Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Шаарманы
Счастливые города Кыргызстана: какими они должны быть и какими станут?
12 и 13 мая в Национальной библиотеке столицы состоялся первый в истории независимого Кыргызстана Форум «Сеть счастливых городов» («Куттуу шаарлар уюлу»), организованный Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР (ГАМСУМО) совместно с Общественным фондом «Городские инициативы» и Институтом политики развития.
Несмотря на новизну, мероприятие собрало более 250 участников: мэров и сотрудников мэрий, депутатов городских кенешей, гражданских активистов, гостей из зарубежных стран, специалистов экспертного сообщества. Все это придало форуму не только масштабность внешних проявлений, но и тематическую глубину. А на уровень события государственного значения Форум «Сеть счастливых городов» вывело участие и выступление на открытии руководителя аппарата Президента Сапара ИСАКОВА, первого вице-премьер-министра Мухамметкалыя АБУЛГАЗИЕВА, директора ГАМСУМО Джумагуль ЭГАМБЕРДИЕВОЙ, посла Швейцарии в КР Рене ХОЛЕНШТАЙНА, директора Фонда «Сорос – Кыргызстан» Шамиля ИБРАГИМОВА.
Форум начинается с идеи
Урбанистический форум состоялся в Кыргызстане в третий раз, ранее подобные собрания проводились при активном участии мэрии Бишкека для бишкекчан, затем при активном участии мэрии Оша для общественности и местного самоуправления Южной столицы и близлежащих городов. Однако многие города Кыргызстана оставались вне процесса, одновременно нуждаясь в новых знаниях и ресурсах. Поэтому в третий раз решено было проводить форум для всех городов без исключения. Ключевая идея форума – ответить на потребность в объединении практиков, которые занимаются развитием городов, в единую горизонтальную сеть, а также стремление улучшить качество жизни в малых и средних городах. Куттуу шааралр уюлу – сеть благодатных городов, городов, в которых нравится жить горожанам.
Форуму предшествовала большая и кропотливая работа, начавшаяся с масштабного исследования пяти городов страны, проведенного ОФ «Городские инициативы». Материалы исследования легли в основу программы мероприятия, работа над которой началась в начале 2017 года. Первым делом сформировали оргкомитет, действующий на принципах открытости и прозрачности. В течение зимы и весны он собирался на свои заседания пять раз, а затем начались встречи с экспертами, скайп-сессии с зарубежными спикерами – отдельно по каждой секции. При определении тематики секций ориентировались на вопросы и проблемы, важные и общие для большинства городов, отвечающие насущным потребностям и интересам сообществ. К тому же они должны были охватывать различные сферы городской жизнедеятельности, чтобы участвовавшие в форуме специалисты МСУ могли не только изучить в ходе секционного обсуждения, но и применить на практике полученные знания и направления. То есть, чтобы с площадок форума полученные навыки «перетекли» в реальную сферу деятельности городского руководства и его служб.
Благодаря Посольству Швейцарии в КР, на форум удалось пригласить и обеспечить участие экспертов из Цюриха Филиппа КОХА, Регулу ИЗЕЛИ, Сайкал ЖУНУШОВУ. Кроме того, в его работе принял участие и эксперт по муниципальным ассоциациям из Латвии Эдвинс БАРТКЕВИЧ.
В подготовке секций, помимо основных организаторов и ГАМСУМО, участвовали 10 организаций-партнеров: Move Green, Ресурсный центр для пожилых, Азиатский банк развития (программа CAREC), ОФ Kg Labs, Гражданская инициатива интернет-политики, Агентство развития г.Бишкека, Национальный институт стратегических исследований КР, Союз МСУ, Вело-сообщество Кыргызстана, Youth of Osh, Ассоциация проектных организаций КР, Министерство экономики КР. В результате программа получилась весьма обширной и была выполнена в параллельных секциях сразу в нескольких залах.
