2012-03-30 / Услуги МСУ
Помимо общих идей и размышлений о будущей услуге, а также расчетов абстрактных тарифов, существенным результатом поездки стали конкретные проекты
планов по организации вывоза ТБО
Танат Осмонкулов,
специалист по работе с органами МСУ Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс»
Все кыргызстанские аймаки похожи друг на друга … мусором
Среди проблем, которые возникают и у обычного рядового гражданина, и у самого крупного промышленного предприятия, есть одна большая общая проблема, решение которой превращается порой в головную боль – это вывоз мусора. В самом деле, одинаково неприятно как видеть забитую мусором помойку во дворе дома, так и получить штраф от службы по санэпидемнадзору или экологической службы. Да и место мусор занимает немаленькое. Выход один – вывоз мусора должен осуществляться на постоянной основе, или, в случае необходимости, по заказу какой-либо организации, осуществляющей услуги по вывозу мусора. При этом общую ответственность за организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов по законодательству несут органы местного самоуправления.
Надо понимать, что в задачу органов МСУ входит не только вывоз мусора, но и контроль за состоянием территории муниципалитета. Например, предупреждение возникновения мусорных куч, стихийных свалок. Задача борьбы с мусором стала особенно актуальной в последние годы, так как количество мусора возросло многократно – вырос объем личных вещей, которые просто выбрасываются, а не переходят от пользователя к пользователю, как было пару десятилетий назад. Причем среди этих вещей не только пришедшая в негодность одежда, но и старая мебель, а также сломанная бытовая техника. И разумеется – пищевые отходы, которые провоцируют неконтролируемое размножение крыс и других переносчиков опасных для человека заболеваний.
Итак, проблемы санитарного состояния территории и вывоза мусора – забота органов местного самоуправления. В рамках Проекта«Голос граждан и подотчетность ОМСУ: бюджетный процесс» Институт политики развития помогал трем пилотным муниципалитетам провести совместное изучение нужд села (СИНС), в результате которого были выявлены приоритетные проблемы, решением которых
озабочено большинство из живущих на территории пилотов граждан. Оказалось, что мусор – это приоритетная проблема во всех трех пилотных айылных аймаках – Ивановском, Торт-Кульском и Ленинском. При этом 184 жителя Ивановского аймака, участвовавшие в анкетировании, так охарактеризовали текущую ситуацию в отношении мусора:
• не упорядочена работа айыл окмоту по вывозу мусора, не разработан график вывоза, не определены лица, ответственные за контроль по вывозу мусора;
• не предоставляются отчеты о сборе и расходовании средств за сбор и вывоз мусора по кварталам;
• специальной техники по уборке мусора не хватает, а та, что есть, - сильно изношена и морально устарела.
Действующая система предоставления услуг по вывозу мусора в Ивановском АА вызывает справедливые нарекания со стороны жителей. По словам заместителя главы Ивановского АО К. Исаева, нехватка средств местного бюджета на благоустройство села, в том числе на вывоз мусора, изношенность техники – в наличии лишь 1 трактор с прицепом, которому более 20 лет, – не позволяют качественно организовать данную услугу.
Тем не менее на территории Ивановского АА данная деятельность частично структурирована и хотя бы действует, чего нельзя сказать о других пилотах, участвующих в реализации проекта.
В Торт-Кульском айылном аймаке жители оплатили в 2011 году сбор за вывоз мусора в сумме 14 тысяч сомов, что составляет 18% от общего объема средств, которые айыл окмоту мог бы направить на предоставление услуг по вывозу мусора (см. Таблицу и Рисунок 1).
Собранных средств хватает лишь на нерегулярную ликвидацию стихийных свалок, когда жить рядом с ними становится невозможно. С учетом того, что значительная часть доходов Торт-Кульского айылного аймака поступает в виде грантов (дотаций) из республиканского бюджета, и этих доходов хватает лишь на обеспечение обязательных функций, вроде государственных услуг и образования, на мусор денег просто нет. К слову, расходы на коммунальные нужды, включая мусор, - это забота местного бюджета за счет собственных доходов, значит, никто, кроме самих жителей муниципалитета, предоставлять средства на уборку не будет. Поэтому сообщество должно само задуматься о том, как и на какие средства убирать мусор на территории аймака. Аналогичная ситуация сложилась и в Ленинском АА Джалал-Абадской области.
