Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Активный бюджетный диалог Хроники общественных слушаний по проектам местных бюджетов на 2014 год

2013-10-25 / Участие граждан
Активный бюджетный диалог Хроники общественных слушаний по проектам местных бюджетов на 2014 год

Людей созывали на слушания глашатаи в национальных костюмах, верхом на лошадях с рупорами в руках. Этот остроумный пиар-ход еще больше придавал важность собранию, на который созывался народ.

Последние реформаторские инициативы правительства в системе госуправления, направленные на усиление роли районных властей и органов местного самоуправления, вселили надежду на перемены. Не дожидаясь, когда сверху будет дана команда начать обсуждение бюджета на будущий год, в некоторых селах люди уже вынесли этот важнейший вопрос на повестку дня общественных слушаний.
 
Жаркие дискуссии состоялись в ряде айыл окмоту Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Нынешние общественные слушания отличались от прежних тем, что проект бюджета был составлен с учетом предложений инициативных групп, иными словами – при широком участии населения. На сей раз было гораздо больше определенности: прежде чем вынести на обсуждение проект бюджета, аппарат айыл окмоту просчитал все местные налоги, которые полностью поступят в казну, а также доходы от сбора трех видов общегосударственных налогов. Полученные расчеты экономисты и финансисты обсудили с лидерами инициативных групп, которые внесли свои дельные предложения.
 
Отметим, что была проделана большая работа: необходимо было собрать данные Нацстаткома, налоговой службы, Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, затем все цифры проанализировать, обобщить, собрать предложения от лидеров ИГ, и только потом посредством общественных слушаний донести до широких слоев населения. Рассказать об экономическом прогнозе просто, доступно, чтобы все поняли, сколько ожидается доходов и как ими лучше распорядиться.
 
Так, например, в пилотном Ак-Чийском АА финансовый отдел совместно с председателем и депутатами айылного кенеша и лидерами аймака просчитали налог от добровольного патентирования субъектов бизнеса: услуги от работы тракторов, комбайнов, сбора молока, выпаса скота и другое. В Бостеринском аймаке обновили данные о налоге на земли несельскохозяйственного назначения для капитальных строений и легких конструкций субъектов бизнеса, в Багышском АА выясняли истинный доход от налога на недвижимое имущество по налогам первой группы, которые должны поступать и пополнять бюджет АО.
 
Естественно, что имея под рукой свежие данные, более точные и достоверные, можно строить планы на будущий год. Вот почему бюджетные слушания стали настоящим событием для сельчан – пустые разговоры сменила конкретика.
 
Как обстояло дело в Ак-Чийском айылном аймаке?
 
Прежде всего, стоит отметить старания айыл окмоту. Его работники провели хорошую информационную кампанию, которая сопровождала общественные слушания от начала до конца. Вовремя были вывешены баннеры с информацией о бюджете на 2014 год, подготовлена презентация, розданы пригласительные билеты всем владельцам домовых хозяйств в трех селах.
 
Людей созывали на слушания глашатаи в национальных костюмах, верхом на лошадях с рупорами в руках. Этот остроумный пиар-ход еще больше придавал важность собранию, на который созывался народ. Атмосферу праздника создало и вручение от имени АО и АК призов активным участникам прошлых бюджетных слушаний по следующим номинациям:
 
1) самый интересный вопрос,
2) лучшее предложение,
3) самый пожилой участник.
 
Старания активистов были не напрасны. Сельчане активно включились в разговор. Предложения и так и сыпались из зала… Всего во время слушания поступило 9 устных вопросов и предложений и 4 письменных. Вот небольшой фрагмент стенограммы, которая передает характер обсуждения: Б.ШАЙЫЛДАЕВ: «Будут ли внесены в бюджет 2014 года средства для освещения улиц?»
 