Международный уровень под флагом страны и государства
Главным государственным партнером и со-организатором Форума стало ГАМСУМО. ГАМСУМО провело работу с руководителями городов, обеспечив их участие в форуме. Аппарат Президента и Аппарат Правительства обеспечили приветствия со стороны руководителей государства высшего уровня. Также для первого форума было крайне важно присутствие как первых лиц городов – мэров и вице-мэров, так и рядовых специалистов мэрий, активных горожан, председателей домовых комитетов и квартальных. В результате в регистрационных списках отметилось 253 человека из 31 города Кыргызстана и зарубежные гости из Алматы, Кишинева, Цюриха, Барселоны, Москвы, Киева и Еревана. Несомненной звездой форума стал Висенте ГУАЙАРТ, работавший ранее главным архитектором Барселоны, который прочитал лекцию в одном из университетов и встретился с руководством Бишкека.
Успеху форума способствовали городские исследования, проведенные предварительно. Они обеспечили коммуникативные связи между мэриями и группами социально активных горожан, способных стать основой и движущей силой позитивных изменений. Для таких неравнодушных людей, стоящих за различными городскими инициативами, в ходе подготовки форума даже возник термин «шаарман» – городской герой, человек, который меняет город к лучшему. Это положительный вклад форума в развитие городской культуры, слово уже прижилось и многим нравится.
Удачи и просчеты
Позитивных моментов было немало, например, в процессе подготовки и проведения активно задействовались «новые медиа» (фейсбук, рассылки, интерактивные действия) наряду с традиционными (пресс-конференции, пресс-релизы и проч.). Положительным моментом было и то, что удалось сформировать различные пространства на Форуме, например, такие, как «зеленая юрта», где участники могли познакомиться и получить консультации по поводу городских зеленых насаждений, которые благоприятно влияют на урбанистическую среду, демонстрации экологичных подходов к строительству.
Если же говорить о просчетах, то одним из них можно считать ограниченное участие в мероприятии специалистов, традиционно активных в жизни города. Например, архитекторы, обычно стоящие в авангарде многих городских начинаний, на этот раз были представлены крайне скудно.
Что касается общей программы, то в следующий раз стоит предусмотреть больше времени для неформального общения участников.
Объединяя города
Сегодня все города КР являются членами Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики. Созданная в 2000 году как Ассоциация городов, эта организация сыграла большую роль в развитии местного самоуправления, муниципального движения и объединении городов. На протяжении многих лет на постоянной основе специалисты Ассоциации предоставляли правовые консультации, оказывали информационные услуги городским администрациям, представляли и защищали интересы местного самоуправления в продвижении политической и финансовой децентрализации.
В последние годы роль Союза МСУ уменьшилась. Это происходит по объективным причинам, среди которых к существенным можно отнести: недостаточное внимание к развитию МСУ со стороны государства, непонимание роли ассоциации со стороны самих органов МСУ, уязвимое положение местных бюджетов и, как следствие, неуплата членских взносов в Союз, частую сменяемость руководящих кадров в органах МСУ и другие.
Ситуация привела, как минимум, к двум большим проблемам – отсутствию на национальном уровне переговорщика, способного регулировать отношения органов местного самоуправления с другими уровнями власти, и отставанию в развитии межмуниципального сотрудничества в части обмена опытом и положительной практикой.
В связи с этим специальные сессии форума для глав городов и представителей местных кенешей были нацелены на презентацию успешного международного опыта взаимодействия муниципалитетов, обсуждение вопросов активизации Союза МСУ КР и возможностей горизонтального сотрудничества между органами МСУ. В рамках этих целей были представлены доклады члена правления Латвийской ассоциации местных и региональных правительств (LALRG) Эдвинса БАРТКЕВИЧА и экс-председателя Международной ассоциации сотрудничества органов местного самоуправления Турции Мустафы БАШКУРТА. Затем участники разделились на фокус-группы и направляемые своими фасилитаторами подробно обсудили возможности развития Союза МСУ, вертикального переговорного процесса и горизонтальных связей.