Таким образом, проблема с уборкой мусора широко распространена в сельских муниципалитетах Кыргызстана. Она усугубляется также тем, что даже в советское время система сбора и вывоза твердых бытовых отходов в сельской местности как следует не действовала, традиционно сельское население старалось самостоятельно утилизировать мусор, однако он имел преимущественно естественное происхождение и легко перерабатывался. Современный мусор (пластик, металл) утилизируется намного труднее, что требует от органов МСУ предоставления соответствующей услуги и новых технологических подходов.
Не так страшен мусор, когда знаешь, как его убрать
На территории Кыргызской Республики есть муниципалитеты, где органы местного самоуправления относительно успешно справляются с «мусорной проблемой». Поэтому Проект «Голос граждан и подотчетность МСУ» решил помочь пилотным аймакам изучить имеющийся в стране успешный опыт, для чего организовал учебную поездку представителей Ивановского, Торт-Кульского и Ленинского айылных аймаков в Беловодский и Гавриловский муниципалитеты Чуйской области, где услуга по сбору и вывозу мусора предоставляется органами МСУ.
Девятнадцать человек, включая председателей айылных кенешей; глав и заместителей айыл окмоту; специалистов, курирующих вопросы благоустройства; главных бухгалтеров и начальников финансово-экономических отделов; а также представителей населения, вошедших в инициативные группы по проблеме мусора, приняли участие в обменном визите по теме «Практика предоставления услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в Беловодском и Гавриловском айылных аймаках Чуйской области».
Практика организации «мусорной» услуги зависит от возможностей местного бюджета и от территориальных особенностей аймака. Поэтому выбор муниципалитетов для организации учебной поездки был основан на следующих критериях:
• наличие технической базы, включая специальную технику;
• наличие организованной деятельности по утилизации;
• расходы местного бюджета на предоставление услуги;
• взаимодействие органа МСУ с поставщиком услуги;
• взаимодействие органа МСУ с населением;
• налаженная система управления услугой и контроль ее предоставления.
Итак, исходя из указанных критериев, для изучения опыта были предложены Беловодский и Гавриловский аймаки Чуйской области. На Табл. 2 представлены сравнительные характеристики организации системы сбора, вывоза и утилизации мусора в двух муниципалитетах. Как видно из Таблицы 2,системы предоставления услуги в двух данных муниципалитетах существенно отличаются друг от друга, как отличаются и сами муниципалитеты. Гавриловский АА не имеет собственного полигона для утилизации ТБО, но в нем проживает намного меньше жителей. В Беловодском аймаке функционирует акционерное общество – частное предприятие, крупнейшим акционером которого является муниципалитет, а в Гавриловском – муниципальное предприятие.
По словам главы Беловодского аймака Александра Кононова (на фото слева), предприятие, оказывающее данные услуги, может быть рентабельным, если на заработную плату расходовать, к примеру, 20 тысяч сомов и иметь оборотный капитал не менее одного миллиона сомов.
Но для этого необходимо повышать собираемость сборов оплаты, а также внедрять систему санитарно-экологических инспекторов из числа активных жителей местного сообщества в больших селах.
Глава Гавриловского аймака А. Усенов считает, что у населения необходимо воспитывать санитарно-экологическое сознание: «В начале, когда мы только приступали к организации площадок под сбор мусора, строили их за счет местного бюджета, местные жители нередко разрушали их. Площадки приходилось ремонтировать, дополнительно выделяя средства из местного бюджета». Обе модели далеки от идеала, однако они сформировались в соответствии с потребностями и ситуацией в конкретных сообществах. Гостям из Ивановки, Торт-Куля и Ленинского предстояло разобраться в особенностях работы обеих систем и решить для себя, каким образом будет организовано предоставление услуги в их муниципалитете.