Глава АО Б. ИСАЕВ: «По данной проблеме мы ведем работу, есть предварительный анализ, который говорит, что это можно решить, но трудно будет провести свет сразу во всех селах. Но можно начать с центральной улицы с. Акчий. Однако до этого нужно будет проработать вопрос о денежных сборах с населения».
 
К месту оказались советы главы Боз-Учукского АО М. ЖУСУПОВА, который был приглашен в качестве гостя. Он сказал, что необходимо сразу обговорить все детали и определить ответственность потребителей. Как показала жизнь, возникают некоторые трудности при эксплуатации ламп, они перегорают, их нужно менять на новые, а это дополнительные затраты, которые не всегда АО может взять на себя.
 
К. ЖАКШЫЛЫКОВ: «В бюджете 13% выделяется на культуру и спорт, но на самом деле - это мизерная сумма, а большая часть денег уходит на культурные мероприятия, праздники. Предлагаю сократить расходы на культуру и больше средств направлять на развитие спорта. Из-за отсутствия финансирования местные атлеты не могут поехать на соревнования».
 
Председатель АК Э. ДЖАНТАЕВ: «Разработайте план спортивных мероприятий и смету расходов, чтобы мы могли рассмотреть ваше предложение на сессии кенеша».
 
По итогам слушания был составлен план работы, куда вошли все рекомендации и предложения участников.
 
В Тогуз-Тороузском аймаке сфокусировались на следующих проблемах
 
Общественные слушания начались с предоставления информации по проведенным СИНС-сессиям, выявившим 30 проблем, 11 из которых отобраны как приоритетные, требующие решения в первую очередь. Под них были созданы ИГ (инициативные группы) и составлен план совместной деятельности, утвержденный АК. Первый раз общественные слушания прошли 28 февраля этого года, на них говорилось об исполнении бюджета за 2012г. Глава АО У. КОЧОРБАЕВ отметил, что текущие общественные слушания по формированию проекта бюджета на 2014 г. важны для получения дополнительной информации и предложений, а также выяснения мотивов поддержки или неприятия сообществом предложений со стороны АО. Во время слушаний люди обратили внимание на ряд моментов:
 
Ж. ЖАНАЛИЕВ., учитель: «Можно ли увеличить денежные поступления от работы телевышки КТРК и асфальтобетонного завода?»
 
У. КОЧОРБАЕВ, глава АО: «КТРК платит земельный налог, а что касается асфальтобетонного завода, то будут пересмотрены площади, занимаемые данным объектом, после чего мы определим сумму налога».
 
К. САРТБАЕВ, пенсионер: «У меня 3 вопроса: за счет каких средств будет организован информационный центр? когда начнет работать клуб села Додомол? поступают ли денежные средства от пастбищных комитетов?»
 
У. КОЧОРБАЕВ: «Информационный центр появится в здании АО, а тот, что ранее задумывался как информационный, станет молодежным центром. Денежные средства мы планируется запросить из республиканского бюджета. Для приобретения спортивного инвентаря клубу будет выделено 120 тысяч сомов».
 
И.КАЛМАНБЕТОВА, бухгалтер пастбищного комитета: «В текущем году поступило 40,0 тыс.сомов, из них в АО за 6 месяцев перечислено 10,5 тыс.сомов, остальная сумма ожидается по мере поступления до конца года».
 
Чтобы обсуждения на слушаниях были более предметными, сотрудники аппарата АО инициировали опрос. Анкета с четырьмя вопросами была роздана участникам, которым предложили ответить, какие проблемы необходимо решить в первую очередь (внутренние дороги, освещение, озеленение и благоустройство, культурно-спортивные мероприятия) плюс предложения по проекту бюджета на 2014 год. На первом месте по злободневности оказались дороги – 33 голоса, на второе место респонденты поставили освещение улиц – 29 голосов и третье место - озеленение и благоустройство – 24 голоса. Эти проблемы участники обсудили на слушаниях, как самые приоритетные, и включили для решения в среднесрочную программу АО на 2013-2015 гг.
 