В результате стало ясно, что, например, городскими органами МСУ у нас практикуется межмуниципальное сотрудничество в вопросах местного значения, в основном в сфере вывоза ТБО. Такие наработки имеются у мэрий городов Каракуля, Нооката, Джалал-Абада. В других сферах такое взаимодействие пока не установлено, хотя нормативных препятствий не имеется. Главная причина – недостаточность опыта и знаний у руководителей и отсутствие системы накопления и распространения положительного опыта.
Отсюда вывод – органы МСУ нуждаются в консолидации, а межмуниципальное сотрудничество городов страны имеет большой потенциал в различных сферах – социальное развитие, бизнес и торговля, туризм, услуги и т.д. А также в различных формах – сотрудничество городов-соседей, городов различных регионов страны и даже зарубежных. Это можно обеспечить за счет активизации деятельности Союза МСУ страны. Какие меры для этого необходимо предпринять, тоже стало темой рассмотрения одной из фокус-групп, результаты которой показали, что в настоящее время отсутствуют условия для финансовой устойчивости Союза МСУ. А значит, необходимо найти финансовые средства для его поддержки, особенно на первоначальном этапе. Сумма взносов может определяться либо из расчета на душу населения, либо закладываться в бюджет в виде какого-то процента, либо отчисляться от местных налогов. Когда эта сумма определится, ее необходимо утвердить в местном кенеше. Чрезвычайно важно, чтобы Союз и вся его деятельность не зависели от государства.
Участие сообществ как двигатель перемен
Большой интерес вызвали выступления зарубежных гостей, поделившихся опытом работы с городскими сообществами. В частности, Ольга КОРАБЛЕВА (Украина) поделилась подробностями проекта «Дивовыжни» (Удивительные горожане), в ходе которого организаторы смогли привлечь общественность к «заброшенной части города» и посредством диалога с горожанами определить основную направленность будущего объекта притяжения, согласовать дизайн и наполнение пространства, собрать средства на реконструкцию и даже провести ремонт руками горожан.
Акмарал САТИНБАЕВА, представитель Youth of Osh, рассказала о проекте восстановления парка в центре Оша с помощью активных горожан. По ее словам, успех основан на вовлечении горожан, которые затем считают результат своим и выступают в качестве защитников проекта. Стоит отметить, что успех повлек за собой целую серию аналогич ных проектов в тандеме с городской профильной структурой, что в свою очередь является ярким примером для остальных городов.
Стало совершенно очевидно, что вовлечение горожан в общественную жизнь и благоустройство является краеугольным фактором успешности подобных проектов, а в формате диалога необходимо решать все вопросы городской жизни, включая самые мелкие и несущественные. Даже финансирование проекта не станет проблемой, если люди почувствуют свою сопричастность к улучшению своей «среды обитания».
В целом механизмы гражданского участия и партнерства глубоко укоренились в социальноэкономических процессах современных городов. Человеческий и социальный капитал движут его экономикой и управлением. Налаженный диалог населения с мэриями в рамках и за пределами институтов местного самоуправления обеспечивает городским властям обратную связь и адекватную систему реагирования на потребности жителей и их проблемы.
Три сессии форумы были посвящены участию горожан в городском развитии: «Городские сообщества», «Участие горожан в развитии города» и обмен успешными практиками. На них обсуждались принципиальные шаги, позволяющие местному сообществу включаться в решение собственных проблем. В рамках сессий Филипп КОХ прочиталлекцию «Город совместного действия» на примере Швейцарии, а Иван ВЕРБИЦКИЙ презентовал результаты своих исследований о гражданской активности в городах Украины. В обсуждении приняли участие представители ошской и джалал-абадской мэрий, а также Анатасия СТЫЦЕНКО из каракольского МВО «Лидерство» и Шамиль ИБРАГИМОВ – директор Фонда «Сорос-Кыргызстан».
Городские события как инструмент развития
Могут ли события стать инструментом информирования, диалога и развития городской среды?
