемся опытом. Расходы на поездки оплачиваем мы сами. А я знаю, что многие организации устраивают подобные ме­роприятия, но при этом мотивируют участников суточными, кофе-брейками и т.д.

Почему мы организовали ЖИА? Чтобы объе­динить бизнес, потому что объединенный бизнес дает больше возможностей. Например, в обла­сти сельского хозяйства: мы совместно с Талас­ской ЖИА от компании «Агрофрукт» распростра­няем в Баткенской области саженцы карликовых яблонь из Европы. Сейчас вместе с членами нашей ассоциации сажаем деревья, чтобы люди узнавали про этот сорт яблок. А в будущем хо­тим предложить проект государству, чтобы оно нам выделило землю для садов, где желающие могли на выделенном участке разводить ябло­ни. Просто нужен системный подход, и за приме­рами не обязательно ехать в Европу – подобный опыт есть и в Кыргызстане, правда, в единствен­ном айыл окмоту – Уч-Курганском. То есть для достижения цели нужно объединяться и рабо­тать, думаю, ЖИА даст такую возможность.

Судя по вашим словам, вы делаете упор на развитие города и полезность видов бизнеса в Баткене, вы когда-либо заду­мывались об имидже своего города? Конечно, я много об этом думаю. Но я не меч­татель, я предпочитаю действовать. Сейчас моя цель – это работать в русле, которое будет при­носить доход в местный городской бюджет. Вот тогда появится возможность трудоустройства для населения. Не только я, мы все в ЖИА на это ориентированы - хотим, чтобы предпринимате­лей было больше, многие ниши были освоены, а налоги поступали в местный бюджет.

Какие инфраструктурные сложности для бизнеса существуют в городе Бат­кене? С инфраструктурной частью, как и в других местах, наверное, у нас тоже проблема с кана­лизацией. Это мешает строить цеха, бани и дру­гие объекты. Лично у меня еще есть проблемы с электричеством. Обычно в других городах есть производственные здания, бывают производ­ственные территории, промышленные зоны – у нас этого нет.

Как, по вашему мнению, развивается го­род Баткен? Мэрия старается работать эффективнее, с каждым годом можно заметить изменения, например, дороги ремонтируют. Однако я счи­таю, что этого недостаточно для развития го­рода. По таким вопросам нужно сотрудничать с предпринимателями. Например, если выдают какой-то участок под бизнес, то делать каки­е-то льготы, но в то же время наделить ответ­ственностью, тогда предприниматели смогли бы сделать вклад в благоустройство города. Подобных примеров сотрудничества в мире много. Например, давайте рассмотрим сосед­ний город Худжант (Таджикистан), там многие дороги, тротуары, а также освещение города, сделано совместно с муниципальным органом и бизнес-сектором. Для этого нужен хороший ор­ганизатор со стороны мэрии, а бизнесмен тоже может стать инициатором такого проекта, но для него все равно будут какие-то барьеры.

А как развиваетесь вы? Что для вас оз­начает личное развитие? Я не останавливаюсь перед трудностями. Если есть необходимость, могу ради любимо­го дела освоить и новую профессию. При этом считаю, что необязательно получать пятилетнее образование, есть другие пути успешного осво­ения новых навыков и знаний, в таких ситуациях на помощь приходит Интернет. Таким образом я получил несколько профессий: менеджер, ин­женер-технолог, маркетолог, аналитик. Все мои виды деятельности взаимосвязаны. Как марке­толог я побывал во многих странах и городах, и этот опыт позволил мне новыми глазами взгля­нуть на местный рынок и спрос потребителей.

Этот анализ дал толчок для нового бизнеса – переработки абрикосов и производства компота. В этом году собираюсь заняться переработкой. Будем производить компот от торговой марки «Үч Данек». Планируем начать уже через два ме­сяца, сейчас ждем последнюю партию оборудо­вания из Турции. Продавать компот будем пока в Кыргызстане, потому что хотим предложить на­шему населению чистый продукт без химикатов. К тому же производство пищевой промышлен­ности все-таки ориентировано на свою страну, любая компания в первую очередь должна най­ти свое место во внутреннем рынке. На экспорт работать сложнее. Чтобы отправить даже не­сколько грузовых машин, нужен большой объем производства, а это требует значительных фи­нансов. Поэтому я начну работать с местными торговыми точками, магазинами, кафе и ресто­ранами. Получу от них отзывы и оценку, и только потом буду расширять производство.

Также у меня есть общественная баня, по­строенная по каркасной технологии, и радио­узел, который находится на рынке. Его услуга­ми в месяц пользуются около 400-500 граждан. Я чувствую, что мы очень полезны населению: обращаются по разным причинам, если теряюскот, или же сдают в аренду помещение, прода­ют абрикос и т.д. Цена наших услуг тоже соци­альная, например, с утра до вечера, примерно 35 раз, повторяется объявление, и стоит это все­го 50 сомов. Такой цены нигде не найдете. Даже если со временем мы повысим цену на объяв­ления до 100 сомов, например, все равно это будет сравнительно дешево. Мы не просто зани­маемся объявлениями, мы ведет документацию, архив, получаем отзывы от наших клиентов, сле­дим за эффективностью нашей деятельности. Я сам очень серьезно отношусь к информации: как только поступают новые данные, сам их об­рабатываю, анализирую и думаю, как эта инфор­мация принесет пользу и жителям, и городу. Как говорится, «кто владеет информацией, тот вла­деет миром», и я бы хотел приносить пользу лю­дям. Поэтому я все еще поддерживаю этот вид бизнеса, два года мы были на дотации, то есть аренду помещения и заработную плату я опла­чивал из собственного кармана. Потому что на­род еще не был готов платить за информацию. А сейчас уже сами приходят, как видите. Был та­кой случай: у одного человека овца зашла в со­седний сад, но хозяин, не спрашивая соседей, пришел к нам в узел. Потом оказалось, что сосед узнал про пропажу через узел и сказал хозяину.

У вас была возможность жить и разви­ваться в Бишкеке, почему вы выбрали возвращение на малую родину вместо возможностей в столице? Я прожил в Бишкеке девять лет. Временно приехал в Баткен, увидел спокойную жизнь, все тут знакомые, мне жизнь тут больше понрави­лась. В столице, надо признать, можно потерять­ся. Может быть, если бы я там вырос, было бы у меня много друзей, больше общения, может, понимал бы их систему, но почему-то я себя там чувствовал одиноко. По-моему маленький город лучше, чем большой. В Баткене сумел создать себе команду. Здесь я могу быть полезным для общества, здесь могу проложить свой путь.