Хроника учебной поездки
Ивановский АА
В первый день визита участники ознакомились с деятельностью Беловодского айылного аймака, заслушав презентации главы Беловодского АО «Практика предоставления услуг по ТБО по Беловодскому АА», начальника ФЭО «Финансовое управление по ЖКХ» (финансовая документация, реестр технической базы). Также участники имели возможность изучить местные нормативные акты аймака о благоустройстве территории, о санитарно-экологической инспекции при айыл окмоту, о деятельности депутатского корпуса кенеша по вопросам ТБО. Затем участники поездки посетили АО «Коммунальщик» и узнали, каким образом организована работа предприятия, в частности:
• о площадках для сбора ТБО при многоквартирных домах, в частном секторе, при объектах малого и среднего бизнеса и бюджетных организациях;
• о технической базе акционерного общества, включая вопросы содержания и эксплуатации инфраструктуры и спецтехники
по оказанию услуг;
• об организации производственного цикла по ТБО, включая расходы на содержание муниципальной свалки;
• о деятельности предприятия по оказанию дополнительных услуг;
• о финансовом управлении предприятием.
Гавриловский АА
Работа по управлению твердыми бытовыми отходами, налаженная в Гавриловском аймаке, вызвала у участников повышенный интерес. Это было связано с тем, что характеристики Гавриловского аймака – территория, административное деление, расположение, численность населения – схожи с особенностями муниципалитетов, представители которых приняли участие в поездке.
Организаторы обмена со стороны Гавриловского АА решили придать мероприятию практический характер и, согласно пожеланиям участников, скорректировали программу и более подробно остановились на деятельности муниципального предприятия «Комбинат по благоустройству». Исполняющий обязанности директора предприятия С. Титова подробно рассказала об особенностях регистрации
предприятия, отчетности перед налоговыми органами, Социальным фондом, финансовой отчетности перед айыл окмоту, остановилась на вопросах хозяйственной деятельности. Имея опыт работы в качестве бухгалтера финансового отдела айыл окмоту, Титова С. смогла дать квалифицированные ответы на все вопросы.
Предприятие оказывает услуги населению на территории Гавриловского АА; финансы поступают только от айыл окмоту согласно тарифу, утвержденному на сессии айылного кенеша. Вообще тариф – один из самых сложных вопросов организации деятельности подобных предприятий, но он имеет ключевое значение для финансовой устойчивости предприятия, поэтому для участников поездки было организовано практическое занятие по расчету (моделированию) тарифа на вывоз мусора.
Чему учились?
Практическое занятие вызвало большой интерес участников, так как с его помощью они смог ли представить, как будет организована услуга на территории их муниципалитетов и какие средства для этого потребуются. Расчеты помогли участникам проанализировать рентабельность утвержденных тарифов и рассчитать альтернативные варианты тарифов с учетом капитальных вложений в инфраструктуру. К примеру, представители Торт-Кульского аймака посчитали свою годовую потребность в бюджетных средствах для организации услуги по вывозу мусора.
Помимо общих идей и размышлений о будущей услуге, а также расчетов абстрактных тарифов, существенным результатом поездки стали конкретные проекты планов по организации вывоза ТБО, подготовленные и презентованные участниками в завершающей части
мероприятия.
Представители Ленинского аймака решили в первую очередь рассмотреть вопрос об отводе в каждом селе земельных участков под строительство мусорной площадки, а также ускорить завершение создания муниципального предприятия с учетом опыта, приобретенного в ходе визита.
Представители Торт-Кульского аймака запланировали рассмотреть на ближайшей сессии айылного кенеша информацию об объемах годового сбора за мусор, а также обсудить на общественных слушаниях все вопросы, связанные с предоставлением услуг по ТБО.
Представители Ивановского АО запланировали найти средства для постройки мусорных площадок и изготовление мусорных контейнеров, а также подготовить проект по приобретению спецтехники.
Итак, вывоз и утилизация бытового и строительного мусора – проблема решаемая. Принято считать, что ее успешное решение возможно только в городах, где местные бюджеты располагают средствами для предоставления данной услуги на приемлемом уровне. Однако практика муниципального управления показывает, что решение проблемы возможно и в селах, а средства, необходимые для этого, не так катастрофично велики, как кажется на первый взгляд. И это вопрос не завтрашнего дня, а дня вчерашнего. Кто сказал, что жители сел в Кыргызстане не могут пользоваться услугами наравне с жителями городов? Средства найти возможно, однако органам местного самоуправления нужна в большей степени методологическая поддержка, уверенность в собственных силах и положительные примеры, демонстрирующие, что миссия выполнима. Такую успешную практику лучше всего увидеть своими глазами, как это произошло с участниками учебной поездки в Беловодский и Гавриловский айылные аймаки.