Мирлан САТЫГУЛОВ рассказал о «Пешеходном рае» и привел достаточно аргументов, как подобное событие может положительно сказаться на соблюдении правил дорожного движения детьми и водителями. Он акцентировал внимание на устойчивости проекта и корреляции с осложнением ситуации на дорогах в текущем году. Это стало главным аргументом в вопросе отзывчивости доноров и спонсоров при реализации столь важных городских событий.
Представитель фонда Розы ОТУНБАЕВОЙ поделилась опытом проведения «Фестиваля образования» и обозначила важность проекта, как в образовании детей, так и профессиональной ориентации подростков. Все согласились, что данное мероприятие является важным фактором в развитии рынка образовательных услуг, так как предоставляет площадку для новинок в данной сфере, создает каталоги участников фестиваля для заинтересованных лиц.
Данияр АМАНАЛИЕВ поведал о проекте «Музыкальный Эркиндик», отличившемся либеральным подходом организаторов. Проект побуждает музыкантов к манифесту через игру на улицах города, что приводит как к изменению общественного сознания, так и городской среды в отношении горожан, туристов и самое главное – музыкантов, которые теперь нашли новый способ самореализации. Миссия проекта – сделать город уникальным за счет свободы музыкального выражения.
Из этих рассказов несложно понять, что любое городское событие чрезвычайно важно для диалога местной власти с горожанами, способствует их просвещению и пробуждает социальную и гражданскую активность. Кроме того, является показателем привлекательности населенного пункта для гостей и туристов. Однако, чтобы этих результатов достичь, необходимо подходить к их подготовке серьезно и ответственно. И это – задача городских властей. При этом они должны быть отзывчивы на любую инициативу снизу и способны активно использовать партнерский подход в реализации мероприятий.
Лаборатория городских решений
По общему признанию участников форума, очень смелым и успешным экспериментом стала так называемая «Лаборатория городских решений», суть которой сводилась к решению кейсов – реальных ситуаций из разных городов без проработанного и вынесенного решения. Участникам предлагалось самостоятельно выработать и предложить свой вариант решения с учетом интересов всех сторон.
Организаторы форума предложили «игру» без победителей: сформировали 5 команд по 4-6 человек, собрали у них ответы на задания, которые и были обсуждены на следующий день со всеми участниками. Кстати, обсуждение результатов само по себе стало частью игры, так как аудитория активно включилась в формирование новых, дополнительных рекомендаций. Необходимо заметить, что достаточно часто участники в виде решения проблемы предлагали штрафовать и даже сажать виновников ситуации или проблемы в тюрьму, не вникая в причины возникновения ситуации или проблемы. Часто предлагалось перекладывать ответственность на городские власти, что противоречило идее соучастия и вовлечения горожан в развитие города. Все еще сильно в нас постсоветское понимание устройства города и привычка отстраняться от общих проблем.
Многим понравилась игра. Для некоторых это она стала возможностью проявить себя и поде литься экспертизой, для других – поводом пополнить багаж прикладных знаний. Поэтому этот метод стоит чаще использовать в мероприятиях подобного рода.
«Умные» города и городские данные
В Кыргызстане заметна устойчивая тенденция к урбанизации. По глобальным оценкам, к 2050-му году 90% населения будет проживать в городах. Подрастающее поколение предпочитает выстраивать будущее в городском пространстве. С ростом населения растет спрос на новое жилье, рабочие места, культурные события. Вместе с увеличением плотности населения возрастает и нагрузка на имеющуюся инфраструктуру, дороги, коммунальные и правоохранительные службы. Неспособность мэрий Бишкека и Оша справляться с данными задачами становится причиной ежедневных негативных публикаций в прессе.
Одним из способов решения данных задач является построение «умных» городов, основанных на цифровом анализе большого объема данных, установке технологических датчиков, камер и сенсоров, способствующих более рациональному управлению городским хозяйством. Не случайно концепция «умных» городов стала частью национальной программы цифровой трансформации «Таза коом», о которой ежедневно вещают по всем каналам связи.