В непилотном Ак-Коргоне спорят Общественные слушания в данном айылном аймаке прошли в клубе, куда пришли 89 человек, из которых 13 депутатов айылного кенеша. С самого начала обсуждение бюджета получилось горячим, как только руководитель финансово-экономического отдела озвучил цифры доходной и расходной частей. Люди впервые участвовали в подобном действии, поэтому информация о бюджете их явно волновала. Особенно расходы. Даже те, кто был далек от экономики, тоже заинтересовался проблемами и вносил свои предложения, особенно активны были женщины, которых волновал бюджет детских садов и школ, зато мужчин больше интересовало развитие сельского хозяйства и улучшение состояния внутренних дорог сел.
 
И. АБДУХАЛИЛОВ, айыл башчы с.Баястан: «При составлении бюджета с кем его обсуждали, чью практику применили?»
 
М. АБДУЛЛАЕВ, начальник ФЭО: «Бюджет, который у вас на руках, составлен специалистами отдела нашего айыл окмоту, которые прошли обучение на семинарах Института политики развития, был также применен опыт прошлых лет. Этот проект бюджета будет дополнен поступившими от вас предложениями и при необходимости пересмотрен».
 
Т. АШУРАЛИЕВ, пенсионер: «Ведется ли учет частных предпринимателей, своевременно ли они платят налоги? Я говорю о магазинах, таксистах, маслобойных цехах».
 
М. АБДУЛЛАЕВ,: «Информация имеется и о номерах ИНН, и местоположении, и налогам, но основные сведения содержатся в УГНС района. Совместно с районными налоговыми инспекторами наши инспекторы ежегодно осуществляют денежные сборы. Частные предприниматели платят своевременно, кроме некоторых таксистов».
 
О. МУЗАКПАРОВ, специалист ФЭО: «Водопровод села Сафед-Булан берет начало из реки Чанач-сай, из которой пьют воду наши жители. Водозабор открытый, нет ограждения, очистных сооружений, что приводит к загрязнению источника. По этой причине возникают различного рода заболевания у населения. Предлагаю построить в 2014 году резервуар, хлораторную станцию и оградить водозабор. Для этого по статье «Спорт и культура» уменьшить расход на 200,0 тыс. сомов и передать их ЖКХ». 
 
Б. ДООРАНОВА, пенсионерка и депутат АК: «Нужно сократить статью «Прочие расходы» и направить деньги на реконструкцию детских площадок (четырех садиков) и увеличить родительский взнос для улучшения питания малышей».
 
З.МИЛИЕВА, руководитель ОФ, депутат АК: «Надо провести такие же слушания по вопросам распределения и использования земель ФПС».
 
Не просто с первого раза проникнуться общими интересами. Были предложения неприемлемые для бюджета, например, купить несколько комбайнов. После разъяснительной работы население поняло, что приобретение сельскохозяйственной техники из-за дефицита денежных средств невозможно, нужно искать другие пути.
 
Сельчане постепенно начинают осознавать, что бюджет контролируется, деньги расходуются строго по назначению. В итоге было решено, что предложения по статьям бюджета, которые айыл окмоту внесет на рассмотрение постоянной комиссии местного кенеша, в конце года будут вывешены на всеобщее обозрение.
 
Анализируя происходящее в айыл окмоту, приходишь к выводу, что совместная работа населения, органа МСУ и депутатского корпуса способна изменить жизнь в селах к лучшему. Поступившие предложения будут переданы как рекомендации к проекту бюджета на 2014 год постоянным комиссиям по бюджету, а также будет разработан план исполнения.
 
Роза СУРАНЧИЕВА,
специалист по работе с органами МСУ
Проекта «Голос граждан и
подотчетность органов
МСУ: бюджетный процесс»,
финансируемого Правительством Швейцарии и
выполняемого Институтом политики развития