Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

На уроках «Человек и общество» школьники знакомятся с местным самоуправлением

2012-03-30 / Участие граждан

К своему предмету Б. Анарбаева подходит творчески, понимая, насколько важно для молодых жителей села понимать государственное устройство в целом и роль местного самоуправления в частности.

 

Султан Майрамбеков, 
специалист по грантам проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс»
 
В средней школе имени А. Таджибаева в селе Жыгач-Коргон Ленинского айылного аймака Сузакского района Джалал-Абадской области для учеников 10-11 классов предмет «Человек и общество» преподает учитель высшей категории, отличник народного образования, депутат Ленинского айылного кенеша Анарбаева Бактыгуль. 
 
К своему предмету Б. Анарбаева подходит творчески, понимая, насколько важно для молодых жителей села понимать государственное устройство в целом и роль местного самоуправления в частности. Ученики с особым вниманием и интересом слушают темы, посвященные местному самоуправлению, так как речь идет о близких и нужных вещах: деятельности, функциях и полномочиях айыл окмоту; вопросах, находящихся в ведении айылного кенеша, полномочиях депутатов. Также старшеклассникам очень интересны вопросы местного бюджета, особенно источники финансирования, причины недостатка финансовых средств и финансовые возможности для решения важных проблем сообщества. 
 
В качестве домашнего задания Б. Анарбаева дает ученикам задание написать сочинение на тему «Если бы я стал депутатом местного кенеша…». Несмотря на юность, старшеклассники предлагают свои пути решения проблем, предлагают смело и творчески, по-своему определяют приоритеты. Их предложения часто отражают потребности их возрастной группы, однако нередко в сочинениях слышны потребности их семей, родителей, старших родственников, что неудивительно – молодежь не остается в стороне от проблем сельской жизни, с юных лет на себе ощущая трудности, которые приходится преодолевать всем поколениям. Интересно, что девочки чаще склонны отдать предпочтение вопросам благоустройства и инфраструктуры, тогда как мальчики больше заботятся о спорте и техническом прогрессе.
 
 Например, Манас Белеков предложил построить в селе спортивный зал, а Алина Жуманазарова считает более важным решить вопрос с питьевой водой, так как все трубы устарели, воды не хватает, части жителей вода подается только два часа в сутки,  большая часть воды теряется в утечках. Данияр Абдыкалыков хочет открыть для молодежи интернет-клуб, так как до Джалал-Абада далеко, но молодежь села не хочет ни в чем быть ущемленной по сравнению со сверстниками, живущими в областном центре. Зато Айжан Тургунбаеву заботит совсем другой вопрос: «В нашем селе нет детского сада, у меня маленькие братик и сестра, за которыми нужен присмотр, если бы был детский сад, то мы бы отдали туда брата и сестру. А мама в это время могла бы работать».
 
Кроме обычных уроков, в школе им А. Таджибаева по предмету «Человек и общество» практикуются уроки-встречи. В начале марта 2012 года состоялся урок-встреча с участием депутатов Ленинского айылного кенеша Бакытом Токтосуновым (председатель), Табылды Ханазаровым, Кадырбеком Алимбековым. Ученики задавали депутатам различные вопросы: что вы сделали как депутат айылного кенеша? кто должен ремонтировать дороги? почему у нас проблемы с питьевой водой? когда в нашем селе будет детский сад? Депутаты пытались дать исчерпывающие ответы, однако молодежь не всегда принимала их на веру, и тогда разворачивались жаркие споры о путях решения проблем, о будущем села. И ученики, и депутаты получили яркие впечатления от этой встречи, и можно не сомневаться, что эти школьники уже навсегда усвоят, насколько широк и ответственен круг обязанностей депутата местного кенеша.
 
Так Бактыгуль Анарбаева вводит своих учеников во взрослую жизнь, одновременно показывая им возможности решения вопросов местного значения, благоустройства собственной жизни и объясняя им суть и важность ответственности за принимаемые решения.
 
Бактыгуль Анарбаева показывает хороший пример того, как на своем рабочем месте и в своей общественной жизни каждый из нас может оказывать существенное влияние на качество жизни и уровень развития сообщества, в котором мы живем.