Включение в тематику форума секции «Умные города» вызвало самый большой интерес участников, секция сопровождалась активным обсуждением и не ограничилась запланированными двумя часами, захватив даже время перерыва и последующих секций. В рамках этой темы вице-мэр Оша Замирбек АСКАРОВ презентовал мобильное приложение интерактивной карты города, благодаря которой горожане могут пожаловаться на работу коммунальных служб, оперативно решать вопросы городской важности. Приложение разработано совместно с представителями гражданского сектора НПО Youth of Osh при поддержке международного донора. Данный проект получил высокую оценку участников форума.
Мухамади ИБОДУЛЛОЕВ, руководитель центра Гражданских инициатив интернет-политики Таджикистана, поделился достижениями в области применения технологий для решения городских проблем мэрией Душанбе. Особую заинтересованность вызвал проект по мониторингу рыночных цен на основные продукты, посредством установки камер на городских рынках. Примеры и рекомендации особенно полезны для руководства малых городов, планирующих реализовать крупномасштабные проекты.
Руководитель SmartCity Lab (подразделение Правительства Москвы) Эльдар ТУЗМУХАМЕТОВ представил обзорную презентацию о том, что собой представляет «умный» город Москва, какие выгоды получены, из каких компонентов состоит и как влияет на качество жизни горожан. Он акцентировал внимание на тех проблемах, которые могут возникнуть после установки всех необходимых датчиков по мониторингу работы коммунальных хозяйств. Как оказалось, наблюдение за снегоуборочными и поливальными машинами позволяет узнать месторасположение агрегатов и фактический расход горюче-смазочных материалов. Однако они не дают возможности определить: проводили уборку снега, поливали дороги данные машины. Эльдар считает, что необходимо внедрять новые технологии в части использования аналитики больших данных и искусственный интеллект для выработки управленческих хозяйственных решений.
Руководитель подразделения «Разумные города» компании IBM Виктор ИГНАТОВ рассказал об управленческих проблемах, с которыми сталкиваются при внедрении Проекта «Умный город», и привел способы их решения на базе возможностей IBM. В частности, он подробно раскрыл составляющие проекта «Безопасный город» и сообщил, как предиктивная (предсказывающая, заранее планирующая) видеоаналитика может ускорить время реагирования муниципальных служб, повысить уровень безопасности на дорогах, сократить затраты на задания.
Вице-президент компании Habidatum Екатерина СЕРОВА перевела обсуждение данной тематики на новый уровень, затронув вопрос, насколько технические решения совпадают с потребностями горожан во временном пространстве и что понимается под термином «Умный город». Она привела пример города Рио-де-Жанейро, где в ходе временно-пространственного анализа обнаружилось, что камеры видеонаблюдения установлены не там, где чаще всего происходят преступления.
На другом примере она показала, насколько неэффективно используются городские пространства Лондона, заполненные народом в какое-то определенное время дня и пустующие в другое время. Или когда одно и то же пространство используется разными группами общества для разных целей в разное время. Такие данные должны приниматься во внимание при проектировании «умных» городов.
Как обычно, презентации завершились вопросами слушателей. Особый интерес вызвал вопрос эффективности внедрения проектов «Безопасный город» в различных точках мира и проблематика внедрения «Умных городов». Так же участники форума выразили желание, чтобы опыт Оша в скором времени реализовался в других городах и населенных пунктах Кыргызстана.
По итогам пленарной сессии можно заключить, что у каждого участника сложилась четкая дорожная карта этапов и уровней понимания концепции «Умные города», начиная от интерактивных карт до использования машинного обучения и алгоритмов построения временно-пространственных хронотипов города. Самое важное, что осознали участники: прежде чем внедрять технологии, надо определить, для чего это делается и какие нетехнологические решения существуют для данных задач. В целом сложилось понимание, что, используя подход, основанный на анализе данных, можно эффективно увеличивать городские пространства, делать их более дружелюбными для горожан и гостей.
Городское планирование
В секции, посвященной планированию, выступил консультант Всемирного банка по вопросам комплексного планирования городского развития Алистер БЛАНТ, который представил новые подходы к планированию городов, объединяющие пространственное и социально-экономическое планирование, а также концепцию нового закона о планировании, который должен быть разработан и принят в Кыргызстане. Интерес вызвал доклад о проекте экономической интеграции городов Алматы и Бишкека. Также в секции выступила эксперт из Швейцарии Регула ИЗЕЛИ, которая остановилась на проблемах современных архитектурных подходов к планированию на примере ее страны.
В ходе общей дискуссии сделаны следующие выводы: все политические и социальные решения рано или поздно отражаются в пространстве. При этом граждане начинают осознавать результат этих решений именно в тот момент, когда они получают свое пространственное, физическое воплощение. Следовательно, пространственное планирование и планирование социального и экономического развития – неразрывные процессы, один без другого просто не имеют смысла.
Соответственно, иерархия планов имеет значение только в административных, управленческих целях, но сам процесс планирования должен носить интегрированный характер, объединяя большое количество областей знаний – пространственных, архитектурных, демографических, социологических, культурных, экологических, экономических, исторических и прочих. А поскольку граждане, горожане являются главной созидательной силой развития городов, их интересы обязательно должны учитываться в планировании в максимальной степени, для чего властью должны создаваться соответствующие механизмы. Эти принципы должны быть отражены в новом законе о планировании, где будут предельно конкретно и ясно описаны полномочия всех участников комплексного интегрированного планирования развития муниципалитетов.
Таким образом, перед государством сегодня стоит задача: разработать и принять новый закон о планировании, определив рамки планирования и роли участников, выстроив управленческую иерархию планов. Вторая крупная задача государства – создать систему накопления и обмена данными. А муниципалитеты должны обеспечить создание механизмов учета интересов и потребностей жителей в процессе планирования, научиться работать с различными видами данных, а не только традиционной статистикой.
Что касается экспертного сообщества, то за ним – формирование новых инструментов анализа данных, прогноза, моделирования будущего городов в материальном (пространственном) и нематериальном выражении. Все вышеперечисленные задачи существенно облегчатся, если граждане станут активнее выражать свои ожидания и потребности, больше общаться с муниципалитетами, настаивать на своем праве участия в процессе планирования.
В целом первый форум городов Кыргызстана воспринят участниками как весьма удачный, а главное – полезный опыт, ставший импульсом для поиска новых социальных идей, укрепивший связь органов местного самоуправления с населением. Многие участники по его итогам наметили конкретные планы дальнейшей работы и взаимодействия. ОФ «Городские инициативы» и Институт политики развития продолжат развитие данного движения и проведение Форума городов в различных форматах и населенных пунктах.
Форум стал по-настоящему командным событием. Институт политики развития получил бесценный опыт кооперации и истинного партнерства с вдохновленной и вдохновляющей командой ОФ «Гражданские инициативы». Пользуясь случаем, ИПР выражает признательность за уроки, опыт, энтузиазм идейному лидеру форума Раушане САРКЕЕВОЙ, административному лидеру – Айканыш ДЕРБИШЕВОЙ, а также всей сплоченной и эффективной команде фонда – Динаре КАНЫБЕК кызы, Атаю САМЫЙБЕК уулу, Зарине УРМАНБЕТОВОЙ, Салтанат АНАРБАЕВОЙ.
Форум не мог быть успешным без вклада блестящих модераторов, продемонстрировавших не только опыт владения аудиторией, но и высочайший профессионализм по существу – Татьяны ТРЕТЬЯКОВОЙ, Азиза СОЛТОБАЕВА, Каната ТЕМИРБОЛОТ уулу, Сайкал ЖУНУШОВОЙ, Марии КОЛЕСНИКОВОЙ, Асель БЕКТЕНОВОЙ, Асылбека ЧЕКИРОВА, Светланы БАШТОВЕНКО. Настоящей опорой команды в дни форума стал основной модератор Сергей ДОЛЖЕНКОВ, который сумел виртуозно объединить разные аудитории, обобщить сложнейшие выводы и рекомендации и «спаять» различные секции и площадки форума в единое целое.